Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Проблемы дидактики и нравственного воспитания детей в трудах Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчака




План.

План.

План.

ЛЕКЦИЯ 2. Ведущие педагогические системы древнего мира. История древнейших школ на земле. Истоки гуманизма.

План.

1. Исторический подход в изучении педагогических явлении. Методологические проблемы современной истории педагогики как области педагогической науки.

2. Историко-педагогический процесс развития образования и педагогической мысли.

3. Воспитание как явление социальное и педагогическое.

4. Методологические принципы – классовый подход, формационный подход, цивилизационный подход, культурологический подход.

СРС:

Раскрыть предмет, методологические принципы, научные методы «Истории образования» как науки.

 

1. Ведущие педагогические системы древнего мира.

2. Очаги культуры Древней Месопотамии. Школы Древнего Египта. Школы Китая.

3. Влияние цивилизации древнего Востока на последующий ход развития образования.

4. Истоки гуманизма в обучении.

СРС:

Обосновать становление педагогики как самостоятельной отрасли человеческих знаний.

 

ЛЕКЦИЯ 3. Обучение, воспитание и развитие педагогических традиций в Древней Руси, в Киевской Руси и Московском государстве
(10 – 17 вв.).

1. Воспитательные традиции Древней Руси. Положительное влияние христианской веры на характер обучения детей и народной жизни.

2. Монастырские и церковные школы. Ярослав Мудрый и его роль в обучении детей.

3. Положение учителя на Руси. Первые учебники (псалтырь, переводы с греческого, болгарского, сербского языков, жизнеописание святых и т.д.).

4. Влияние Византии на просвещение. Владимир Мономах и его «Поучения детям».

5. Татарское нашествие и его отрицательное влияние на культуру и просвещение Руси.

6. Братские школы на Украине и Белоруссии. Киево-Могелянская академия – высшая школа Руси, ее роль и значение в развитии образования. Гуманистические традиции.

СРС:

Подготовить выборочный конспект памятников педагогической литературы древней Руси, выявить их воспитательное значение.

ЛЕКЦИЯ 4. Создание системы образования в советской России (20 век, 1917-1970).

1. Создание системы образования в Советской России.

2. Основные принципы единой трудовой школы.

3. Организация опытно-показательных учреждении Наркомпроса.

4. Становление и развитие советской педагогики: В.Н; Сорока-Росинский, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, М.М. Пистрак, СТ. Шацкий, Л.С. Выготский и др.

5. Общие идеологические и методологические позиции в основе концепции социалистической школы.

6. Комсомольские и пионерские организации.

7. Школа в годы Великой Отечественной войны.

8. Изучение теоретического и практического опыта прошлых лет с позиций сегодняшнего дня.

СРС:

1. Постановка цели воспитания, ее генезис в русской и советской педагогике.

2. Заполнить таблицу:

 

Каковы тенденции преобразования школы в первые годы советской власти.  
Устарели ли педагогические идеи А.С.Макаренко? Почему?  
Охарактеризовать идеологию советского образования.  
Назовите цели и задачи новой школы, выдвинутые П.П. Блонским.  
Дайте определение детского сообщества С.Т. Шацкого и раскройте его отличие от детского коллектива.    

 

3. Подготовить реферативные сообщения: педагогические идеи русского зарубежья (С.И.Гессен, В.В.Зеньковский, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин).Дайте обоснование эффективности работы советской школы XX века.

Литература:

1. Андреева И.Н. Философия и история образования. – М., 2009.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной пе дагогики. –М., 2010.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. –М., 2010.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века / под ред. А.И.Пискунова-. М., 2010.

5. История педагогики в России: Хрестоматия / сост.С.Ф. Егоров, С.В.Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф.Егорова.-М.,2010.

6. Коджаспирова Г.М. История и философия образования. – М.,2010.

7. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. М.: Владос –Пресс, 2013, 480 с.

8. Коджаспирова Г.М.История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав-й. — М Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 224 с.

9. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 603 с.

10. Богуславский М.В., Богуславская Т.Н., Лобзаров В.М., Милованов К.Ю., Сумнительный К.Е. Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки (конец ХIХ­ХХ вв.) /Под ред. М.В.Богуславского: Монография ­ М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. – 500 c.

11. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с

 

5.2 Перечень тем практических (семинарских) занятий

Цель:

Дать сравнительный анализ общего и отличительного в развитии проблемы дидактики и нравственного воспитания в трудах Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчака.

Основные понятия:

классно-урочная система, дидактика, принцип природосообразности, нравственное воспитание, идея свободного воспитания, гуманизм.

План:

1. Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки и дидактики.

2. Принцип природосообразности. Школа – мастерская гуманности.

3. Вопросы дидактики и нравственного воспитания в трудах Локка.

4. Руссо – обоснование теории свободного воспитания, пути ее реализации, особенности дидактики.

5. Гуманистические идеи Я. Корчака педагога-писателя. Обсуждение рецензии на одну из его книг.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы,. Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно –сопоставительный анализ учебного материала, содержащегося в разных источниках, составление портфолио, написание эссе.

Срс:

Опишите, в чем вам видится сходство, а в чем отличие теоретических воззрений педагогов эпохи Возрождения от современной теории личностно ориентированного образования.

 

В чем двойственность мировоззрения Я.А. Коменского?  
В чем суть теории пансофии?  
Почему идея природосообразности стала одной из ведущих в Новое время?  
Какие положения теории Я.А. Коменского позволяют считать его основателем педагогической науки?  

 

Литература:

1. Коменский Я.А. Великая дидактика. Гл. 1. С. 84; Гл. 23. С. 137-144. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981.

2. Локк Д. Мысли о воспитании. Там же. С. 176-180,187-190.

3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании. Там же. С. 203-205, 212-215.

4. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1990. С. 4–17.

Литература для рецензии:

1. Корчак Я. Когда я стану снова маленьким. Там же. С. 306-380. Лето в Михалувке. Там же. С. 389-445.

2. Шилина А.Н. Принцип природосообразности и его философско-педагогический смысл. Педагогика. 2001. № 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.