Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы педагогического исследования




 

Каждая наука использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений. Известный российский психолог С.Л. Рубинштейн говорил, что «метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки».

Система методов научно-педагогического исследования складывается из собственно педагогических, а также методов, привлекаемых педагогикой из других наук.

Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.

Условно методы можно разделить на 3 группы: эмпирические, социологические и теоретические.

К эмпирическим методам относятся:

Педагогическое наблюдение представляет собой фиксацию и сбор фактов путем непосредственного восприятия педагогических явлений и процессов, поведения и деятельности детей, отношений в системе педагогического взаимодействия.

Наблюдение может быть со стороны и включенным, когда наблюдатель включен в деятельность тех, за кем он наблюдает. Наблюдение происходит в естественной обстановке, без вмешательства в ход деятельности. Для успешного наблюдения необходимо составить четкий план, в котором обозначены объекты, цели, задачи, время наблюдения, предполагаемый результат. Обязательно должен вестись протокол наблюдений, в который записывают наблюдаемые поступки, слова, особенности поведения и т.п.

Могут быть использованы технические средства звуко- и видеозаписи уроков, воспитательных мероприятий, киносъемка. Для научного наблюдения характерна не простая фиксация факта, а переход от его описания к объяснению.

Данный метод субъективен, т.к. интерпретация данных зависит от наблюдателя, от его понимания наблюдаемых явлений. Объективность метода можно повысить сопоставлением получаемой информации с данными других коллег, наблюдающих тоже педагогическое явление или ученика. Результаты наблюдения дают основу для корректировки воспитательных воздействий, позволяют верно оценить педагогическую ситуацию.

Педагогический эксперимент служит для проверки эффективности того или иного приема, метода педагогической работы. Предполагает использование других методов. Условия эффективности эксперимента:

- предварительный теоретический и исторический анализ изучаемого явления;

- формулировка и конкретизация гипотезы исследования, выявление противоречий с существующими мнениями, определение положений, требующих экспериментальных доказательств;

- четкая формулировка задач эксперимента;

- предварительное определение необходимого числа экспериментальных объектов.

Виды эксперимента: лабораторный, протекающий в искусственных, лабораторных условиях, и естественный (Лазурский А.Ф. 1913), проходящий в привычных условиях жизни и деятельности. При работе с детьми предпочтение отдается естественному эксперименту.

Констатирующий и формирующий (контрольный и экспериментальный классы) В констатирующем эксперименте выявляется достигнутый уровень развития изучаемых явлений. В формирующем эксперименте имеет место планомерное формирование требуемого качества, необходимого уровня ЗУНов. Он может иметь обучающий или воспитывающий характер.

При проведении любого вида эксперимента должна быть заранее составлена программа экспериментальной работы. Этот метод объективен.

Метод обобщения независимых характеристик. Разработан К.К. Платоновым. При этом методе сопоставляются характеристики, написанные разными учителями, товарищами, родителями изучаемого школьника. Те данные, которые совпадают в этих характеристиках, считаются объективными и отражающими действительные характеристики учащегося, несовпадающие моменты признаются субъективными и отбрасываются.

Метод изучения продуктов творческой деятельности. В этом методе анализируются контрольные работы, сочинения, рисунки, чертежи, тетради, предметы, изготовленные на уроках труда, макеты, муляжи, аппликации. Позволяет понять индивидуальность ученика, направленность его личности (интересы), отношение к работе, достигнутый уровень умений и навыков.

Работа с педагогической документацией. Изучаются личные дела учащихся, медицинские карты, классные журналы, дневники, т.е. объективные данные, характеризующие не только личность ученика, но и организацию учебно-воспитательного процесса школы.

Социологические методы:

Метод беседы. С помощью этого метода можно выяснить мнение и отношение как учителей, так и учащихся к различным событиям в классе, школе с тем, чтобы получить более глубокое представление об их сущности и причинах. Требования к проведению беседы:

1. перед беседой необходимо наметить ее цели, круг вопросов, которые позволят выяснить сущность интересующей проблемы;

2. при составлении вопросов необходимо продумывать варианты беседы и стараться предусмотреть ее ход;

3. эффективность беседы во многом зависит от умения создать доверительную обстановку, наладить контакт. Запись хода беседы: или использовать технические средства, или записывать сразу же после проведения беседы, стараясь в ее ходе запомнить как можно больше.

4. во время беседы необходимо наблюдать за поведением, мимикой, желанием отвечать на вопросы.

Анкетирование. Представляет собой массовый метод, которым можно охватить сколь угодно большое количество людей. Анкеты могут быть открытого и закрытого типа. Анкеты открытого типа не предусматривают вариантов ответа, закрытого – дают варианты ответа, что облегчает их обработку и повышает объективность результатов. Вопросы анкеты должны точно характеризовать изучаемое явление и не должны содержать подсказок. При составлении анкеты необходимо избегать многозначности вопросов, т.е. вопрос должен быть конкретным и на него можно дать только один ответ (Вы сейчас бьете своего отца?).

Интервьюирование. Представляет собой разновидность беседы. Отличается от нее тем, что исследователь во время интервью должен строго придерживаться намеченных вопросов, задавая их в определенной последовательности и записывая ответы.

Метод рейтинга. Представляет собой оценку тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). Требования к экспертам: эксперты должны быть компетентны, креативны (творческими), научно объективны, самокритичны и обладать широтой мышления.

Математические методы статистической обработки полученных данных.

Теоретические методы: суть теоретического исследования состоит в анализе, оценке, приведении в систему эмпирического материала.

Сравнительно-исторический анализ представляет собой выявление в истории науки и сопоставление различных точек зрения на исследуемую проблему.

Восхождение от абстрактного к конкретному. Этот метод требует построения теоретической части исследования от общего к частному.

Обобщение опыта передовой педагогической практики (традиционно-педагогический метод) – один из основных теоретических методов педагогической науки. Суть – вычленение наиболее существенных черт, особенностей передового или новаторского опыта учителей-практиков. Это абстрагирование обеспечивает возможность использования новых идей в других условиях. Теоретическому анализу подвергаются как отдельные методы, формы обучения и воспитания, так и система организации учебно-воспитательной работы.

Метод графов представляет собой схему, используемую для изображения связей между разделами и темами учебного предмета.

Методы работы с литературными источниками:

- библиография – перечень источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;

- аннотация – краткая запись, дающая общее представление об освещаемых в работе вопросах;

- реферирование – сжатое переложение основного содержания материала;

- конспектирование – более детальные записи, в основе которых вычленение глубоких идей и положений работы;

- выписывание данных и цитат.

Отдельно можно выделить:

Психофизиологические методы – вспомогательные в сборе эмпирического материала. С их помощью изучают психические состояния детей, их реакции в различных ситуациях, фиксируя характер протекания физиологических процессов (давление крови, частота пульса и др.). Эти методы дают возможность судить о глубине переживаний ребенка.

Самонаблюдение и самоанализ предполагают постоянную фиксацию педагогом своих переживаний, действий, усилий в области обучения и воспитания детей с последующим их анализом в соотнесенности с результатом.

Метод моделирования реальных педагогических процессов состоит в создании модели организации и условий работы какой-либо части педагогического процесса или его в целом. Характеризует изучаемый процесс наглядно-образно с помощью схем, чертежей, кратких словесных описаний, характеристик. Описание может быть и в виде математических формул, матриц, символов.

Моделирование применяют при изучении отдельных форм, методов работы, их взаимосвязи между собой. Показывает взаимосвязи школы, семьи, средств массовой информации. Может описать и различные виды обучения, разные типы уроков. Можно составлять модели учебного плана, типа школы, системы школьного самоуправления, программы действий учебно-воспитательных комплексов.

Этот метод объединяет экспериментальные и теоретические исследования.

 

Семинарское занятие № 1. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Предмет и задачи педагогики. Связь педагогики с другими науками. Отрасли педагогики.

2. Эмпирические методы педагогического исследования.

3. Социологические методы.

4. Теоретические методы, используемые в педагогическом исследовании.

Практическая часть:

1. Составить анкету для школьников (мотивы учебной деятельности; какое воспитательное мероприятие провести с ними и проч.)

2. Провести любую анкету или тест (изучение темперамента, характера, эмоциональной сферы и проч.).

 

ТЕМА 2. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

ВОПРОСЫ:

  1. Основные категории педагогики.
  2. Развитие личности (соотношение биологического и социального в развитии).
  3. Возрастные и индивидуальные особенности развития.

Литература:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. - 464 с.

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – С.55-83.
  2. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976. – С. 30-46.
  3. Подласый И.П. Педагогика. – Темы 1,3, 4.

 

  1. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.