Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С умственной отсталостью




Тема 7. Педагогические системы специального образования лиц

Узловые вопросы темы

1. Нарушения интеллекта как психолого-педагогический феномен.

2. Современные подходы к изучению интеллектуальных нарушений.

2.1 Понятие нарушения интеллекта.

2.2 Характеристика детей с общим стойким недоразвитием психики.

2.3 Характеристика детей с задержанным развитием психики.

2.4 Характеристика детей с поврежденным развитием психики.

3. Классификация форм умственной отсталости.

3.1 Клиническая классификация олигофрении по М. С. Певзнер.

3.2 Клиническая классификация деменции.

3.3 Педагогическая дифференциация умственно отсталых учащихся по В. В. Воронковой.

4. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта.

5. Система специальных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта.

6. Особенности образовательной, воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

 

Вопросы для дополнительных сообщений и реферативных работ

1. Проблема ранней диагностики и начала коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии.

2. Дифференциальная диагностика умственной отсталости и задержки психического развития.

3. Дифференциальная диагностика интеллектуальных и сенсорных нарушений.

4. Психолого-педагогическая характеристика глубоко умственно отсталых детей, основные подходы к их воспитанию, обучению и социально-трудовой адаптации.

1. Система специальных учреждений для лиц с интеллектуальными нарушениями.

2. Профессиональное образование лиц с интеллектуальными нарушениями.

8. Социальная адаптация и интеграция лиц с интеллектуальными нарушениями.

9. Государственная поддержка и социальная защита лиц с интеллектуальными нарушениями.

Литературные источники

1. Бгажнокова, И. М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития / И. М. Бгажнокова // Дефектология. – 2004. - № 3. – С. 51 – 54.

2. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. - М.: Изд-во НЦ «ЭНАС», 2002. - С. 21 – 34.

3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – С. 26 – 67, 68 – 104, 105 – 138.

4. Лазуренко, С. Б. Психолого-педагогическая характеристика детей-инвалидов с умственной отсталостью, поступивших в дома-интернаты в дошкольном возрасте / С. Б. Лазуренко // Дефектология. – 2008. - № 5. – С. 11 – 20.

5. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика / Е. М. Мастюкова. – М.: Владос, 2002. – С. 226 – 234, 244 – 258.

6. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М.: Изд. центр «Академия». - 2006. – С. 7 – 33.

7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: олигофренопедагогика / под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – С. 3 – 28, 35 – 53.

8. Олигофренопедагогика / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009. – С. 26 – 61, 62 – 80, 91 – 107, 354 - 355.

9. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Изд. центр “Академия”, 2008. – С. 211 – 227.

10. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3: Педагогические системы специального образования. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – С. 168 – 237.

11. Уфимцева, Л. П., Трубачева Т. П., Семенайт Н. А. Образовательная среда как ведущий фактор социализации воспитанников-сирот с нарушением интеллекта / Л. П. Уфимцева, Т. П. Трубачева, Н. А. Семенайт // Дефектология. – 2002. - № 4. – С. 57 – 61.

 

Дополнительная литература

1. Борщанская, А. К. К созданию специальной коррекционно-развивающей среды в школе VIII вида / А. К. Борщанская // Дефектология. – 2002. - № 2. – С. 31 – 33.

2. Есина, Н. Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии / Н. Э. Есина // Дефектология. – 2002. - № 2. – С. 14 –16.

3. Красовский, Т. В. Дети с синдромом Дауна: профилактика социального сиротства и медико-психолого-педагогическая реабилитация / Т. В. Красовский, С. Л. Шармина // Дефектология. – 2005. – № 1. – С. 78 – 85.

4. Моргачева, Е. Н. Определение умственной отсталости психолого-педагогическими методами в США / Е. Н. Моргачева // Дефектология. 1999. № 6. – С. 45 – 56.

5. Основы управления специальным образованием / под ред. Д. С. Шилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – С. 31 – 47, 48 – 58, 113 – 148.

6. Смолин, О. Н. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: процедура законодательного обеспечения / О. Н. Смолин // Дефектология. – 2007. – № 4. – С. 77 – 85.

7. Шпек, О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание / О. Шпек / науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – С. 32 – 61, 62 – 100, 101 – 156.

Задания для самостоятельной работы

1. Проработать теоретический материал по литературным источникам.

2. Подготовить конспекты материалов из журнала «Дефектология».

3. Записать основные термины по теме в педагогический словарь.

4. Подготовить обобщенные ответы по узловым вопросам темы и одно из предложенных сообщений.

5. Составить опорные схемы «Классификации форм умственной отсталости», «Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми».

6. Познакомиться с биографией выдающихся олигофренопедагогов на сайте Музея Института коррекционной педагогики (http://музей.институт-коррекционной-педагогики.рф/).

7. Подготовить мультимедийную презентацию «Современные подходы к образованию лиц с умственной осталостью».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.