Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Система специального образования в России




Социально-экономическое Законодательство

    Факторы
устройство государства в сфере образования

 

Ценностные ориентации Уровень развития

государства и общества дефектологической

науки и смежных наук

 

Политика государства Мировой историко-

по отношению к детям педагогический процесс

с отклонениями в развитии

 

6. Подготовить ответы по узловым вопросам темы, а также сообщение по одной из предложенных или самостоятельно выбранных тем.

7. Подготовить мультимедийную презентацию «История становления и перспективы развития национальных систем специального образования».

Узловые вопросы темы

1. Государственная политика в области социальной защиты детей с отклонениями в развитии.

2. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии.

3. Современная система специального образования в России.

4. Профессиональное образование молодежи и взрослых с ограниченной трудоспособностью.

5. Реформирование и развитие системы специального образования: основные идеи, задачи, направления и опыт реализации.

6. Проблема интеграции в сфере образования на современном этапе.

 

Вопросы для дополнительных сообщений и реферативных работ

1. Международные правовые документы в сфере специального образования.

2. Российские законы и типовые положения, регламентирующие деятельность в сфере специального образования.

3. Органы управления системой специального образования.

4. Кадровое обеспечение системы специального образования.

5. Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

6. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.

7. Система школьного специального образования.

8. Система профессионального образования и профессиональной адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью.

9. Оказание социально-педагогической помощи в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями здоровья.

10. Социально-трудовая адаптация лиц с отклонениями в развитии.

11. Реформирование системы специального образования: направления поиска, пути осуществления, актуальные проблемы.

12. Проблема создания государственной системы ранней помощи лицам с отклонениями в развитии.

13. Выявление детей с отклонениями в развитии и проблема дифференциальной диагностики.

14. Система социальных институтов для детей с отклонениями в развитии (школа-центр, диагностический центр, реабилитационный центр, эстетический центр и др.).

15. Организация и содержание работы ПМПК. Отбор детей в специальные учреждения.

16. Многообразие форм обучения детей с отклонениями в развитии.

17. Проблема внедрения идеи интегрированного обучения детей разных категорий.

18. Реализация идеи инклюзивного образования.

19. Развитие системы специального образования в Республике Мордовия.

Литературные источники

1. Аксенова, Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии / Л. И. Аксенова // Дефектология. - 1997. - № 1. - С. 3 - 10.

2. Карпунина, О. И. Состояние системы специального образования в Республике Мордовия / О. И. Карпунина // Современные проблемы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Межвуз сб. научн.-метод. тр. Выпуск 2 / Под ред. Н. Н.Морозовой, И. В.Чумаковой, Е. А.Шиловой. - Саранск, 1999. - С. 3 - 6.

3. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. - Изд-во НПЦ ЭНАС, 2002. - С. 27 - 31.

4. Кондрашин, В. И. Региональная модель диагностико-коррекционной службы / В. И. Кондрашин, И. Ф. Марковская, Н. А. Цыпина // Дефектология. - 1996. - № 5. - С. 34 - 38.

5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Изд. центр “Академия”, 2005. - С. 105 - 138.

6. Линьков, В. В. Особенности социально-философского подхода к проблеме взаимоотношений государства и специального образования / В. В. Линьков // Дефектология. - 1999. - № 1. - С. 5 -11.

7. Основы управления специальным образованием / под ред. Д. С. Шилова. - М.: Изд. центр “Академия”, 2001. - С. 31 - 47, 48 - 58, 113 - 148.

8. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детеям с отклонениями в развитии // Дефектология. - 2000. - № 6. - С. 3 - 8.

9. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. - М.: Изд. центр “Академия”, 2008. - С. 87 – 121, 157 – 204, 352 – 371.

 

Нормативные материалы

1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям). – М., 1999 (Проект).

2. Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12 - ФЗ // Официальные документы в образовании. – 2000. – № 14. – С. 2 – 59.

3. Инструктивное письмо Минобразования России № 48, 1997 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов» // Вестник образования. – 1998. – № 4. – С. 68 – 80.

4. Нормативы бюджетного финансирования образовательных учреждений // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 4.– С. 15.

5. О едином государственном экзамене для учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2007. № 4. – С. 86 – 87.

6. О процедуре проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников и поступающих с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2006. – № 2. – С. 84 – 85.

7. Постановление Правительства РФ № 288 от 12 марта 1997 г. «Типовое положение о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» // Образование в документах. – 1997. – № 10. – С. 70 – 78.

8. Постановление Правительства РФ № 861 от 18 июля 1996 г. «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».

9. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2000. – № 6. – С. 3 – 8.

10. Проект федерального закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) // Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – С. 248 – 259.

 

Дополнительная литература

1. Алексеев, П. И. Школа для детей с нарушениями слуха / П. И. Алексеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 3. – С. 53 – 54.

2. Антонова, З. П. Оценка эффективности работы служб ранней помощи семье с проблемным ребенком в Самарской области / З. П. Антонова, Ю. А. Разенкова // Дефектология. – 2009. – № 1. – С. 50 – 60.

3. Бгажнокова, И. М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития / И. М. Бгажнокова // Дефектология. – 2004. - № 3. – С. 51 – 54.

4. Беленкова, Л. Ю. Система специального образования Мордовии: история и современность / Л. Ю. Беленкова // Дефектология. – 2005. – № 3. – С. 56 – 61.

5. Дианова, Ю. Б. Опыт создания системы служб ранней помощи в Красноярском крае / Ю. Б. Дианова // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 68 – 71.

6. Дмитриев, А. А. О формировании единого специального образовательного пространства в Красноярском крае / А. А. Дмитриев // Дефектология. - 1996. - № 6. - С. 13 - 18.

7. Дмитриева, Л. М. Деятельность центра психолого-медико-социального сопровождения по обеспечению специализированной помощи детям, воспитывающимся на дому / Л. М. Дмитриева // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 64 – 67.

8. Евстешина, О. И. Модель реабилитационной работы в условиях социального приюта / О. И. Евстешина, М. С. Белякова // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 66 – 71.

9. Жданов, В. В. Школа-центр для детей-инвалидов как один из путей развития специального образования / В. В. Жданов // Дефектология. - 1996. - № 6. - С. 3 - 6.

10. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – С. 29 – 34.

11. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – С. 105 – 138.

12. Малофеев, Н. Н. Концепция развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае / Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 2010. – № 4. – С. 67-82; Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 4. – С. 4-14.

13. Малофеев, Н. Н. Система специального образования на этапе модернизации / Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 2011. – № 2.– С. 71-81.

14. Малофеев, Н. Н. Специальное образование: Москва задает тон / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития // Дефектология. – 2010. – № 5.– С. 3-5.

15. Малофеев, Н. Н. Из истории отечественной специальной школы / Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 2003. - № 3. – С. 3 – 10.

16. Малофеев, Н. Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации / Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Н. А. Урядницкая // Дефектология. – 2007. – № 6. – С. 60 – 68.

17. Малофеев, Н. Н. Система специального образования Японии / Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 2005. – № 3. – С. 73 – 81.

18. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М.: Изд. центр «Академия». – 2006. – С. 26 – 33.

19. Олигофренопедагогика / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009. – С. 62 – 80.

20. Основы управления специальным образованием / под ред. Д. С. Шилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – С. 31 – 47, 48 – 58, 113 – 148.

21. Разенкова, Ю. А. Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возраста / Ю. А. Разенкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 2.– С. 35-44.

22. Рылова, Н. Г. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида / Н. Г. Рылова, Е. А. Нежданова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 5. – С. 44 – 48.

23. Самарина, Л. В. Служба раннего вмешательства: новая форма оказания помощи и поддержки детям раннего возраста и их семьям / Л. В. Самарина // Дефектология. – 2005. – № 1. – С. 21 – 24.

24. Шматко, Н. Д. Подходы к модернизации системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Д. Шматко, Л. А. Головчиц, Е. А. Стребелева // Дефектология. – 2009. – № 1. – С. 19 – 23.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Проработать теоретический материал по учебным пособиям.

2. Познакомиться с материалами нормативных документов.

3. Записать в педагогический словарь основные термины по теме /например, система образования, специальное образование, специальные (коррекционные) образовательные учреждения, интеграция, интегрированное обучение аномальных детей, дифференцированное обучение аномальных детей и др./.

4. Составить опорные схемы по вопросам “Система специального образования в России”, “Основные направления реформирования системы специального образования в России”, “Система специального образования в Республике Мордовия”, «Тенденции развития системы специального образования».

5. Рассмотреть и проанализировать различные формы образования и оказания специализированной помощи детям с отклонениями в развитии.

6. Подготовить ответы по узловым вопросам темы, а также сообщение по одной из предложенных или самостоятельно выбранных тем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.