Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность обучения. Обучение как педагогический процесс




Основные педагогические понятия, обобщающие в себе научные взгляды, принято называть педагогическими категориями. К категориям относят наиболее общие и фундаментальные понятия педагогики, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения изучаемых педагогических явлений. К основным категориям педагогики относятся.

ВОСПИТАНИЕ – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Рассматривая воспитание как процесс вхождения подрастающих поколений в жизнь общества, надо сказать, что:

1) воспитание возникло из практической потребности общества в более эффективной подготовке подрастающих поколений;

2) воспитание является средством обеспечения преемственности поколений;

3) воспитание носит конкретно-исторический характер: оно определяется характером и организацией жизни общества и потому отражает свое время;

4) воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта.

Все это позволяет говорить о том, что воспитание необходимо как способ обеспечения жизни общества и человека. Оно осуществляется в конкретно-исторических условиях и основным критерием его осуществления является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям общества.

Специфика воспитания, заключающаяся в том, что оно, с одной стороны, включает в себя обучение, а с другой, формирование личностных качеств, повлекла разделение в педагогике понятия «воспитание» в широком и узком смыслах.

В широком смысле воспитание – это процесс овладения всей совокупностью социального опыта: знаниями, умениями, способами мышления, нравственными,

этическими, правовыми нормами, т.е. всей созданной в процессе исторического развития культурой человечества (т.е. и собственно воспитание, и обучение).

В узком смысле воспитание есть направленное воздействие на человека образовательных институтов общества с целью формирования у него социальных и духовных качеств.

В процессе развития ребенка воспитание призвано решать следующие задачи:

- создавать условия для наиболее успешного протекания развития;

- придавать развитию социально необходимое направление:

- способствовать становлению ценностных качеств личности ребенка.

Следующая основная категория педагогики – Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на усвоение учащимися ЗУН, развитие их познавательных сил и способностей.

Основу обучения составляют ЗУН, которые со стороны учителя выступают исходными компонентами содержания обучения, а со стороны учеников в качестве того, что надо усвоить.

Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они являются результатом познания объективной действительности. Их основное свойство – истинность и непротиворечивость.

Умения – это сознательно и самостоятельно выполняемые практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки – компоненты практических действий, доведенные до совершенства путем многократного упражнения (полуавтоматизированные действия).

Содержанием обучения являются основные формы культуры: наука, искусство, право, мораль, навыки к труду.

Главным механизмом передачи ЗУН в процессе обучения является совместная деятельность детей и взрослых. Обучение состоит из преподавания взрослых – это специальная деятельность, направленная на передачу детям суммы ЗУН и воспитание их в процессе обучения; и учебной деятельности детей или учения – это специально организованная, активная, самостоятельная познавательная, трудовая и эстетическая деятельность детей, направленная на освоение ЗУН, развитие способностей. Обучение выступает как единство преподавания и учения.

Сущность обучения проявляется в его функциях:

1) приобретение детьми ЗУН. В результате обучения дети получают систему научных знаний, овладевают наиболее общими умениями, навыками, которые помогают найти свое место в мире, самоутвердиться, овладеть способами познания мира и орудиями практической деятельности.

2) Формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение формируется постепенно, по мере обобщения получаемых в ходе обучения знаний, позволяющих судить об окружающем мире (мировоззрение – целостная система знаний, взглядов, убеждений, лежащая в основе поведения человека).

3) Общего развития детей в процессе обучения. Существует закон: чем организованнее и интенсивнее обучение, тем интенсивнее и эффективнее развитие ребенка. Таким образом, обучение является ведущим фактором развития.

4) Профориентационная функция обучения связана с тем, что обучение способствует выявлению и развитию задатков, способностей, интересов, исходя из которых, ученики выбирают свою будущую профессию.

Все функции обучения тесно связаны и взаимодействуют между собой: знания являются основой мировоззрения, интересов, развития ребенка; интересы стимулируют познание и выбор профессии; психическое развитие облегчает процесс освоения знаний.

Образование – результат обучения. Это объем систематизированных ЗУН, способов мышления, которыми овладел обучаемый. В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности выделяют общее, профессиональное и политехническое образование.

Формирование – это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и др.

В таком понимании понятие «формирование» близко понятию социализация, которое представляет собой процесс вхождения индивида в общество, процесс усвоения и присвоения социального опыта, развития необходимых для жизни в обществе качеств. Поэтому чаще под формированием понимают целенаправленные воздействия на личность с тем, чтобы выработать у нее определенные качества, умения и проч. (понятие не устоялось).

Развитие – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов. Это взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в организме человека. РАЗЛИЧАЮТ:

-психическое развитие – развитие интеллекта, воли, эмоций, потребностей, способностей и характера личности;

-физическое развитие – развитие организма, мышц, подвижности суставов и проч.;

-общее развитие – развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.

 

  1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Важной для педагогики является проблема соотношения в развитии человека природного, биологического, врожденного, с одной стороны, и социального, приобретенного, с другой, т.е. проблема соотношения и роли в развитии внешних и внутренних факторов (среды и наследственности). Важность ее состоит в том, что от ее правильного решения зависит разработка приемов, средств, форм и методов обучения и воспитания.

В решении этой проблемы выделилось 2 основных подхода: биогенетический и социогенетический.

С точки зрения биогенетического подхода определяющий фактор развития человека – биологический, т.е. наследственность. Роль наследственности считается настолько доминирующей, что до сих пор для ученых, поддерживающих эту точку зрения, актуальны слова Торндайка: «Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высокоинтеллектуальными людьми даже без особого обучения, в то время, как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения». Таким образом, влияние среды, воспитания имеет лишь вспомогательное значение. Все развитие определяется наследственностью и не зависит от воспитания. Воспитание может лишь затормозить или ускорить процесс выявления наследственных качеств. Поэтому незачем вмешиваться в естественный ход развития ребенка, это даже вредно. В педагогике теория врожденной природы психических особенностей проявляется в стремлении приспособить обучение к уровню развития ученика, предопределенного его наследственностью. Отсюда – сортировка учащихся по разным типам школ в зависимости от уровня умственной одаренности, комплектование учащихся по классам с помощью методик, выявляющих одаренных и неодаренных детей (Болдуин, Бюллер, Холл).

Представители социогенетического направления полагают, что среда является неизбежным и основным фактором развития, и чтобы изучить человека достаточно проанализировать среду, в которой он живет. Эта линия идет от Гельвеция, который считал, что все люди обладают от рождения одинаковым природным потенциалом, а различия между ними объясняются влиянием среды и различиями в воспитании. В этом случае человек рассматривается как пассивный объект воспитания: человек будет таким, какова окружающая его среда.

И в том, и в другом случае игнорируется активность личности: в одном – развитие зависит от генетической предрасположенности, в другом – от окружающей человека среды.

Наблюдения же за развитием детей показывают, что ошибочно считать генетические особенности человека единственными определяющими его развития и столь же неверно и полное отрицание роли наследственности.

Родившийся человек представляет собой природное существо, способное к саморазвитию. По законам природы происходят рост и развитие его организма. Однако ребенок не может формироваться как личность в изоляции от общества. Если после рождения доминирующую роль играют безусловные рефлексы, инстинкты, естественные потребности, то затем постепенно проявляются задатки, формируются способности, образуются привычки, т.е. начинают оказывать все большее влияние среда и воспитание.

Однако необходимо помнить, что ребенок не объект воспитания, пассивно воспринимающий то, что ему предлагают. Он – субъект воспитательных отношений, сам формирующий свое отношение к жизни и самого себя.

Итак, в общем развитии человека наблюдаются две взаимосвязанные линии: биологическая и социальная.

Развитие биологических задатков и свойств характеризуют процесс функционального созревания и формирования человека в дальнейшем.

Социальные свойства и качества характеризуют человека как общественное существо и формируются прижизненно. Таким образом, можно говорить, что человек – биосоциальное существо. И законы внутреннего развития ребенка определяются социальными условиями его существования и связаны с законами воспитания. Т.е. на развитие личности ребенка действуют три фактора: биологический, социальный, воспитание. Внешние факторы – среда и воспитание. Внутренние – природные склонности и влечения, совокупность чувств и переживаний, которые возникают под влиянием внешних воздействий. Все внешние факторы способствуют развитию личности, только взаимодействуя с внутренними.

Взаимоотношение между развитием и воспитанием таково, что воспитание ведет за собой развитие, и в тоже время оно должно быть согласованно с уровнем развития ребенка.

Определены 2 уровня развития ребенка (Л.С. Выготский):

  1. Уровень актуального развития. Это тот уровень развития, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов развития ребенка.
  2. Зона ближайшего развития, которую определяет расхождение между уровнем решения задач, доступных под руководством взрослых, при помощи взрослых, и уровнем решения задач, доступных в самостоятельной деятельности. Зона ближайшего развития помогает определить завтрашний день ребенка, не только то, что уже достигнуто в развитии, но и находящееся в процессе созревания.

Если воспитание ориентируется на первый уровень, на уже завершенные циклы развития, оно оказывается бездейственным с точки зрения общего развития ребенка, т.е. оно не ведет, не стимулирует развитие. Только то воспитание, которое забегает вперед развития, ориентируется на зону ближайшего развития, - хорошее воспитание.

 

  1. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

Возрастные особенности – это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Рост, прибавление веса, смена зубов, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды. Соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Это служит основой для выделения этапов в развитии человека. Возрастная периодизация:

  1. Младенчество (0-1 год)
  2. Преддошкольный возраст (раннее детство) – от 1 до 3 лет. Один из наиболее плодотворных периодов накопления социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов.
  3. Дошкольный возраст (детство) – от 3 до 7 лет. Время постижения социальных связей и отношений, ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру.
  4. Младший школьный возраст (7 – 10-11 лет). Время первоначального созревания физиологических и психологических структур головного мозга, накопления физических и духовных сил.
  5. Подростковый возраст (средний школьный возраст) - от 11 до 14-15 лет. Характерными чертами этого возраста являются: в физиологическом отношении – половое созревание, в психологическом – рост личностного самосознания, проявление индивидуальности.
  6. Юношеский возраст (старший школьный возраст) от 15 до 16-17 лет. Период завершения физического и психического созревания, социальной готовности к самостоятельной деятельности и гражданской ответственности.

Основой развития, перехода от возраста к возрасту (в плане социальных отношений) являются противоречия, которые выступают движущей силой развития.

Воспитание должно основываться на возрастных особенностях. Исходя из них, педагоги регламентируют учебную нагрузку, устанавливают распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом учебном предмете. Они диктуют выбор форм и методов обучения и воспитания.

Возрастные особенности характеризуют то общее, что свойственно всем людям определенного возраста, индивидуальные – то, что отличает одного человека от другого.

Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой путь развития, приобретая различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Они и влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относят своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности, т.к. они определяют успешность формирования и сами личностные качества. Поэтому в школе необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, изучать его индивидуальные особенности и учитывать их в работе с ребенком.

 

 

Тема № 3. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

ВОПРОСЫ:

  1. Сущность обучения. Обучение как педагогический процесс.
  2. Структура обучения.
  3. Закономерности и принципы обучения.

Литература:

 

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М., 1977.
  2. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя. – М., 2001.
  3. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М., 1990. – Гл. 3, 4, 7, 9.
  4. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990. Гл. 8, 9.

 

Важнейшим аспектом воспитания личности является овладение ею знаниями, умениями и навыками, способами творческой деятельности. Эти задачи решаются в процессе обучения. И в связи с этим перед педагогикой встают вопросы: Каким должен быть этот процесс? Как его надо осуществлять? Разработка этих и друг, подобных им, вопросов определила возникновение такого раздела в педагогике, как дидактика.

Термин «дидактика» происходит от греческих слов «дидактикос» - поучающий и «дидаско» - изучающий. Этот термин предложил немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635).

Как теория обучения дидактика разрабатывает следующие проблемы:

-определяет педагогические основы содержания образования;

-исследует сущность, закономерности и принципы обучения;

-изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;

-разрабатывает систему методов обучения и условия их эффективного применения;

-разрабатывает и совершенствует организационные формы учебной работы.

Таким образом, дидактика – это наука об обучении, его целях и содержании, его методах, средствах и организации.

Под обучением понимают целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение ЗУН, осуществляется воспитание и развитие учащихся.

Процесс обучения характеризуется двусторонностью и активностью. С одной стороны в нем выступает педагог, который излагает материал и руководит этим процессом, с другой – обучающиеся, для которых этот процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Важным условием осуществления процесса обучения выступает познавательная активность учащихся.

Движущие силы процесса обучения – это противоречия между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем ЗУН учащихся, их умственным развитием (противоречие между знанием и незнанием).

Задачи обучения:

  1. овладение учащимися системой ЗУН;

2. развитие познавательных способностей, интересов, положительных мотивов учения;

  1. становление научного мировоззрения и совершенствование нравственных качеств личности.

Исходя из задач, говорят о характере обучения: образовательном, развивающем, воспитывающем.

 

  1. СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ

Процесс обучения имеет свою структуру.

1. Ее ведущим элементом является цель. Учитель, как организатор учебного процесса, всегда имеет в своем сознании идеальное представление о том результате, к которому он стремится при обучении детей. Главная цель обучения – подготовить человека к жизни так, чтобы он смог максимально реализовать свои возможности. Понятно, что эта цель – вершина, на которую ориентируется учитель и о которой нельзя забывать. Но она не подсказывает путей ее достижения. Поэтому, ориентируясь на нее, педагог ставит перед собой частные задачи по обеспечению усвоения школьниками конкретной суммы ЗУН. Например: Тема: Процессы испарения и конденсации. Преимущественная цель урока – формирование знаний. Конкретизации цели (задачи): Ученик должен:

- знать определение понятий «испарение» и «конденсация», условия протекания данных фазовых переходов;

- уметь приводить примеры испарения в природе, использования этого явления в промышленности;

- уметь кодировать словесную информацию в графических символах.

2. Структурным элементом учебного процесса, вокруг которого разворачивается педагогическое действие, является содержание усваиваемого детьми материала. Содержание материала, с одной стороны, объект передачи, работы учителя, с другой стороны – предмет познания, деятельности детей. Оно же выступает и средством развития умственных сил, источником образования умений и навыков.

3. Центральной фигурой процесса обучения является учитель – носитель содержания образования, организатор всей познавательной деятельности детей. Он приобретает сумму объективных ЗУН и организует их передачу учащимся.

4. Главным участником учебного процесса является сам ребенок, учащийся. Он тот субъект педагогического процесса, ради которого создается процесс обучения и где он вступает в познавательные отношения с учителем.

5. Важным элементом учебного процесса является ученический коллектив, класс как объект обучающего воздействия учителя и субъект познания.

6. Методы обучения. Это способы обучающего взаимодействия учителя и учащихся (Каким способом передается материал – объяснение, рассказ). Любой метод эффективен только тогда, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствует превращению метода преподавания в способ познавательной деятельности учащихся. Т.е. метод обучения – это способ работы учителя и организации учебной работы учащихся.

7. Формы обучения. Форма обучения представляет собой ограниченную по времени и организованную в пространстве совместную познавательную деятельность учителя и учащихся. Форма обучения связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения и порядком его осуществления. Она характеризует внешнюю сторону обучения.

8. Элементом структуры процесса обучения является и самостоятельная внеурочная (домашняя, библиотечная, кружковая) работа учащихся по усвоению обязательной и свободно получаемой информации, по самообразованию.

9. Важное место в структуре процесса обучения занимает практическое применение ЗУН. Этот элемент дает возможность проверить качество усвоения теоретического материала.

10. Завершающим элементом структуры процесса обучения является педагогическая диагностика. Она обеспечивается совокупностью специальных методов, способов и приемов, направленных на выявление качества ЗУН учащихся, т.е. педагогическая диагностика направлена на получение обратной информации об эффективности процесса обучения. Она помогает учителю вносить коррективы в учебный процесс: изменять формы обучения, вводить новые методы, своевременно подтягивать отстающих и обеспечивать возможности развития учащихся.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.