КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика отдельных методов обучения
Рассказ – метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем. Используется при изложении материала, носящего описательный характер. Виды: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Основная функция – обучающая. Сущность – монологическое изложение учителем учебного материала, выделяя и подчеркивая главное. Время рассказа – 10 минут. Объяснение – анализ, истолкование и доказательство учителем различных положений излагаемого материала. Беседа – диалогический метод изложения учебного материала. Основная функция беседы – побуждающая. Сущность беседы состоит в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к припоминанию, к размышлениям, рассуждениям и анализу изучаемых фактов и явлений. В результате ученики самостоятельно подходят к теоретическим выводам и обобщениям. Виды беседы: вводная; сообщения новых знаний (катехизическая, сократическая, эвристическая); синтезирующая или закрепляющая (обобщение и систематизация знаний, контроль и коррекция). Беседа – это вопросно-ответный метод обучения и он может быть использован для сообщения новых сведений, для закрепления знаний, для их проверки и оценки и для повторения материала. Лекция – учитель устно излагает значительный по объему учебный материал. Отличительные особенности: занимает по объему почти весь урок, более научно построена (более сложное изложение материала), учебный материал может зачитываться. Основная функция – обучающая. Учебная дискуссия – это организуемый педагогом обмен мнениями, в котором школьники отстаивают личные субъективные точки зрения по обсуждаемому вопросу.
Иллюстративно-демонстрационный метод – метод наглядного пояснения. Демонстрация – наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде (или объемные модели). Демонстрация должна идти от внешнего вида к внутреннему устройству или отдельным свойствам. Эффективность метода зависит от умений педагога правильно выбрать объект, направлять внимание учащихся на существенные стороны рассматриваемого объекта и от владения методикой демонстрации. Основные правила методики демонстрации: - все учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемое; - создание условий для восприятия разными органами чувств; - создавать возможность для самостоятельного измерения изучаемых качеств. Иллюстрация – показ и восприятие предметов в символическом изображении. Иллюстрация производится с помощью плакатов, карт, фотографий, схем, рисунков, плоских моделей. С помощью иллюстраций раскрывают сущность и взаимосвязи между компонентами изучаемого объекта. /предмет в целом – демонстрация/ Работа с учебником и книгой. Достоинство этого метода состоит в том, что он создает возможность многократно обрабатывать учебный материал в удобном темпе и в удобное время. Цель – ознакомление со структурой книги, просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на вопросы, изучение материала, реферирование, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, заучивание материала. Эффективность зависит от умения читать и понимать прочитанное, выделять главное, вести записи, составлять схемы, подбирать литературу. Поэтому учащихся необходимо учить работать с книгой. Важнейшими приемами являются: - постановка цели работы над книгой; - указание вопросов, которые должны быть усвоены; - определение порядка работы над книгой и приемов самоконтроля; - наблюдение и контроль учителем за ходом самостоятельной работы учащихся;
- беседа по закреплению нового материала. Виды работы с книгой: на уроке под руководством учителя; дома, самостоятельно. К недостаткам метода можно отнести: значительные затраты времени и сил, т.е. метод малоэкономичен, невозможность учесть индивидуальные особенности детей, должен содержать материал для самоконтроля. Видеометод. Сущность состоит в преподнесении знаний с одновременной возможностью контроля их усвоения, закрепления, повторения, систематизации и обобщения. Появление видеометода связано с возможностями применения компьютеров в обучении. Наглядное восприятие информации. Может полностью заменить учителя. При использовании этого метода за учителем остаются следующие функции: вводит в круг изучаемых проблем, направляет деятельность, делает обобщающие выводы, оказывает индивидуальную помощь. Подробнее см. в учебнике Подласого. Упражнение – метод формирования умений и навыков, закрепление знаний на практике. Сущность метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении изучаемого материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие навыки и умения. Достоинство метода – эффективное формирование умений и навыков. Недостаток – слабая побуждающая функция. Виды: 1) специальные – многократно повторяемые, направленные на формирование учебных и трудовых умений и навыков; 2) производные – дополняют первый вид, направлены на актуализацию выработанных умений и навыков. Их цель – повторение и закрепление. Это те же упражнения, которые применялись и прежде; 3) комментированные, цель которых активизация и сознательное выполнение учебных заданий (комментирование выполняемых действий при решении, например, задачи у доски). Также выделяют: 1. устные упражнения, цель которых овладение техникой чтения, устного счета, рассказа, логичного изложения. Отработка культуры речи и развития логического мышления. 2. письменные – диктанты, сочинения, конспекты, решение задач, описание опытов. Цель – формирование умений и навыков. 3. графические – отрабатывают навыки построения графиков, таблиц, схем, чертежей.
4. лабораторно-практические формируют навыки обращения с лабораторным оборудованием. 5. производственно-трудовые, цель которых выработка производственных навыков и умений, например, настройка станка, изготовление части детали, устройства и т.д. Требования к методу упражнений: знание правил выполнения действия, учет достигнутых результатов, распределение повторений во времени. Лабораторный метод (учебный эксперимент, опыты) – это исследовательский метод открытия нового, воспроизведения естественных процессов и результатов, полученных в науке. Учащиеся могут работать индивидуально или в группах под руководством учителя и по заранее определенному плану проделывают опыты, в процессе которых происходит осмысление новых знаний, вырабатываются умения применения знаний на практике. Практический метод – преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. Вырабатывает умение использовать теорию на практике. Выделяют 5 этапов реализации этого метода: 1) объяснение учителя – теоретическое осмысление работы; 2) инструктаж – показ выполнения задания учителем; 3) проба – выполнение работы 2-3 учениками, остальные наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если есть ошибки; 4) выполнение работы – самостоятельное выполнение задания всеми учащимися класса. Учитель помогает тем, кто плохо справляется; 5) контроль – работы принимаются и оцениваются, в первую очередь учитывается качество выполнения. Опрос и контрольные работы проводятся с целью проверки и оценки знаний учащихся. Контрольные работы могут проводиться по одной или нескольким темам, разделам учебной программы в конце четверти или года. См. отдельную тему.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |