Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар 1




Планы семинарских занятий

Тема 8. Перспективы образования в высшей школе

Тема 6. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Педагогическое мастерство и перспективы развития высшей школы.

Социально-культурная ценность педагогической профессии. Цели педагогической деятельности. Интеллигентность личности преподавателя. Саморазвитие и интеллигентность. Структура деятельности преподавателя и ее функциональные компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный. Непрерывное повышение квалификации и профессиональное развитие преподавателя. Стиль педагогической деятельности – устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях педагогического труда. Демократический, авторитарный, либеральный стили. Профессиональное самосознание преподавателя (С.Л.Рубинштейн, В.В.Столин, Л.М.Митина, И.В.Вачков) Профессиональная направленность

готовность к использованию инновационных педагогических технологий (ПК-27)

Тема 7.Методология и методы психолого-педагогических исследований.

Специальные методы психологии высшей школы: организационные, процедурные, оценочные, методы сбора данных. Основные проблемы педагогики высшей школы: готовности студентов к обучению; педагогическое воздействие на студента и его личностное развитие; сочетания обучения и воспитания; комплексности педагогических воздействий; воздействия педагогической и студенческой среды на развитие личности студента и преподавателя; индивидуализация обучения, методы их мониторинга и решения. Уровни методологии педагогики: философский, общенаучный, конкретно-научный, индивидуально-творческий, культурологический, технологический. Методы педагогического исследования: основные и специальные.

Современные новации в системе университетского образования: переход на многоуровневую систему подготовки специалистов, обогащение вузов современными информационными технологиями, интеграция с ведущими университетами, перевод на самофинансирование.

Теория коллективного способа обучения (КСО) В.К.Дьяченко. Теория А.М.Матюшкина. Активные методы обучения. Технические возможности современных университетов, возможности ИНТЕРНЕТ в обучении и тестировании. Технологии составления и применения тестового контроля знаний.

Тема: Особенности педагогического взаимодействия в условиях высшей школы

2 часа

Цель занятия: формирование представлений о педагогическом взаимодействии в условиях высшей школы

Основные вопросы:

  1. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса в вузе
  2. Охарактеризуйте специфику студенческой аудитории: возрастные и гендерные особенности
  3. Поясните взаимосвязь понятий «сотрудничество» и «диалог» применительно к учебному процессу в высшей школе

Основная литература:

  1. Аксенова, Г.И. Студент как субъект образовательного процесса / Г.И. Аксенова. – М.: Рязань, 1998.
  2. Бодалев, А.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека / А.А. Бодалев, Л.А. Рудкевич // Педагогика, 1995. – №3.
  3. Крицкий, А.Г. Компьютерные коммуникации в совместной учебной деятельности / А.Г.Крицкий, М.Ю. Щербинин // Психологическая наука и образование, 2006. - № 2. – С. 93-105.
  4. Куликова, Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы / Л.Н.Куликова. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. пед. ун-та, 2005. – 320 с.
  5. Нечаев, Н.Н. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы / Н.Н.Нечаев // Вопросы психологии, 2006. - № 3. – С.3-26.
  6. Сороковых, Г.В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов / Г.В. Сороковых // Педагогика, 2004. – №1. – С. 62-68.

Дополнительная литература

  1. Амонашвили, Ш.А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования: Педагогика / Ш.А. Амонашвили, В.И.
    Загвязинский. – №2, 2000. – С. 11-23.

2. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 752 с.

3. Шадриков, В.Д. Происхождение человечности / В.Д. Шадриков. – М.: «Логос», 2001 – 296 с.

Дополнительная литература

1. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – М.- Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.

2. Бондаревская, Е.В.. Смыслы и стратегии личностно ориентированного образования: Педагогика / Е.В. Бондаревская. – №1, 2001. – С. 17-24.

  1. Громкова, М.Т. Образование взрослых здесь и теперь / М.Т.
    Громкова. – М., 1995.
  2. Монтэгю, А. Дегуманизация человека / А. Монтэгю, Ф. Мэтсон // Че­ловек и его ценности: В 2 ч. – М., 1988. – Ч. 1.- 216 с.

5. Лебедева, Н.М. Базовые ценности русских на рубеже ХХI века / Н.М. Лебедева. – С. 73-88. // Психологический журнал. – Том 21. – № 3, май-июнь 2000.

  1. . Петровский, В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании / В.А. Петровский // Психологическая наука и образование, 1996. – №3.
  2. Розов, М.А. Рассуждения об интеллигентности или Пророчество Бам-Грана / М.А. Розов // Вестник высшей школы, 1989. – №6. – С.12-20.

 

Семинар 2 Тема: Педагогические технологии, принципы, формы и методы обучения

2 часа

 

Цель занятия: изучение принципов, технологий, форм обучения в высшей школе.

Основные вопросы:

  1. Назовите и охарактеризуйте основные принципы обучения в высшей школе
  2. Дайте характеристику системы технологий и структуры учебной деятельности.
  3. Проведите сравнительный анализ «личностных» и «альтернативных» «формирующих» и «интеллектуальных» теорий обучения.
  4. Какие активные методы обучения вы знаете? В чем их отличие от традиционных методов?

Основная литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000.
  2. Попков, В.А. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М.: Изд-во МГУ, 2000 – 429 с.
  3. Нечаев, Н.Н. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы / Н.Н.Нечаев // Вопросы психологии, 2006. - № 3. – С.3-26.

.Дополнительная литература

  1. Зинченко, В.П. О целях и ценностях образования / В.П. Зинченко // Педагогика, 1997. – №5. – С.3-16..
  2. Куликова, Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы / Л.Н.Куликова. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. пед. ун-та, 2005. – 320 с.
  3. Сороковых, Г.В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов / Г.В. Сороковых // Педагогика, 2004. – №1. – С. 62-68.
  4. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – СПб: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с.

 

Семинар 3 Тема: Воспитание в условиях высшей школы

2 часа

Цель занятия: изучение форм и методов воспитания в высшей школе.

Основные вопросы:

 

1. Проблема адаптации студентов к условиям обучения. Формы и методы психологической и социальной поддержки студентов в период обучения

2. Воспитывающий характер среды вуза.

3.Воспитание через предмет,

4. Институт куратора и студенческое самоуправление в вузе.

 

Литература основная

1. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: Учеб.-методич. пособие / Н.М.Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 120 с.

  1. Монтэгю, А. Дегуманизация человека / А. Монтэгю, Ф. Мэтсон // Че­ловек и его ценности: В 2 ч. – М., 1988. – Ч. 1.- 216 с.

3. Лебедева, Н.М. Базовые ценности русских на рубеже ХХI века / Н.М. Лебедева. – С. 73-88. // Психологический журнал. – Том 21. – № 3, май-июнь 2000.

  1. Зинченко, В.П. О целях и ценностях образования / В.П. Зинченко // Педагогика, 1997. – №5. – С.3-16.

5. Лекторский, В.А. Гуманизация, гуманитаризация и культурологический подход в образовании / В.А. Лекторский // Вопросы философии, 1997. – №2. – С.4-16.

Литература дополнительная

  1. Волович, Л.А. Формирование гуманитарной культуры специалиста / Л.А.Волович // Проф. образование. – 2001. - №1. – С. 23-31.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.

  1. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике / М.В. Кларин. – Рига, 1996.
  2. Мириманова, М.С. Конфликтология / М.С. Мириманова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
  3. Розин, В.М. Опыт гуманитарного изучения творчества / В.М.
    Розин // Общественные науки и современность, 2000. – №3. – С.131-141.
  4. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И.С. Якиманская // Вопросы психологии,– 1995. – №2. – С.31-41. – С.38.
  5. Прозорова, Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности / Е.В. Прозорова // Мир психологии, 2000 – № 2. – С.191-202.

 

Семинар 4 Тема: Методология и методы педагогических исследований

3 часа

 

Цель занятия: Изучение методологии и методов педагогических исследований

Основные вопросы:

1. Уровни методологии педагогики

2.Специальные методы психологии высшей школы

3.Мониторинг проблем педагогики высшей школы: методы и решения

 

Литература основная

1. Братченко, С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования / С.Л. Братченко. – М.: Смысл, 1999. – 137 с.

2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: «Академия», 2001. – 208 с.

3. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.1. – 288с

Литература дополнительная:

  1. Волович, Л.А. Формирование гуманитарной культуры специалиста / Л.А.Волович // Проф. образование. – 2001. - №1. – С. 23-31.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с. с.

  1. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А.А.Бодалева, Н.В.Васильевой. – СПб: Речь, 2005. – 324 с.
  2. Розин, В.М. Опыт гуманитарного изучения творчества / В.М.
    Розин // Общественные науки и современность, 2000. – №3. – С.131-141.
  3. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И.С. Якиманская // Вопросы психологии,– 1995. – №2. – С.31-41. – С.38.

4.3.Самостоятельная работа аспиранта

Таблица №4

.

№ п/п Наименование темы дисциплины для самостоятельного изучения Перечень заданий для самостоятельной работы (рефераты, доклады, переводы и т.п.) Трудоемкость, час.  
  Проблема содержания образования и планирование в высшей школе Реферат/презентация 10/0,278          
  Особенности педагогического взаимодействия в условиях высшей школы Контрольная работа 8/0,222          
  Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы Контрольная работа 8/0,222       8/0,222 Контрольная работа
  Воспитание в условиях высшей школы Контрольная работа 8/0,222  
  Психолого-педагогические проблемы высшего образования и развитие личности профессионала Аннотированный обзор источников 10/278  
  Особенности психолого-педагогического взаимодействия в условиях высшей школы.   Подготовка к тестированию 10/278  
  Итого   54/1,5  

 

 

5. Образовательные технологии: В ходе обучения по данной учебной дисциплине применяются следующие образовательные технологии: лекционно-семинарско-зачетная система (лекции, семинары, дискуссии, презентации, тестирование, выполнение практических заданий, контрольных работ), Проблемное обучение, Исследовательские методы в обучении, Тестовый контроль знаний. Балльно-рейтинговая система оценки знаний.

Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем теоретических занятий составляет 18 академических часов на очной форме обучения

 

Семинарские занятия организуются по группам. Общий объем семинарских занятий составляет 9 академических часов на очной форме обучения

 

Объем самостоятельной работы студентов по дисциплине, предусмотренный учебным планом СПбГУКИ по специальности, составляет 54 академических часа на очной форме обучения

 

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

а) Основная литература (обязательное наличие указанной литературы в библиотеке СПбГУКИ):

  1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М.: Адепт, 1998.
  2. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций: В 2 ч. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. –Ч. 2. – 304 с.
  3. Водзинский Д.И. Педагогика высшей школы. – Мн., 2000.
  4. Дидактические тесты: технология проектирвоания: Методическое пособие для разработчиков тестов / Е.В. Кравец, А.М. Радьков, Т.В. Столярова, Б.Д. Чеботаревский; Под общ. ред. А.М. Радькова. – Мн.: РИВШ, 2004. – 87 с.
  5. Жук О.Л. Педагогика: Учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. – Мн.: БГУ, 2003. – 383 с.
  6. Куриленко Н.С., Чечет В.В. Интерактивная педагогика: Пособие. – Мн.: ООО «Белый ветер», 2004. – 80 с.
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Уеб. Пособие для студ. Пед. вузов и системы повышения квалиф. Пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.
  8. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996.
  9. Основы педагогики: Учеб. Пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Мн.: Аверсэв, 2003. – 349 с.
  10. Педагогика и психология в высшей школе: Учебное пособие / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д., 2002.
  11. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов н/Д, 1998.
  12. Педагогика профессионального образования: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
  13. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / Р.С. Пионова. – Мн. Университетское, 2002. – 256 с.
  14. Попков В.А. Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: Учебное пособие для студентов высших педагогический учебных заведений. – М., 2001.
  15. Русецкая Т.П. Современные технологии обучения в высшей школе – Мн.:
    МИТСО, 1998. – 128 с.
  16. Сафонова Т.В. Проектирование педагогической технологии модульного обучения в вузе. – Глазов: Глазов. Гос. пед. ин-т, 2000. – 89 с.
  17. Сиренко С.Н. Содержательно-методические аспекты личностно-ориентированного образования: Методические рекомендации / C.Н. Сиренко; Под науч. ред. О.Л. Жук. – Мн.: Изд-во МИУ, 2003. – с. 51
  18. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогичекую деятельность: Учебное пособие для преподавателей / Отв. Ред. Ю.А. Кудрявцев. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 102 с.
  19. Смирнов С.Д. Педагогики и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.
  20. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г. Фокин. – М.: «Издательский центр «Академия», 2002.- 260 с.
  21. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской.– М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.(Педагогическая мастерская).
  22. Чернилевский Д.Б. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
  23. Щербаков В.В. Педагогические технологии информационного общества. Электронное учеб. пособие /РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2003. – М., 2004.

б) Дополнительная литература

  1. Аксенова, Г.И. Студент как субъект образовательного процесса / Г.И. Аксенова. – М.: Рязань, 1998 – 148 с.
  2. Антропоориентированные технологии в образовательном процессе школы и вуза: Мат-лы межвуз. научно-практич. конференции, 23 ноября 2001 г., Нижневартовск. – СПб.: ИОВ РАО, 2002 – 219 с.
  3. Бликина, Л.В. Интеллектуальные разминки – как средство повышения познавательной активности студентов на занятиях по педагогике: Метод. рекомендации / Л.В. Бликина. – Хабаровск: ДВГАФК, 1999 - 15 с.

4. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревская // Педагогика, 1997. – №4. – С.11-17.

  1. Борисова, Н.В. Дидактические условия использования игровых технологий в подготовке специалистов: Учеб. пособие / Н.В.
    Борисова, А.М. Князев. – М.: ВПИК МВД России, 1999.- 59 с.

6. Братченко, С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования / С.Л. Братченко. – М.: Смысл, 1999 – 137 с.

  1. Вершловский, С.Г. Взрослый как субъект образования / С.Г.
    Вершловский // Педагогика, 2003. – № 8. – С. 3-8.
  1. Гайсина, Г.И. Формирование гуманитарной культуры будущего учителя в довузовских стуктурах педагогического образования / Г.И.Гайсина. – Уфа: Баш. ГПИ, 1999. – 178
  2. Гликман, И.З. Управление самостоятельной работой студентов (системное стимулирование): Учеб. пособие / И. З. Гликман. – М., ЛГОО, 2002.- 23 с.
  3. Егоров, Ю.Л. Гуманитарная составляющая концепции образования XXI века / Ю.Л. Егоров, Б.В. Леванов // Школа. – 1999. - №5. – С.4-12.
  4. Куликова, Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы / Л.Н.Куликова. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. пед. ун-та, 2005. – 320 с.
  5. Куликова, Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности /Л.Н. Куликова. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. – 333 с.
  6. Ортега-и-Гасет Х. Запах культуры / Хосе Ортега –и – Гасет; (пер. с исп.). – М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. – 384 с.

 

в) программное обеспечение:

Интернет–ресурсы: web-браузер Mozilla FireFox, почтовые клиенты Mozilla Thunderbird и claws-mail, стандартные программные средства входящие в состав ОС Windows -MS Word

Для оформления рефератов, контрольных работ: текстовый процессор OpenOffice.org Writer, графический редактор OpenOffice.org Draw, программа работы с презентациями OpenOffice.org Impress, система управления базами данных OpenOffice.org Base и электронные таблицы OpenOffice.org Calc. Для работы с презентациями Microsoft Office PowerPoint., OpenOffice.org Impress

 

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:_WWW.charko.narod.ru

reeed.ru/lib; www.big- library. info/?act=listjournals&tema=-1&subtema; www.gorlib.ru/profit/elbib/obrlib.phpurfin1657.livejournal.com/614701.html www.libfor.ru/readytitk.html www.metodkabinet.eu/bibliopedagog.html




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.