Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы обучения




Принципы обучения определяются на основе выявленных закономерностей процесса обучения. Закономерности обучения – это объективно существующая, повторяющаяся связь между явлениями и процессам обучения. К закономерностям обучения относят:

1) процесс обучения закономерно связан с процессами образования, воспитания и развития;

2) процесс обучения закономерно зависит от внешних условий, в которых он протекает;

3) процессы преподавания и учения закономерно связаны в целостный процесс;

4) содержание обучения зависит от его задач, отражающих потребности общества, уровень развития науки и культуры;

5) методы и средства обучения закономерно зависят от задач и содержания процесса обучения.

Принципы обучения – это исходные положения, которыми учитель руководствуется в своей практической работе. К основным принципам обучения относят следующие:

1) научность обучения. Означает опору на науку как источник содержания образования; требует изучения научных фактов и предполагает передачу учащимся системы научных знаний (истинность и непротиворечивость, устоявшиеся и проверенные практикой);

2) принцип систематичности и последовательности. Отражает необходимость построения обучения в строгой логической последовательности: новые знания должны опираться на ранее усвоенные. Требует сис

тематической работы по повторению, систематизации и обобщению изучаемого материала;

3) принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью. Требует понимание значения теории в жизни, применения теоретических щнаний для решения практических задач;

4) принцип сознательности и активности. Предполагает осмысление изучаемых фактов для прочного их усвоения; стремления учеников к знаниям. В реализации этого принципа важное значение имеет умелое использование учителем разнообразных приемов, вызывающих интерес школьников к знаниям;

5) принцип наглядности. Требует систематического применения наглядности при обучении: непосредственного наблюдения и изучения предметов, явлений, событий. Виды наглядности: 1)естественная (реальные предметы и явления); 2) объемная (модели, макеты, муляжи, геометрические фигуры); 3) картинная и картинно-динамичная (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы); 4) символическая и графическая (диаграммы, графики, схемы); 5) звуковая (пластинки, магнитофоны, чтение, радио, лингофонные записи). Следует иметь в виду, что чрезмерное использование наглядности препятствует развитию абстрактного мышления.

6) Принцип доступности. Отражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности. Сделать обучение доступным означает: 1) определение его содержание с учетом познавательных возможностей учащихся; 2) определение по каждому предмету уровень теоретической сложности материала, доступный для детей данного возраста и развития; 3) использование в обучении фактического материала и доходчивое его изложение с тем, чтобы подвести учащихся к теоретическим выводам и обобщениям.

7) Принцип прочности ЗУН. Прочность обучения обеспечивается: 1) цикличностью учебных действий ученика, которая состоит из восприятия изучаемого материала, его осмысления, запоминания, последующего воспроизведения и применения знаний на практике; 2) повторением изученного материала. Выявлено и то, что память учеников носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется.

Кроме этих принципов – предписаний, которым надо следовать, есть и гораздо более жесткие правила-запреты, нарушение которых сводит к нулю самые блестящие находки и идеи. Самый главный из них:

Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя унижать достоинство ученика!

 

 

 

 

ТЕМА № 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ВОПРОСЫ:

1. Понятие «содержание образования» и требования, определяющие формирование содержания.

2. Принципы формирования содержание школьного образования.

3. Структура содержания учебного процесса.

4. Документы, определяющие содержание учебного процесса.

Литература:

    1. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1996. – Гл. 19.
    2. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990. – Гл. 5, 6.
    3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990. – Гл. 7.
    4. Подласый И.П. Педагогика. В 2 книгах. Книга 1. – М.: Владос, 1999. – С. 316-332.

 

1. ПОНЯТИЕ «СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» И ТРЕБОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ.

 

Содержание учебного процесса представляет собой конкретный ответ на вопрос, чему учить подрастающее поколение, какие знания отобрать из тех, которые накоплены человечеством.

Под содержанием образования понимается система знаний и умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Содержание общего образования составляет основу для развития учащихся, для формирования их мышления, познавательных интересов и для их подготовки к трудовой деятельности.

Основным источником содержания образования является культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством. Это: наука и производство, опыт общественных отношений, искусство, духовные ценности, проявляющиеся в отношении людей к природе, между собой и к самим себе. Весь этот материал культуры подвергается специальной (психолого-педагогической) переработке и становится предметом изучения в школе.

Содержание среднего образования формируется с учетом ряда требований.

Во-первых, это учет социальных, конкретно-исторических требований. Содержание образования должно отражать потребности современного общества, которые оно предъявляет к знаниям и качествам личности выпускников школ. Для этого в содержание школьного образования необходимо включать социальные и научные достижения. В целом время между появлением нового научного открытия или социальной идеи и началом их систематического изучения в школе сокращается. Так, если для изучения в школе радио понадобилось 40 лет, теории строения атома (Бор) потребовалось 30 лет, транзисторов – 10 лет, то с бионикой, космической биологией школьники познакомились уже через 4-5 лет после их создания.

Во-вторых, содержание образования приводится в соответствие с психологическими требованиями. Созревание, развитие психики школьников происходит в процессе усвоения содержания. Поэтому отбор содержания должен производиться и с позиций его ценности в плане развития познавательных процессов (критерий – проблемность содержания обучения).

В-третьих, при формировании содержания образования следует учитывать и систему педагогических возможностей. Эта система играет роль своеобразного регулятора, открывающего или запрещающего включение в содержание сведений, требующих определенного уровня оснащения учебного процесса, материально-технических и экономических возможностей. Сюда входят и ограничения возрастного характера – возрастные возможности обучения, с которыми необходимо считаться при комплектации содержания.

Содержание образования, таким образом, должно отвечать одновременно интересам общества и развивать способности каждого ребенка.

В связи с этим можно выделить объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование содержания учебного процесса. В качестве объективного фактора выступают потребности общества в определенной системе ЗУН, которой должны обладать подрастающие поколения. К числу объективных факторов, влияющих на содержание образования, необходимо также отнести развитие науки и техники. В определении содержания образования большую роль играют и субъективные факторы, например, отношение общества к образованию, методологические позиции ученых, обеспечение личностного развития учащихся (путем предоставления возможности выбора класса (гуманитарный или естественный), выбора курсов, которые школьнику интересны).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.