Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Психологические особенности детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии




Содержание разделов (тем) дисциплины

Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики и психологии

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Становление и развитие специальной педагогики. Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика. Основные категории специальной педагогики. Взаимосвязь специальной педагогики с другими отраслями знаний. Основные научные теории специальной педагогики. Зарождение государственной системы специальной (коррекционной) поддержки и социальной защиты людей с отклонениями в развитии и поведении. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков,основное средство подготовки их к жизни и труду.

Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их психического развития в процессе воспитания и образования. Предпосылки возникновения специальной психологии. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Основные отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Значение специальной психологии для специальной педагогики. Связь специальной психологии со смежными дисциплинами - возрастной психологией, патопсихологией, детской психиатрией, коррекционной педагогикой.

Тема 2. Категории развития в специальной психологии

Категории развития в специальной психологии. Специфика формирования понятийного аппарата дисциплины. Психическое развитие и деятельность. Проблема нормы развития. Понятие «норма» и «отклонения» в физическом, психическом, моторном, интеллектуальном развитии человека. Среднестатистическая, функциональная, идеальная нормы развития. Проблема "норма – аномалия" как междисциплинарная проблема. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребенка. Психологическая структура дефекта. Первичный дефект и его влияние на вторичные отклонения. Комбинированные нарушения, их причины. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Влияние коррекционно-педагогического воздействия на вторичные отклонения в развитии аномального ребенка.

Тема 3. Особенности аномального развития (дизонтогенеза)

Понятие аномального развития (дизонтогенеза). Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении. Параметры дизонтогенеза: особенности функциональной локализации нарушения, время поражения, межфункциональные взаимодействия. Эндогенные и экзогенные причины дизонтогенеза и условия деформации личностного развития ребенка.

Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков (классификация В.В.Лебединского, Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина). Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.

Понятие «аномальный ребенок». Особенности аномального развития, отрасли специальной психологии: олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития.

 

Понятие «умственной отсталости», олигофрения как основная форма умственной отсталости в детском возрасте. Причины возникновения и классификация умственной отсталости по степени тяжести дефекта. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития. Особенности развития познавательной сферы умственно отсталого ребенка. Образование лиц с нарушениями умственного развития.

 

Тема 5. Психологические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Причины и механизмы слабовыраженных отклонений в развитии ребенка. Классификация ЗПР по степени тяжести и этиологическому принципу: ЗПР конституционального происхождения, ЗПР соматогенного происхождения, ЗПР психогенного происхождения, ЗПР церебрально-органического происхождения. Психологические особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР. Психологическая диагностика и коррекция при дизонтогениях. Специальное образование детей с трудностями в обучении.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.