КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Внимание и память
Необходимо раскрыть взаимосвязь мышления и речи. Говоря о речи, следует уделить внимание различению понятий «речь» и «язык», освоению речи как процессу развития смыслов и значений. В данной теме следует раскрыть сущность мышления как познавательного процесса, уделить внимание методам и операциям мышления с использованием упражнений, способствующих развитию креативности (См.: Ивин А.А. Искусство правильно мыслить – М.,1986), способам развития дивергентного (творческого, вариативного мышления) с использованием модели интеллекта Гилфорда. На семинарском занятии можно провести небольшой тренинг креативности. Тема 4. Мышление и речь Методический комментарий:
Краткое содержание материала: Определение мышления. Стадии становления мышления (допонятийное и понятийное мышление). Формы мышления (понятие, суждение, умозаключение). Методы мышления (индукция, дедукция, аналогия). Операции мышления (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, систематизация (классификация)). Типы мышления (наглядно-образное, предметно-действенное, словесно-логическое). Виды словесно-логического (понятийного) мышления: теоретическое, практическое, аналитическое (логическое), реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное, произвольное. Качества мышления (самостоятельность, инициативность, оригинальность, глубина, широта, быстрота, пытливость, критичность). Интеллект. Методы измерения интеллекта. Конвергентное и дивергентное мышление. Мышление и речь. Речь и язык. Функции речи. Характеристики речи. Речь как основное средство общения. Виды речи.
Вопросы для обсуждения: 1. Мышление: его типы, формы, операции 2. Виды мышления. Качества мышления. 3. Мышление и речь. 4. Речь и язык. 5. Виды речи. Функции речи.
Литература: 1. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе. – М., 2000. 2. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996. 3. Веккер Л.М. Психические процессы. – Т.1,2 – СПб., 1997. 4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - М., 1986. 5. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. – М., 1997. 6. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М., 1986. 7. Немов Р.С. Психология. – М., 1998. 8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969. 9. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998. 10. Розум С.И. Психология. – СПб., 2000.
Методический комментарий: В данной теме следует раскрыть особенности внимания как психического познавательного процесса и состояния человека. Наряду с рассмотрением свойств и функций внимания можно охарактеризовать и способы развития внимания (последнее можно порекомендовать в качестве самостоятельного изучения студентами, см.: Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.,1974). Говоря о памяти, следует, прежде всего, обратить внимание на процессы памяти, охарактеризовать каждый из них, выделить формы и виды памяти.
Краткое содержание материала: Внимание как психический процесс. Основные свойства внимания (устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем). Виды внимания (природное, социально обусловленное, непосредственное, опосредованное, непроизвольное, произвольное, чувственное, интеллектуальное). Функции внимания (отбор значимых воздействий и игнорирование побочных, удержание и сохранение образов определенного содержания, регуляция и контроль за протеканием деятельности). Теории внимания (Т. Рибо, А. Ухтомского, П. Гальперина). Память. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание). Теории памяти (физическая, химическая, физиологическая, информационно-кибернетическая, ассоциативная, теория деятельности). Характеристика основных процессов памяти. Виды памяти (словесно-логическая, образная, двигательная, эмоциональная). Формы памяти (мгновенная (сенсорная), кратковременная, долговременная). Законы памяти. Приемы управления памятью (мнемоника).
Вопросы для обсуждения: 1. Внимание: характеристика, виды, свойства. 2. Основные функции внимания. Теории внимания. 3. Память. Основные процессы памяти. Теории памяти. 4. Виды памяти. Формы памяти. 5. Законы памяти. Приемы управления памятью.
Литература: 1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996. 2. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. – Т.3. –Л., 1981. 3. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., 1978. 4. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - Кн.1 – М., 1998. 5. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998. 6. Розум С.И. Психология. – СПб., 2000. Раздел 3. Психология личности
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |