КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и задачи педагогики. 2. Тематический учет – проводится периодически (после изучения темы, раздела):
ЛЕКЦИЯ № 1. ВИДЫ УЧЕТА
2. Тематический учет – проводится периодически (после изучения темы, раздела): а) контрольная работа; б) индивидуальный отчет. 3. Итоговый учет: а) зачет; б) экзамен.
ОГЛАВЛЕНИЕ: Предмет педагогики Категории педагогики Отрасли педагогики Понятие личности в педагогике Пути формирования личности Развитие личности Реализация личности Социализация личности Факторы социализации Цель воспитания в обществе на современном этапе Личность учителя Понятие дидактики Сущность процесса обучения Функции процесса обучения Этапы процесса обучения Закономерности обучения Мотивы обучения Принципы обучения Формы обучения Типы уроков и их структура Экскурсия Подготовка учителя к уроку Методы обучения Проверка и оценка результатов обучения
Тема: Педагогика как наука ВОПРОСЫ: 1. Предмет и задачи педагогики. Связь педагогики с другими науками. 2. Система педагогических наук. 3. Методы педагогического исследования. Литература: 1. Подласый И.П. Педагогика. - 1996. 2. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей 1996. 3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990.
Все мы воспитываем или образовываем кого-нибудь, в крайнем случае хотя бы самих себя. Поэтому проблемы педагогической науки – проблемы общие, проблемы всех нас. Однако, ежечасно бессознательно образовывая других и себя, мы не даем себе отчета в этой деятельности. Только наука вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствует подражание, навык, безотчетность. Для воспитания этой наукой является педагогика. Она есть не что иное, как осознание воспитания. ПЕДАГОГИКА – это наука о воспитании человека. Такое определение является самым кратким, общим и вместе с тем относительно точным. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие человека. Основная функция, назначение педагогики как науки – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать учителям-практикам лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Педагогическая теория дает учителю научные знания об учебно-воспитательном процессе и его особенностях с тем, чтобы на их основе учитель прогнозировал и осуществлял учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивал его эффективность, применял новейшие методики преподавания предмета. При определении воспитания и науки о нем – педагогики – следует исходить из того, что ни общества, ни воспитания «вообще» не существует. Есть конкретное общество на определенном этапе своего исторического развития и есть воспитание, уровень и содержание которого объективно отражают достигнутый уровень развития общества. Поэтому предмет педагогики конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Таким образом, педагогика – это прикладная наука, призванная оперативно решать возникающие в обществе проблемы воспитания, образования и обучения. Источники развития педагогики: 1) многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; 2) философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; 3) современная мировая и отечественная практика воспитания; 4) данные специально организованных педагогических исследований; 5) опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания.
Как мы установили, педагогика отличается от безотчетного искусства воспитания, т.е. она – наука. Но тогда она должна основываться на научно проверенных знаниях. Поэтому педагогика объединяет в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития воспитательных отношений. Исключительно большое значение для развития педагогики имеют ее связи с философией, социологией, этикой, психологией, анатомией и физиологией человека, математикой, физикой и другими науками. Во взаимодействии педагогики с вышеперечисленными науками можно выделить несколько аспектов: 1. заключается он в том, что педагогика заимствует многие идеи других наук для разработки своей методологии. Так, философские, социологические, этические и эстетические идеи лежат в основе исходных методологических положений педагогической науки. Например, теория познания позволяет выявить и понять закономерности и принципы обучения; этики и эстетика задают цели воспитания, те моральные и эстетические нормы, которые приняты в обществе и воспроизводятся им в воспитательных учреждениях. 2. второй аспект состоит в том, что такие науки, как физиология, антропология, психология являются основой для разработки конкретных педагогических проблем. Данные физиологических наук позволяют раскрыть научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков, привычек. Антропологические дисциплины, изучая особенности развития человеческого организма, дают педагогике конкретные факты об утомляемости организма ребенка, о нагрузках, которые он способен выдержать без ущерба для своего физического здоровья. Особое значение для педагогики имеет психология, т.к. знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей детей дает теоретическое обоснование и указывает практические пути создания наиболее эффективных методов обучения и воспитания. 3. следующий аспект взаимодействия педагогики с различными научными дисциплинами заключается в том, что педагогика отбирает и обрабатывает применительно к интеллектуальным возможностям школьников данные дисциплин, входящих в учебную программу. Селекция научных знаний происходит постоянно на принципе научной достоверности. Сюда можно отнести физику, химию, математику, географию, историю и др. науки, входящие в курс школьного обучения. 4. четвертый аспект состоит в заимствовании педагогикой методов исследований таких наук, как психология, социология. Например, математика обогащает педагогику статистическими методами исследования.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |