КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модульно-развивающая технология
Оканчивая школу молодой человек ощущает социальную некомпетентность, неуверенность, сталкивается с проблемой саморазвития и самореализации, он не готов к самостоятельной жизни, не может сориентироваться и утвердить себя в социуме. Цель модульно-развивающей технологии – вооружить учителя глубокими психологическими знаниями, сориентировать образовательную деятельность на личность ученика (его рефлексивную, социальную и духовную сферы развития). Модульно-развивающая технология базируется на комплексном психол. изучении личности всех участников уч-восп процесса и дает возможность положительно развивать их интеллект, соц дух сферы, содействует соц самоутверждению и культурному самообразованию. Проведение комплексных диагностических исследований необходимо для получения целостного представления про внутренний мир ученика, его семьи, учителя, о межличностных отношениях в коллективе учащихся и среди педагогов. Результаты исследований, которые проводятся каждые 2 года, используются для сравнения эффективности эксперимент. и традиционной систем обучения, а именно: отслеживаются особенности влияния учебного процесса в инновационных экспериментальных условиях на личность ученика и педагога, анализируются характеристики, динамика и тенденции их психосоциального развития.
Вопрос 15 возникновение и развитие классно-урочной системы средней школе осуществляется классно-урочная система обучения, получившая свое название оттого, что учебная работа проводится с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки (классом), в течение определенного времени и по установленному расписанию (в форме урока).Более ранней, исторически сложившейся была индивидуально-групповая система обучения, применявшаяся в период средневековья. Учитель проводил занятия с небольшими группами учаших-ся, обучение носило преимущественно индивидуальный характер. Развитие общества выдвигало повышенные требования к образованию как в количественном, так и в качественном отношении: увеличения массовости и повышения уровня. Я. А. Коменский в XVII в. предложил и практически применил классно-урочную систему, обеспечивавшую более эффективное обучение учителем сравнительно большого количества учащихся одновременно (40—50 человек). Эта идея несколько позже, в конце XVIII и в начале XIX в.^, была предложена в виде так называемой белл-ланкастеровской системы в Англии, где в связи с быстрым капиталистическим развитием ощущалась острая потребность в массовом обучении.. Более совершенной оказалась классно-урочная система В начале XX в. в США получила распространение новая система обучения, получившая название дальтон-плана (впервые примененная в г. Дальтоне). Эта система была рассчитана на индивидуализацию обучения, предоставляющего возможность каждому ученику продвигаться в учении самостоятельно и своим темпом. Однако, возникнув как реакция на ограниченность классно-урочной системы в буржуазной школе, дальтон-план имел антинародный характер, опирался на положение о наследственной обусловленности различия умственных способностей и одаренностей детей, что вело к дискриминации в обучении детей трудящихся. Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся:
Вопрос 16 развитие форм обучения в истории педагогики Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Они имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность учителя и учащихся, определяют соотношение индивидуального и коллективного обучения, степень активности учеников в познавательной деятельности и руководства ею со стороны учителя. Успех урока и его результаты зависят не только от подготовки учителя, но и от подготовки учащихся. Подготовка учащихся к следующим урокам включает:ознакомление их с планом изучения программного материала на предстоящих уроках, что особенно важно в учебной работе со старшеклассниками;выполнение ими подготовительных домашних заданий, таких, как знакомство с отдельными разделами учебника, доступными пониманию учащихся, чтение научно-популярной ихудожественной литературы по проблемам очередного урока, проведение наблюдений и несложных доступных опытов, которые могут способствовать изучению нового материала.В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся. 18. Принцип рідномовності навчання в історії вітчизняної та зарубіжної педагогіки. (Я. Коменьский, Г. Сковорода, С. Русова, Б. Грінченко, В. Сухомлинський. Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени. В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников и их родному языку. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными "семью свободными искусствами" естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих "свободных искусств", связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия - высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в "Чешской дидактике", Коменский в "Пампедии" расширил, добавив к ней "школы зрелого возраста и старости", в которых "преподаёт" сама жизнь. Сухомлинский: В работах "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина" и "Письма к сыну" уделено много внимания сложному и многоплановому процессу образования на родном языке. В. А. Сухомлинский проанализировал все типы педагогически значимого общения на родном языке, затронул многие аспекты содержания процесса общения ребенка с культурной средой, с окружающим миром, с произведениями искусства, охарактеризовал принципы общения на родном языке детей с педагогом, в коллективе и друг с другом, с представителями старшего поколения - дедушкой и бабушкой, отцом и матерью. В годы детства, считал Василий Александрович, это особенно действенно, ведь в 6 - 11 лет закладываются основы морально - нравственных качеств личности. В воспитании подростка родной язык сохраняет свое значение и приобретает черты необходимой составляющей жизни в родной среде. "Для ребенка, - отмечает педагог, - характерна деятельность, которая выражается в понимании и переосмыслении жизни, ее моральных и нравственных установок, прежде всего через язык, а не через догмы, правила и законы. Такая деятельность, которая не предусматривается заранее и не подготавливается, а возникает под влиянием обстоятельств, является одновременно и проявлением определенной эмоционально - моральной культуры - средством дальнейшего развития, углубления благородных человеческих страстей". Русова. «Самое дорогое сокровище у каждого народа — его дети, его молодежь, и чем сознательнее общество, тем с большим вниманием относится оно к воспитанию детей, к обеспечению им лучших условий жизни», — писала София Русова, женщина, всю свою жизнь посвятившая педагогике. Всюду, куда бы ни забросила ее судьба, она организовывала детские садики, воскресные школы. Вела просветительскую работу. По мнению Русовой, обучение и воспитание на родном языке – связующее звено между культурным прошлым и настоящим народа и ребенком, его восприятием реальности и культурной среды. Воспитание в детском саду должно вестись только на родном языке – чтобы не вызвать отчуждение между ребенком и его семьей, его реальным настоящим и культурной средой. Гринченко: работая преподавателем в школах (народным учителем) Гринченко большое внимание уделял преподаванию родного языка для детей. Прежде всего он написал «Яка тепер народна школа на Україні» (1896), «Народні вчителі і українська школа» (1906). Также знаковым было написание «Украинской грамматики» и «Родного Слова» - своего рода учебников украинскому языку, первых книг для чтения для детей. По Гринченко дети, обучаясь родному языку, должны не просто говорить и понимать, но и уметь читать и понимать прочитанное, уметь владеть письменным словом так же как и устным. Сковорода: будучи первым по сути украинским философом, Сковорода представлял собой сплав идей античных философов и современности. Это касалось и его измышлений по поводу воспитания и образования. Преподавая в Переяславской семинарии он написал «Руководство о поэзии», в котором уже была предложена идея нового образования – не по старинке, а на живом языке, на котором семинаристы говорили дома и на улице. Сковорода по сути был последователем идей античной педагогики (Платон и Сократ), что заключалось в его взглядах на жизненные ценности и направленность общего воспитания. По Сковороде «сродство» со своей культурой и народом в конечном итоге благоприятствует возникновению и развитию гармоничной личности. 23. Профессиональная культура – это определение уровня способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения специальных работ. Включает в себя: · Представление о социальной значимости конкретного вида труда; · Профессиональный идеал; · Пути и средства достижения идеала; · Чувство профессиональной гордости, чести, ответственности Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, который занимается педагогической деятельностью. Совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов пед. деятельности и такого же уровня развития и реализации личностных сил педагогов, его способностей и возможностей. Функции пед. культуры: 1) Воспитание 2) Обучение 3) Развитие Компоненты пед. культуры: 1) Педагогическая направленность; 2) Культура внешнего вида; 3) Культура саморегуляции; 4) Культура вербального и невербального общения; Педагогическая направленность – это система эмоционально-целостных отношений, задающая структуру доминирующих мотивов личности, побуждающих учителя к ее утверждению в пед. деятельности и общении. Компоненты: 1) направленность на ребенка и на других людей, в заботе о ребенке, в учете его интересов, содействии его развитию и самореализации; 2) направленность на самого себя, потребность в самосовершенствовании и самореализации учителя; 3) направленность на предметную сторону профессии учителя – знание материала Культура внешнего вида: это разнообразные внешние особенности своего «я» и способы его выражения. Критерии внешнего вида: 1) опрятность и аккуратность; 2) соответствия стиля своим индивидуальным особенностям внешности, темперамента; 3) уместность внешнего вида (костюма); Педагогический имидж – профессиональный образ, который создает учитель в соответствии с представлением о внешнем виде, поведении, хар-ке деятельности в заданной ситуации. Культура саморегуляции – способность человека руководить собой на основе восприятия актов своего поведения и собственных психических реакций. Способы саморегуляции: 1) способ отключения; 2) способ переключения 3) способ отвлечения; 4) способ аутотренинга; 5) музыкотерапия; 6) способ децентризации; · ролевая децентризация – перевоплощение человека в другой предмет и выключение в другую ситуацию. · Интеллектуальная децентризация – за счет пед. рефлексии, когда учитель смотрит на себя со стороны. · Коммуникативная децентризация - диалог с переменной коммуникативной позиции. Внешняя техника – это воплощение внутреннего переживания личности учителя элементами голоса, мимики, речи, движений и пластики Внутренняя техника – это создание внутреннего переживания личности психологическое настраивание учителя на буд. Деятельность. Культура невербального общения – общение без помощи слов. Средства: 1) кинематические: · мимика – выразительные движения мышц лица, средства выражения и восприятий эмоционального состояния человека. · Пантомима – это выражение и восприятие эмоционального состояния человека при участии мышц тела. · Жестикуляция – движения рук человека. Виды жестов: 1) двигательные, 2) речевые, 3) открытые и закрытые; 2) невербальные – движения голоса 3) происемические невербальные – положение человека в пространстве при общении (дистанция и расположение партнеров). Культура речи учителя – это умение активно использовать современный литературный язык со всеми богатыми возможностями стилевой дифференциации с присущими литературному языку нормами. Функции речи учителя: 1) функция самопрезентации: · аттракция – искусство нравится и создавать первое впечатление при помощи речи. 2) мотивационная функция – зависит от: · качество знания учителя; · эрудиция учителя; · обоняние; Проявляется в этапах: · комментирования оценок; · создания оценочных суждений; · определенной степени экспрессивности оценки учителя; 3) психотерапевтическая функция; 4) функция обеспечения полноценной передачи знаний; 5) функция обеспечения эффективной учебной деятельности; 6) обеспечение продуктивных взаимоотношений. Речь учителя – это важнейший элемент педагогического мастерства, обеспечивающий положительное воздействие учителя на ученика, на его сознание и чувства, элемент, обеспечивающий полноценное восприятие, осознание и запрещение знаний, элемент педагогического мастерства, обеспечивающий рациональную организацию деятельности как учителя так и ученика.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |