Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и задачи педагогики. 2. Тематический учет – проводится периодически (после изучения темы, раздела):




ЛЕКЦИЯ № 1.

ВИДЫ УЧЕТА

2. Тематический учет – проводится периодически (после изучения темы, раздела):

а) контрольная работа;

б) индивидуальный отчет.

3. Итоговый учет:

а) зачет;

б) экзамен.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Предмет педагогики

Категории педагогики

Отрасли педагогики

Понятие личности в педагогике

Пути формирования личности

Развитие личности

Реализация личности

Социализация личности

Факторы социализации

Цель воспитания в обществе на современном этапе

Личность учителя

Понятие дидактики

Сущность процесса обучения

Функции процесса обучения

Этапы процесса обучения

Закономерности обучения

Мотивы обучения

Принципы обучения

Формы обучения

Типы уроков и их структура

Экскурсия

Подготовка учителя к уроку

Методы обучения

Проверка и оценка результатов обучения

 

Тема: Педагогика как наука

ВОПРОСЫ:

1. Предмет и задачи педагогики. Связь педагогики с другими науками.

2. Система педагогических наук.

3. Методы педагогического исследования.

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика. - 1996.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей 1996.

3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990.

 

 

Все мы воспитываем или образовываем кого-нибудь, в крайнем случае хотя бы самих себя. Поэтому проблемы педагогической науки – проблемы общие, про­блемы всех нас. Однако, ежечасно бессознательно образовывая других и себя, мы не даем себе отчета в этой деятельности. Только наука вносит сознательность и критиче­ское отношение туда, где без нее господствует подражание, навык, безотчетность. Для воспитания этой наукой является педагогика. Она есть не что иное, как осозна­ние воспитания.

ПЕДАГОГИКА – это наука о воспитании человека. Такое определение явля­ется самым кратким, общим и вместе с тем относительно точным. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие человека.

Основная функция, назначение педагогики как науки – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать учителям-практикам лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Педагогическая теория дает учителю научные знания об учебно-воспитательном процессе и его особенностях с тем, чтобы на их основе учитель прогнозировал и осуществлял учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивал его эффективность, применял новейшие методики преподавания предмета.

При определении воспитания и науки о нем – педагогики – следует исходить из того, что ни общества, ни воспитания «вообще» не существует. Есть конкретное общество на определенном этапе своего исторического развития и есть воспитание, уровень и содержание которого объективно отражают достигнутый уровень развития общества. Поэтому предмет педагогики конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях.

Таким образом, педагогика – это прикладная наука, призванная оперативно решать возникающие в обществе проблемы воспитания, образования и обучения.

Источники развития педагогики:

1) многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

2) философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

3) современная мировая и отечественная практика воспитания;

4) данные специально организованных педагогических исследований;

5) опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания.

 

Как мы установили, педагогика отличается от безотчетного искусства воспитания, т.е. она – наука. Но тогда она должна основываться на научно проверенных знаниях. Поэтому педагогика объединяет в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития воспитательных отношений.

Исключительно большое значение для развития педагогики имеют ее связи с философией, социологией, этикой, психологией, анатомией и физиологией человека, математикой, физикой и другими науками.

Во взаимодействии педагогики с вышеперечисленными науками можно выделить несколько аспектов:

1. заключается он в том, что педагогика заимствует многие идеи других наук для разработки своей методологии. Так, философские, социологические, этические и эстетические идеи лежат в основе исходных методологических положений педагогической науки. Например, теория познания позволяет выявить и понять закономерности и принципы обучения; этики и эстетика задают цели воспитания, те моральные и эстетические нормы, которые приняты в обществе и воспроизводятся им в воспитательных учреждениях.

2. второй аспект состоит в том, что такие науки, как физиология, антропология, психология являются основой для разработки конкретных педагогических проблем.

Данные физиологических наук позволяют раскрыть научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков, привычек.

Антропологические дисциплины, изучая особенности развития человеческого организма, дают педагогике конкретные факты об утомляемости организма ребенка, о нагрузках, которые он способен выдержать без ущерба для своего физического здоровья.

Особое значение для педагогики имеет психология, т.к. знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей детей дает теоретическое обоснование и указывает практические пути создания наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

3. следующий аспект взаимодействия педагогики с различными научными дисциплинами заключается в том, что педагогика отбирает и обрабатывает применительно к интеллектуальным возможностям школьников данные дисциплин, входящих в учебную программу.

Селекция научных знаний происходит постоянно на принципе научной достоверности. Сюда можно отнести физику, химию, математику, географию, историю и др. науки, входящие в курс школьного обучения.

4. четвертый аспект состоит в заимствовании педагогикой методов исследований таких наук, как психология, социология. Например, математика обогащает педагогику статистическими методами исследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.