Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы обучения




Закономерности обучения.

Этапы процесса обучения.

Закономерности обучения – внутренняя связь явлений обучения, которая обуславливает их необходимое проявление и развитие.

Объективные закономерности процесса обучения:

– всякое преподавание оказывает то или иное воспитывающее влияние. Это влияние может быть положительным, отрицательным, нейтральным;

– всякое обучение требует целенаправленного взаимодействия обучающего, обучаемого и изучаемого процесса обучения.

Субъективные закономерности процесса обучения:

– всякая информация усваивается только в зависимости от того, как излагает учитель, опирается ли при этом на опыт ученика;

– прочность усвоения содержания учебного материала тем больше, чем систематичней организовано повторение этого содержания.

 

 

  О Б У Ч Е Н И Я М О Т И В Ы
Мотив – это внутреннее побуждение, а значит, мотив учения – это то, что побуждает школьника учиться.   От того, какими мотивами руководствуется, какие мотивы «двигают» учеником, будет и зависеть успешность учения. Мотивы делятся на: · социальные – школьник желает занять определенное положение в обществе; · познавательные – школьник ищет ответ на поставленный вопрос; · мотивы выбора профессии · мотивы общения  

 

Принципы обученияэто руководящие положения, определяющие ход преподавания и учения в соответствии с задачами воспитания и закономерностями процесса усвоения знаний, умении, навыков.

1. Принцип наглядности;

2. Принцип научности;

3. Принцип систематичности и последовательности;

4. Принцип сознательности и активности;

5. Принцип прочности;

6. Принцип доступности;

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;

8. Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью;

9. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

Принцип наглядности. Требует так организовать обучение, при котором у учащихся образуются представления и понятия на основе живого восприятия изучаемых предметов и явлений или их изображений.

Правила применения наглядного пособия:

а) обратить внимание на существенные признаки;

б) предоставить максимум активности и самостоятельности – при рассмотрении;

в) использовать наглядное пособие ровно столько, сколько необходимо;

г) по возможности показать наглядные пособия в развитии;

д) наглядные пособия должны быть эстетически оформлены.

Принцип научности – означает, что на каждом шагу их учения предлагаются для усвоения прочно установленные в науке положения.

а) Достоверность изучаемых фактов и явлений;

б) правдивое объяснение изучаемых фактов и явлений;

в) отражение современных достижений науки;

г) критическая оценка ошибочных теорий;

д) диалектическое раскрытие закономерностей развития объективного мира.

Принцип систематичности и последовательноститребует, чтобы учащиеся овладели научными знаниями в определенном порядке, чтобы система создавалась в сознании учеников.

Принцип систематичности и последовательности предполагает:

а) логически последовательное расположение учебных предметов по годам обучения;

б) последовательное расположение материала по каждому учебному предмету;

в) систематичность и последовательность изложения материала учителем;

г) стройную систему в организации работ и учета знаний детей.

Данный принцип требует от учителя и учащихся определенных требований к деятельности.

Принцип сознательности и активностипонимается как овладение учащимися учебным материалом, глубокое осмысливание его, умение пользоваться знаниями на практике в новых условиях, превращение знаний в убеждения.

Данный принцип отражает активную позицию обучаемого в учебном познании.

Принцип доступностисоответствие содержания и объема учебного материала, уровню подготовки учащихся и развития их познавательных способностей.

Определяется:

а) возрастными особенностями учащихся;

и) учетом и др. дидактических принципов;

б) использованием рациональных методов работы учителя и учащегося;

в) мастерством учителя.

 

Правила доступности: 1. «Идти от легкого к трудному»; 2. «От известного к неизвестному»; 3. «От простого к сложному»; 4. «От близкого к далекому».

 

Принцип прочности требует, чтобы знания, усваиваемые учениками в процессе обучения, были прочными, обладали свойством воспроизведения и применения в различных ситуациях.

Прочность знаний нужна:

а) для успешного продолжения образования;

б) для формирования научного мировоззрения;

в) для развития познавательных способностей;

г) для подготовки к практической деятельности.

 

Условия прочности – повторение учебного материала; – установка на запоминание; – наличие системы в знаниях; – приучение школьников к использованию различных вспомогательных пособий (словари, энциклопедии …); – правильная организация первичного восприятия учебного материала; – организация учителем самостоятельной работы учащихся.

 

Формы организации обученияэто внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.

Признаки различных форм обучения

Внешние признаки Внутренние признаки
1) состав участвующих в обучении; 2) место и условия проведения занятий; 3) время (наличие стабильного или специального расписания).   1) дидактические цели занятия; 2) содержание учебного материала, подлежащего изучению учащимися на данном занятии; 3) основные способы управления деятельностью учащихся на занятии; 4) используемые методы, приемы, средства обучения.

 

Система современных форм обучения

I гр.в зависимости от числа участников:

– массовая форма обучения (участвует весь класс или группа классов);

– групповая форма (бригада, звено);

– индивидуальная.

II гр.в зависимости от основной дидактической цели:

– форма теоретического обучения (цель – передача и усвоение знаний);

– форма практического обучения (цель – формирование умений по применению знаний на практике);

– форма трудового обучения (цель- формирование трудовых и профессиональных навыков).

III гр.в зависимости от комплекса признаков:

– урок; – домашние занятия; – кружок; – практикум; – дополнительные занятия. – зачет; – собеседование; – факультатив; – семинар. – Лекция. – диспут; – консультации; – экзамен; – конференция и др.

 

Урок – основная форма обучения.

Урокэто форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и по установленному расписанию.

(+) – позволяет сочетать индивидуальные, групповые, коллективные формы работы под руководством учителя; – позволяет организовать различные виды деятельности; – позволяет в комплексе решать задачи образования, воспитания и развития личности школьника; – дает возможность реализовать руководящую роль учителя; – системность в работе учителя и учащихся; – дает возможность систематического контроля за результатом обучения.
(–) – равнение на среднего ученика; – преобладание фронтальной работы; – недостаточный учет индивидуальных темпов работы; – трудности в реализации принципов активности и самостоятельности школьников в обучении.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.