Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модульно-развивающая технология




Оканчивая школу молодой человек ощущает социальную некомпетентность, неуверенность, сталкивается с проблемой саморазвития и самореализации, он не готов к самостоятельной жизни, не может сориентироваться и утвердить себя в социуме.

Цель модульно-развивающей технологии – вооружить учителя глубокими психологическими знаниями, сориентировать образовательную деятельность на личность ученика (его рефлексивную, социальную и духовную сферы развития).

Модульно-развивающая технология базируется на комплексном психол. изучении личности всех участников уч-восп процесса и дает возможность положительно развивать их интеллект, соц дух сферы, содействует соц самоутверждению и культурному самообразованию.

Проведение комплексных диагностических исследований необходимо для получения целостного представления про внутренний мир ученика, его семьи, учителя, о межличностных отношениях в коллективе учащихся и среди педагогов.

Результаты исследований, которые проводятся каждые 2 года, используются для сравнения эффективности эксперимент. и традиционной систем обучения, а именно: отслеживаются особенности влияния учебного процесса в инновационных экспериментальных условиях на личность ученика и педагога, анализируются характеристики, динамика и тенденции их психосоциального развития.

 

 

Вопрос 15 возникновение и развитие классно-урочной системы средней школе осуществляется классно-урочная система обучения, получившая свое название оттого, что учебная работа проводится с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня под­готовки (классом), в течение определенного времени и по установ­ленному расписанию (в форме урока).Более ранней, исторически сложившейся была индивидуально-групповая система обучения, применявшаяся в период средне­вековья. Учитель проводил занятия с небольшими группами учаших-ся, обучение носило преимущественно индивидуальный характер. Развитие общества выдвигало повышенные требования к образо­ванию как в количественном, так и в качественном отношении: увеличения массовости и повышения уровня. Я. А. Коменский в XVII в. предложил и практически применил классно-урочную систему, обеспечивавшую более эффективное обу­чение учителем сравнительно большого количества учащихся одно­временно (40—50 человек). Эта идея несколько позже, в конце XVIII и в начале XIX в.^, была предложена в виде так называемой белл-ланкастеровской системы в Англии, где в связи с быстрым капиталистическим раз­витием ощущалась острая потребность в массовом обучении.. Более совершенной оказалась классно-урочная система В начале XX в. в США получила распространение новая система обучения, получившая название дальтон-плана (впервые применен­ная в г. Дальтоне). Эта система была рассчитана на индивидуализа­цию обучения, предоставляющего возможность каждому ученику продвигаться в учении самостоятельно и своим темпом. Однако, возникнув как реакция на ограниченность классно-урочной системы в буржуазной школе, дальтон-план имел антинародный характер, опирался на положение о наследственной обусловленности различия умственных способностей и одаренностей детей, что вело к дискри­минации в обучении детей трудящихся. Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся:
1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков.2. Определение оптимального содержания урока в соответ ствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, 3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, 4 Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей. Воспитательные требования к уроку:
1. Постановка воспитательных задач урока, 2. Формирование у учащихся на основе приобретенных научных знаний высоких моральных качеств и эстетических вкусов,3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.)5. Соблюдение учителем педагогического такта.Организационные требования к уроку:1 Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования.2. Организационная четкость проведения урока (своевре менность начала, конца и цели)Анализ урока происходит по точности и соответствию темы, целец, задач, оборудования, формы проведения, тип урока, развитие речи, виды деятельности,сам.работа уч.,роль учителя и ученика, выбор принципов обучения, анализ и подведение итогов.

 

Вопрос 16 развитие форм обучения в истории педагогики Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Они имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность учителя и учащихся, определяют соотношение индивидуального и коллективного обучения, степень активности учеников в познавательной деятельности и руководства ею со стороны учителя.
В Древней Греции обучение было преимущественно индивидуальным, в период средневековья занятия проводились с небольшими группами учащихся. Обобщив опыт братских школ Юго-Западной Руси в XVI в. (Луцкой, Львовской и др.), Я. А. Коменский дал теоретическое обоснование классно-урочной системе обучения, характерной особенностью которой была организация обучения в форме урока. Эта идея несколько позже, в конце XVIII и в начале XIX в.^, была предложена в виде так называемой белл-ланкастеровской системы в Англии, где в связи с быстрым капиталистическим раз­витием ощущалась острая потребность в массовом обучении.. Более совершенной оказалась классно-урочная система В начале XX в. в США получила распространение новая система обучения, получившая название дальтон-плана (впервые применен­ная в г. Дальтоне). Эта система была рассчитана на индивидуализа­цию обучения, предоставляющего возможность каждому ученику продвигаться в учении самостоятельно и своим темпом. Однако, возникнув как реакция на ограниченность классно-урочной системы в буржуазной школе, дальтон-план имел антинародный характер, опирался на положение о наследственной обусловленности различия умственных способностей и одаренностей детей, что вело к дискри­минации в обучении детей трудящихся. В основу одной из классификаций уроков были положены способы их проведения, т. е. методы обучения, в связи с чем выделялись уроки-лекции, киноуроки, уроки-беседы, уроки практических занятий и т. п.Были попытки классификации уроков, например, по характеру познавательной деятельности учащихся (уроки первичного восприятия фактов, уроки образования понятий и др.). по степени самостоятельности работы учащихся (уроки самостоятельной работы школьников, уроки работы учителя с классом) Наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим целям и месту уроков в их общей системе, предложенная в некоторых видоизменениях Б. П. Есиповым, Н. И. Болдыревым, Г. И. Щукиной, В. А. Онищуком и другими дидактами.В соответствии с данной классификацией выделяются следующие типы уроков:
уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий;уроки формирования и усвоения умений и навыков;уроки обобщений и систематизации знаний;уроки повторения, закрепления, или, по другой формулировке,— комплексного применения (В. А. Онищук) знаний, умений и навыков;контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков);комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач. Структура урока — это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в учебном процессе. При подготовке к уроку учитель анализирует ранее проведенные им уроки, обращая внимание на степень реализации поставленных задач, имевшихся трудностей и недостатков.Учитель автор и соавтор

Успех урока и его результаты зависят не только от подготовки учителя, но и от подготовки учащихся. Подготовка учащихся к следующим урокам включает:ознакомление их с планом изучения программного материала на предстоящих уроках, что особенно важно в учебной работе со старшеклассниками;выполнение ими подготовительных домашних заданий, таких, как знакомство с отдельными разделами учебника, доступными пониманию учащихся, чтение научно-популярной ихудожественной литературы по проблемам очередного урока, проведение наблю­дений и несложных доступных опытов, которые могут способст­вовать изучению нового материала.В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся.

18. Принцип рідномовності навчання в історії вітчизняної та зарубіжної педагогіки. (Я. Коменьский, Г. Сковорода, С. Русова, Б. Грінченко, В. Сухомлинський. Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени. В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников и их родному языку. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными "семью свободными искусствами" естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих "свободных искусств", связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия - высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в "Чешской дидактике", Коменский в "Пампедии" расширил, добавив к ней "школы зрелого возраста и старости", в которых "преподаёт" сама жизнь. Сухомлинский: В работах "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина" и "Письма к сыну" уделено много внимания сложному и многоплановому процессу образования на родном языке. В. А. Сухомлинский проанализировал все типы педагогически значимого общения на родном языке, затронул многие аспекты содержания процесса общения ребенка с культурной средой, с окружающим миром, с произведениями искусства, охарактеризовал принципы общения на родном языке детей с педагогом, в коллективе и друг с другом, с представителями старшего поколения - дедушкой и бабушкой, отцом и матерью. В годы детства, считал Василий Александрович, это особенно действенно, ведь в 6 - 11 лет закладываются основы морально - нравственных качеств личности. В воспитании подростка родной язык сохраняет свое значение и приобретает черты необходимой составляющей жизни в родной среде. "Для ребенка, - отмечает педагог, - характерна деятельность, которая выражается в понимании и переосмыслении жизни, ее моральных и нравственных установок, прежде всего через язык, а не через догмы, правила и законы. Такая деятельность, которая не предусматривается заранее и не подготавливается, а возникает под влиянием обстоятельств, является одновременно и проявлением определенной эмоционально - моральной культуры - средством дальнейшего развития, углубления благородных человеческих страстей". Русова. «Самое дорогое сокровище у каждого народа — его дети, его молодежь, и чем сознательнее общество, тем с большим вниманием относится оно к воспитанию детей, к обеспечению им лучших условий жизни», — писала София Русова, женщина, всю свою жизнь посвятившая педагогике. Всюду, куда бы ни забросила ее судьба, она организовывала детские садики, воскресные школы. Вела просветительскую работу. По мнению Русовой, обучение и воспитание на родном языке – связующее звено между культурным прошлым и настоящим народа и ребенком, его восприятием реальности и культурной среды. Воспитание в детском саду должно вестись только на родном языке – чтобы не вызвать отчуждение между ребенком и его семьей, его реальным настоящим и культурной средой. Гринченко: работая преподавателем в школах (народным учителем) Гринченко большое внимание уделял преподаванию родного языка для детей. Прежде всего он написал «Яка тепер народна школа на Україні» (1896), «Народні вчителі і українська школа» (1906). Также знаковым было написание «Украинской грамматики» и «Родного Слова» - своего рода учебников украинскому языку, первых книг для чтения для детей. По Гринченко дети, обучаясь родному языку, должны не просто говорить и понимать, но и уметь читать и понимать прочитанное, уметь владеть письменным словом так же как и устным. Сковорода: будучи первым по сути украинским философом, Сковорода представлял собой сплав идей античных философов и современности. Это касалось и его измышлений по поводу воспитания и образования. Преподавая в Переяславской семинарии он написал «Руководство о поэзии», в котором уже была предложена идея нового образования – не по старинке, а на живом языке, на котором семинаристы говорили дома и на улице. Сковорода по сути был последователем идей античной педагогики (Платон и Сократ), что заключалось в его взглядах на жизненные ценности и направленность общего воспитания. По Сковороде «сродство» со своей культурой и народом в конечном итоге благоприятствует возникновению и развитию гармоничной личности.

23. Профессиональная культура – это определение уровня способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения специальных работ.

Включает в себя:

· Представление о социальной значимости конкретного вида труда;

· Профессиональный идеал;

· Пути и средства достижения идеала;

· Чувство профессиональной гордости, чести, ответственности

Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, который занимается педагогической деятельностью. Совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов пед. деятельности и такого же уровня развития и реализации личностных сил педагогов, его способностей и возможностей.

Функции пед. культуры:

1) Воспитание

2) Обучение

3) Развитие

Компоненты пед. культуры:

1) Педагогическая направленность;

2) Культура внешнего вида;

3) Культура саморегуляции;

4) Культура вербального и невербального общения;

Педагогическая направленность – это система эмоционально-целостных отношений, задающая структуру доминирующих мотивов личности, побуждающих учителя к ее утверждению в пед. деятельности и общении.

Компоненты:

1) направленность на ребенка и на других людей, в заботе о ребенке, в учете его интересов, содействии его развитию и самореализации;

2) направленность на самого себя, потребность в самосовершенствовании и самореализации учителя;

3) направленность на предметную сторону профессии учителя – знание материала

Культура внешнего вида: это разнообразные внешние особенности своего «я» и способы его выражения.

Критерии внешнего вида:

1) опрятность и аккуратность;

2) соответствия стиля своим индивидуальным особенностям внешности, темперамента;

3) уместность внешнего вида (костюма);

Педагогический имидж – профессиональный образ, который создает учитель в соответствии с представлением о внешнем виде, поведении, хар-ке деятельности в заданной ситуации.

Культура саморегуляции – способность человека руководить собой на основе восприятия актов своего поведения и собственных психических реакций.

Способы саморегуляции:

1) способ отключения;

2) способ переключения

3) способ отвлечения;

4) способ аутотренинга;

5) музыкотерапия;

6) способ децентризации;

· ролевая децентризация – перевоплощение человека в другой предмет и выключение в другую ситуацию.

· Интеллектуальная децентризация – за счет пед. рефлексии, когда учитель смотрит на себя со стороны.

· Коммуникативная децентризация - диалог с переменной коммуникативной позиции.

Внешняя техника – это воплощение внутреннего переживания личности учителя элементами голоса, мимики, речи, движений и пластики

Внутренняя техника – это создание внутреннего переживания личности психологическое настраивание учителя на буд. Деятельность.

Культура невербального общения – общение без помощи слов.

Средства:

1) кинематические:

· мимика – выразительные движения мышц лица, средства выражения и восприятий эмоционального состояния человека.

· Пантомима – это выражение и восприятие эмоционального состояния человека при участии мышц тела.

· Жестикуляция – движения рук человека. Виды жестов: 1) двигательные, 2) речевые, 3) открытые и закрытые;

2) невербальные – движения голоса

3) происемические невербальные – положение человека в пространстве при общении (дистанция и расположение партнеров).

Культура речи учителя – это умение активно использовать современный литературный язык со всеми богатыми возможностями стилевой дифференциации с присущими литературному языку нормами.

Функции речи учителя:

1) функция самопрезентации:

· аттракция – искусство нравится и создавать первое впечатление при помощи речи.

2) мотивационная функция – зависит от:

· качество знания учителя;

· эрудиция учителя;

· обоняние;

Проявляется в этапах:

· комментирования оценок;

· создания оценочных суждений;

· определенной степени экспрессивности оценки учителя;

3) психотерапевтическая функция;

4) функция обеспечения полноценной передачи знаний;

5) функция обеспечения эффективной учебной деятельности;

6) обеспечение продуктивных взаимоотношений.

Речь учителя – это важнейший элемент педагогического мастерства, обеспечивающий положительное воздействие учителя на ученика, на его сознание и чувства, элемент, обеспечивающий полноценное восприятие, осознание и запрещение знаний, элемент педагогического мастерства, обеспечивающий рациональную организацию деятельности как учителя так и ученика.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.