КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика и психология высшей школы как наука и область педагогического знания
1 Предметом педагогической науки является... 1. процесс возрастных изменений личности 2. процесс обучения 3. процессы обучения и воспитания человека 4. основные закономерности воспитания и обучения 2. Теоретическая и нормативно-прикладная наука об обучении и образовании – это … 3. Впервые в научный оборот термин «дидактика» ввел 4. «Дидактика» - это наука о (об) а) воспитании. 5. Один из важнейших разделов педагогики – дидактика – изучает … 6. К основным задачам дидактики из перечисленного не относится - 7. Первым фундаментальным трудом, раскрывающим основы дидактики стала работа ученого – педагога из 8. Из русских ученых дореволюционного периода наибольший
9.Основными категориями педагогики являются… 1. среда, наследственность, воспитание 2. знания, умения, навыки 3. воспитание, обучение, образование 4. созревание, система, социализация
Тема: Педагогические технологии, принципы, формы и методы обучения
10.Основная единица педагогического процесса … 1. деятельность учащихся 2. учебный год 3. педагогическая задача 4. деятельность педагога
11.К технологическому компоненту педагогического процесса НЕ относятся… 1. образовательные технологии 2. формы организации обучения 3. цели воспитания 4. методы воспитания Принципы педагогического процесса определяются как… 1. способы изучения педагогических явлений 2. формы организации обучения 3. система основных требований к обучению и воспитанию 4. объективно существующие, устойчивые связи между педагогическими явлениями
12.В содержательный компонент педагогического процесса не входят… 1. умения и навыки 2. опыт творческой деятельности учащихся 3. средства и методы обучения и воспитания 4. знания
13.Компонентами педагогического процесса являются… 1. семья, школа, общество 2. педагоги, учащиеся, родители 3. цели, задачи, содержание, формы и методы процессов обучения и воспитания 4. знания, умения, навыки учащегося 14. Дидактика рассматривает обучение как процесс, имеющий две стороны: 15. Овладение знаниями и способами деятельности представляет сущность 16. Методологической основой процесса обучения в современной дидактике 17. Качество обучения зависит от …
Ведущий тип деятельности — это деятельность, которая обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка в определенный период его развития. Вербальное научение — эти вид научения, который осуществляется в символической форме через многообразные знаковые системы. Викарное научение — это научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого чел опок сразу принимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности индивида. Внушение — эти целенаправленное, аргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении (суггестии) осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Воспитательная (педагогическая) ситуация — это конкретное состояние педагогической системы в определенный промежуток времени. Воспитательный процесс — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса. Воспитывающее обучение — это обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, к усваиваемому учебному материалу. Восприятие - отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Гибкость обучения — это умение педагога сочетать и при необходимости использовать различные методы и приемы обучения, легко и быстро переходя от одного к другому. Гуманизация образования – это процесс перехода от технократической модели образования к гуманитарной, процесс смены ориентиров — переход школы от ориентации на жесткий социальный заказ к ориентации на наиболее полный учет интересов и потребностей личности, что, предполагает восприятие человека (ребенка) как меру целесообразности педагогической деятельности и построения педагогических систем (ценностно-смысловой антропоцентризм). Гуманитарная культура педагога - это целостная совокупность его личностно-профессиональных качеств, обеспечивающих способность понимать и созидать педагогический процесс как человекосообразную и человекообразующую реальность, стимулирующую личностное саморазвитие субъектов педагогического взаимодействия. Гуманитарный подход - подход к действительности с точки зрения человека и во имя человека, это попытка увидеть мир в его человеческом измерении. Главная линия человеческого развития в гуманитарном подходе определяется как движение человека к свободе, развитие его как субъекта свободной, творческой деятельности, саморазвития. При гуманитарном подходе явления действительности оцениваются не с точки зрения их социальной или какой-либо иной пригодности, а с позиции их значимости для человека как человека, то есть для его ценностно-опосредованной самореализации, смыслообогащения, деятельно-творческого преобразования Мира и себя. Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах. Дифференцированный подход к. обучению — предполагает не только учитывать индивидуальные особенности детей, но и содействовать их развитию через разные формы обучения. Духовность - интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде. Духовность развивается на основе осмысления и переживания личного жизненного опыта, а также на основе усвоения знаний, содержащихся в архивах культуры. Центром духовности является отношение к человеку, а стержневыми характеристиками: вера, надежда, любовь и София (мудрость жизни). Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития гласит, что любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ученике его личностных качеств, с воспитанием его как члена общества. Заражение - бессознательная, испольная подверженность человека определенным психическим состоянием. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (психического настроя). Идеал — это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания. Идентификация — это способ понимания другого человека через уподобление себя ему. Импринтинг — это вид научения, который характеризуется быстрым, автоматическим приспособлением организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. Индивидуальность педагога — это совокупность главных и второстепенных педагогических качеств. Индивидуальный стиль педагогической деятельност и — это устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, навыков, методов, способов выполнения педагогической деятельности. Институты воспитания — это общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательные воздействия на личность. Личность - человек как субъект свободной (целесообразной, мотивированной осознанием необходимости изменения обстоятельств) деятельности. Личностно-деятельностный подход к образованию - подход, который предполагает равноправные, партнерские отношения участников образовательного процесса. Преподаватель и студент выступают как субъекты деятельности в едином целостном педагогическом процессе. Важным условием при этом выступают гуманистические установки педагога по отношению к обучающимся, в том числе доверительное, диалогическое общение со студентами, уважительное отношение к их жизненному и профессиональному опыту, мировоззренческим установкам. Обучение — это упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Личностный смысл – это «значение-для-меня», индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность и общение Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Мнемоника — система различных приемов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника — наука о рациональных способах запоминания. Мотив — побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивационная подструктура учебной деятельности — это совокупность мотивов учения. Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Неосознанные средства воспитания включают в себя воспитательные воздействия, которые воспитанник принимает без сознательного контроля со своей стороны, а сам воспитатель также не производит преднамеренного влияния на него. Непроизвольное внимание — возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей, определяясь характером и качеством раздражителя. Нравственное сознание — это отражение в сознании человека принципов и норм нравственности, регулирующих взаимоотношения людей, их отношение к общественному делу, к обществу Образование - это оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир науки и культуры; образование есть двусторонний процесс, где на первом месте стоит образовательная деятельность самого человека по узнаванию и присвоению образов человеческой природы, культуры, мира в целом, а на втором – педагогическая образовательная деятельность по ддержке первой. Обучение — это профессиональная деятельность педагога, которая направлена на передачу учащимся знаний, умений и навыков. Обученность — это наличный уровень как программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков учащегося. Ориентировочная основа действия — это система указаний о том, как должно выполняться действие, содержащая условия выполнения действия и «забегающая вперед» (П. Я. Гальперин) исполнения. Отметка — один из возможных результатов оценивания, который выражен в условно-формальных баллах. Оценка — процесс соотнесения объекта оценивания с эталоном. Парадигмальный подход - анализ педаЀогического процесса сквозь призму бинарных оппозиций (двоичных противопоставлений). Образовательная парадигма как совокупность теоретических и методологических предпосылок для решения научно-педагогических проблем базируется на определенных ценностях. В соответствии с этими ценностями педагогический процесс может быть направлен на интересы государства, общества или личности (личностно-ориентированное обучение); взаимоотношения между субъектами обучения могут быть авторитарными или демократичными, гуманистическими; содержание образовательного процесса может быть знаниевым или развивающим, формирующим творческую личность и т. д. Педагогический труд — это процесс взаимодействия между человеком, овладевшим культурой (преподавателем), и человеком, овладевающим ею (учащимся). Педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогический процесс - развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Педагогическое общение — общение, которое осуществляется по воду и па основе педагогической деятельности, связанное с достижением высоких результатов в учебно-воспитательном процессе. Переживание - внутренний сигнал, посредством которого осознается личностные смысл происходящих событий. Переживания являются необходимой, обязательной частью внутреннего мира человека, они вырываются за пределы собственно аффективной сферы, «захватывают» воображение, пронизывают всю личность и весь круг ее отношений. Подражание — предполагает осуществление не просто принятия внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение черт и образов демонстрируемого поведения. Понятие — это средство мысленного воспроизведения в обобщенной форме предметов и явлений действительности и связей между ними. Преподавание — это упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Проблемная ситуация — это психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека в ходе решаемой им задачи и предполагающее поиск нового способа действий и новых знаний. Проблемное обучение — обучение, при котором педагог, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов пауки. Программированное обучение — обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Предполагает последовательную подачу учебного материала небольшими «порциями», контроль за усвоением каждого раздела и индивидуальный теми обучения. Произвольное внимание — управляется сознательной целью, требует волевой регуляции. Профессиональные способности — индивидуально-психологические свойства личности, отличающие ее от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условном ее успешного выполнения. Прямые средства воспитания — предполагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с другом. Психодиагностика — отрасль психологической науки, которая разрабатывает методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психология педагогической деятельности — это отрасль психологического знания, изучающая психологические закономерности труда педагога и то, как он воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий. Психолого-педагогический эксперимент — это исследование, которое задумано и проведено со специальной развивающей целью для установления эффекта тех или иных педагогических воздействий на ребенка. Психолого-педагогический эмоциональный тренинг - выполнение упражнений по снятию тревожности личности через формирование умения предвидеть трудности и укрепление положительных эмоций. Развивающее обучение (по Л. В. Занкову) - это построенная на основе качественно новых дидактических принципов методическая система начального обучения, которая направлена на общее развитие младших студентов. Реминисценция — данное явление памяти состоит в том, что отсроченное воспроизведение выученного материала более полно, чем сразу после заучивания. Оно возникает, как правило, при воспроизведении осмысленного материала, в процессе его свободного изложения («своими словами?) и обусловлено переживаниями (интерес, значимость, важность) субъекта относительно этого материала. Рационалистическая парадигма в образовании - базируется на эффективных способах усвоения обучающимися различных видов знаний. В основу парадигмы положена концепция социальной инженерии Б. Скиннера, согласно которой цель образования состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся адаптивный «поведенческий репертуар», соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры. Самовоспитание — это сознательная, систематическая работа студентов по формированию у себя общественно ценных качеств личности, преодолению недостатков поведения, отрицательных черт и качеств. Саморазвитие личностное – это процесс многогранной целенаправленной самостоятельной, ценностноориентированной духовно-практической деятельности по наращиванию своего потенциала = обогащению субъектного опыта и духовно-нравственных сил соответственно собственной «Я-концепции», жизненной стратегии и, в известной мере, социальным ожиданиям. Саморазвитие по существу представляет из себя сознательное управление собственным развитием, которое предстает как реализация ее позиции субъекта самосозидания. Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Сдвиг мотива на цель — тот предмет (идея, цель), который в результате длительного и стойкого насыщения положительными эмоциями превращается в самостоятельный мотив. class=WordSection2>Системно-прогностический подход к образованию - образование рассматривается как целостная система, являющаяся динамической частью общества, отражающая происходящие в нем перемены, но достаточно автономная, имеющая собственную инфраструктуру и развивающаяся в соответствии с собственными целями и закономерностями. Содержательное обобщение — мыслительная деятельность, в ходе осуществления которой обнаруживаются и прослеживаются реальные взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным. Содержание образования - педагогически адаптированный социальный опыта человечества, изоморфный по структуре человеческой культуре во всей его структурной полноте. Содержание образования определяется способностью образовательных процессов отражать и выражать ценности человеческого бытия, раскрывать способности человека использовать знания как ценность, а также реализовывать и обогащать личностные смыслы. Социально-экологический подход к образованию – основу составляет гуманистическая философия, которая акцентирует внимание на необходимости выработки с помощью образования механизмов самореализации, саморазвития, самосовершенствования, адаптации, самозащиты, конкурентоспособности и выживаемости в сложных условиях современного мира. Становление гуманитарной культуры педагога - процесс интенсивного личностно-профессионального саморазвития педагога, обогащающий его субъектный опыт переживанием и осмыслением человекоцентрированных оснований педагогической деятельности и индивидуально-творческой самореализации в практике гуманитарной интерпретации и экспертирования педагогической реальности, созидания гуманитарного образовательного пространства. Стиль руководства педагога — это характерная манера и способы выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися. Сущностные свойства человека - определяющие потенциальные способности, основа специфически человеческой социальной формы присвоения содержания и способов его жизни, становления психики, личности человека. Сущностные силы человека - универсально-деятельностные способности человека, содержательно определенные и наполненные конкретно-историческим содержанием, являющиеся связующим звеном между универсальной деятельностной сущностью человека и его конкретно-исторической общественной сущностью. Теории воспитания - это концепции, которые объясняют происхождение, формирование и изменение личности, а также ее поведение под воздействием воспитателя. Теория поэтапного формирования умственных действий — положение о том, что любое материальное (материализованное) действие, прежде чем стать умственным, проходит через ряд последовательно реализуемых переходных состояний (этапов). Традиционная парадигма в образовании - строится на идее «сберегающей», консервативной (в положительном смысле) роли образовательного учреждения, как призванного сохранять и передавать молодому поколению наиболее существенные составляющие культурного наследия человеческой цивилизации - знания, умения, навыки, идеалы и ценности, способствующие творческому личностному развитию, а также сохранению социальной стабильности общества. Содержание образования при этом строится на базовых, проверенных временем знаниях, умениях, навыках, позволяющих обеспечить функциональную грамотность и социализацию обучающихся. Тренинг педагогического общения — вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, которые необходимы для успешного общения в условиях педагогической деятельности. Убеждение — интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Учебная деятельность - это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых. Учебная задача - способ организации деятельности учащихся, направленный на анализ условий происхождения теоретических понятий на овладение соответствующими обобщенными способами действий, ориентированными на некоторые общие отношения осваиваемой предметной области. Учение — это процесс в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Цель воспитательного процесса – гармонично развитая личность, ориентированная на активное ценностно-рациональное саморазвитие. Цели образования - отражают сознательно намечаемые результаты образования, которые общество стремится достичь с помощью реализации его функциональных характеристик. Эмпирическое обобщение — это установление преимущественно формальных родовидовых зависимостей в различных классификациях. Эффект Розенталя - состоит в том, что у детей, о высоких способностях которых сообщается учителем независимо от реального уровня этих способностей, действительно существенно возрастает степень интеллектуального развития.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |