Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система дидактичних принципів. Роз. наук. засад дидактики в історії пед.(Ком., Дістерверг, Гербарт, Ушинський, Грінченко)




Дидактика это часть пед.науки, кот. разрабатывает проблемы обучения и образования, определяет их цели, содержание методы, ср-ва, ф-мы организации и достигнутый результат.

Дид-кие принципы (принципы дидактики) – это осн.положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения. Принципы обучения хар-ют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Дид-кие правила – это конкретные указания учителю о том, как нужно поступать в типичной пед-ой ситуации. В обучении очень много стандартных ситуации, когда особого творчества учителю проявлять не нужно. Здесь необходимо действовать, соблюдая правила.

Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средство реализации принципов. К.Д. Ушинский отмечал, что главное для учителя дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из кот. эти правила вытикают. Правила не только автоматически следуют из принципов, но являются обобщением практического опыта многих поколений учителей. В современной дидактике устоялось положение, что принципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности.

Современная система дидактических принципов:

1. Научность. Суть: уч-ся предлагаются для усвоения прочно установленные наукой знания, педагогический процесс при этом строится на строго научной основе. Пр-ла: 1) используйте совр. науч. понятия, теории, учения; 2) знакомьте учащихся с научными методами познания; 3) организовывайте ПП (пед.процесс) на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики; другие.

2. Систематичность. Систематическое расположение материала как в целом по предмету, так и на каждом уроке; изложение знаний в системе; последовательность в работе с детьми.(от простого к сложному, от частного к общему); психологические особенности мышления (поэтапное формирование умственных действий).Пр-ла: 1)новое изучайте на основе хорошо усвоенного предыдущего; 2) излагайте материал по частям, устанавливая логические связи и отношения между ними; 3) постоянно диагностируйте уровень образования, развития и формирования личности, оценивайте результаты, прогнозируйте ПП.

3. Связь теории с практикой. Осознание учащимися значения знаний (теории) в практической деятельности людей; обучение и приучение школьников к использованию полученных знаний на практике.Практика как критерий истины, источник и объект познания. Пр-ла: 1)при раскрытии нового опирайтесь на конкретные, реальные факты и явления окружающей действительности; 2)учите шк-ков приемам и методам применения знаний на практике; 3) создавайте условия для реализации уч-ся полученных знаний на практике; другие.

4. Сознательность и активность. Сознательность и активное отношение шк-ков к ПП; развитие самост-ти и твор-ва у уч-ся; развитие потребности в самообразовании и в самовоспитании. Психологические особенности шк-ов (активная деятельность как главное условие развития личности; развитие речи, высших психических функций и др. Пр-ла: 1) обеспечивайте понимание учащимися всего содержания, форм, средств, методовПП; 2)формируйте у учащихся активное отношение к окружающей действ-ти;3)чаще практикуйте творч-е развив-щие задания; др.

5. Наглядность. Обеспечение связи между конкретным и абстрактным, между предметами реального мира и абстрактным мышлением, приближающим процесс познания к живому созерцанию реального мира.(ребенок мыслит формами, красками, звуками). Пр-ла: 1) помните, что основа абстрактных положений - живое представление предметов и явлений; 2) используйте различные виды наглядности (словесную, предметную, изобразительную); 3) обеспечивайте возможность
восприятия окружающего мира несколькими анализаторами; другие.

6. Доступность. Содержание и способы взаимодействия в ПП должны быть понятными и посильными для учащихся. Пр-ла: 1)следуйте в работе с детьми от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному; 2) стройте ПП на высшей грани возможностей школьников; 3)объясняйте суть заданий, видов деятельности, суждений и др.; другие.

7. Прочность усвоения знаний. Знания школьников должны быть надежными, не подверженными переменам во времени, чтобы не требовалось впоследствии переучиваться. Пр-ла: 1) не перегружайте память в ущерб мышлению; 2) приучайте учащихся работать со словарями-справочниками, чтобы не заучивать вспомогательный материал, а также плохо осмысленные понятия и положения; 3) новое связывайте с ранее пройденным; другие.

Я.А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, и все остальные принципы обучения выступали у него в той последовательности, кот. согласовывалась с идеей природосообразности (наглядность, сознательность, систематичность, прочность, последовательность, пр. посильности, принцип развивающего обучения).

К.Д. Ушинский утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения – единства обучения и воспитания. «... Воспитание, – учил он, – должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека». Ведущая роль в этом принадлежит учителю, являющемуся «... живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра,... его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории...» Уш. указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и др.наук.Он требовал единства теории и практики. Ушинский утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо так же вооружиться знанием осн.законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае.

 

 

Вопрос 13 сущность процесса обучения. Мастерство учителя в активизации позн. дея-ти учеников Обучение –это специально организованный управ.процесс взаимодействия учителя и ученика, напрвленное на пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека, усвоение им знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умений и птенциальных возможностей человека. Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций. Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции. Образовательная функция процесса обучения предполагает усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков. Воспитательная функция процесса обучения заключается в формировании системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств. Развивающая функция процесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.Основными целями обучения принято считать:создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их; дать универсальное образование на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем адаптироваться в современном мире; реализовать идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманитаризации образования; воспитать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, труду, творчеству; следовать международным требованиям к построению программ для детей с высокими интеллектуальными способностями: углубление содержания программ, развитие высокого уровня мыслительных процессов, развитие понимания собственных способностей учащимися; формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ. Мастерство учителя в активизации познавательной деятельности учеников на уроке может выражаться в следующей стратегии, т.е то, чем может это быть достигнуто: 1 Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Это возможно при создании проблемных ситуаций на уроке. Ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся. В реальном процессе обучения учителю приходиться иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков(проведение практических работ, умение работать с микроскопом, гербарным материалом, составить кроссворд, уметь анализировать)Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся. Содержание учебного материала, должно нести неизвестную информацию,вызывающее чувство удивления. Проблемное обучение необходимо чередовать с элементами алгоритмизации, программирования.

 

14. Виды Обучения. Обучение - целенаправленная, организованная, систематическая передача старшими и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране производительного труда. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности.

В современной системе образования существует множество видов обучения: школьное, вузовское, послевузовское, очное, заочное, виртуальное (через Интернет), пояснительно-иллюстрационное, проблемное, программированное, развивающее, проективное.

Проблемное обучение:

Цель: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процессов получения этих результатов, формирования познавательной самостоятельности ученика, развития его творческих способностей. Проблемное обучение - это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.

Проблемная ситуация – средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Виды проблемных ситуаций:

1) По содержанию неизвестного (неизвестная цель, объект деятельности, способ деятельности, условия выполнения деятельности).

2) По уровню проблемности (возникающие независимо от приемов; вызываемые и разрешаемые учителем; вызываемые учителем, разрешаемые учеником; самостоятельное формирование проблемы и ее решения).

3) По виду рассогласования информации (неожиданности; конфликта; предположения; опровержения; несоответствия; неопределенности)

4) По методическим особенностям (непреднамеренные, целевые, проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательская лабораторная работа, проблемные задания).

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Т.о. ребенок становится в позицию своего обучения, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Для реализации проблемных технологий необходимы:

· Отбор самых актуальных задач;

· Определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

· Построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий;

· Личностный подход и мастерство учителя.

Уровни проблемного обучения:

1) уровень несамостоятельной активности - восприятие учениками объяснения учителя, усвоение образца умственной деятельности в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений на воспроизведение;

2) уровень полусамостоятельной деятельности – применение прежних знаний в новой ситуации и участие в поиске способа решения поставленной проблемы;

3) уровень самостоятельной активности – выполнение работ репродуктивно-поискового типа (ученик конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью учителя);

4) уровень творческой активности – выполнение самостоятельных работ на творческое воображение, логический анализ, открытие нового способа решения учебной проблемы.

Развивающее обучение – учебный процесс, в котором наряду с передачей конкретных знаний уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека.

Психологические принципы развивающего обучения:

· проблемность обучения;

· оптимальное развитие обычных видов мыслительной деятельности;

· индивидуализация и дифференциация обучения;

· спец. формирование алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности;

· специальная организация анемической деятельности;

Система учета приемов способствует развитию личности учащегося:

· перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую;

· поиск новых приемов учебной работы;

· управление своей учебной деятельностью;

· приемы обобщения;

Любые технологии развивающие обучение должны базироваться на результатах предварительной псих-пед диагностики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.