Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Педагогический процесс как система и целостное явление




ПЕДАГОГИКА

Раздел 1. Теоретико-методологические основы педагогики

Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке

Методический комментарий:

Это первая тема, посвященная введению слушателей в курс педагогики. Поэтому главным представляется определить важнейшие категории, которыми апеллирует наука педагогика. Необходимо рассмотреть разные мнения на предмет и объект педагогики, раскрыть сущность понятия «образование», найти точки соприкосновения с другими науками.

 

Краткое содержание материала:

Педагогика как наука. Объект, предмет, функции, задачи педагогики. Педагогика в системе наук. Структура педагогики (общая педагогика, социальная педагогика, возрастная педагогика, коррекционная педагогика, история педагогики, отраслевая педагогика). Основные категории педагогики. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен. Образование как педагогический процесс. Воспитание. Обучение. Педагогическая система. Педагогическая деятельность. Педагогическое взаимодействие. Педагогическая технология. Педагогическая задача. Гуманистическая педагогика о приоритете субъект-субъектных отношений в структуре педагогического процесса.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Обоснуйте объект и предмет педагогики.

2. Определите функции и задачи педагогики.

3. Раскройте связь педагогики с другими науками

4. Дайте определение образования как:

а) общечеловеческой ценности;

б) социокультурного феномена;

в) педагогического процесса.

5. Определите понятия:

а) педагогический процесс;

б) педагогическая система;

в) педагогическое взаимодействие;

г) воспитание;

д) обучение;

е) педагогическая технология;

ж) педагогическая задача.

 

Литература для самостоятельной работы:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.

2. Гессен С.И. основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.

3. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992.

4. Готт В.С. и др. Категории современной науки. – М., 1984.

5. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. – М., 1988.

6. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.

7. Лихачев Б.Т. Педагогика: Учеб. пособие – М., 1992.

8. Педагогика. Педагогическая энциклопедия. – М., 1961. – Т.3.

 

Раздел 2. Теория целостности педагогического процесса

Методический комментарий:

Данная тема раскрывает исторические аспекты к пониманию сущности целостного педагогического процесса. Понятия: «процесс» и «система» являются ключевыми. Необходимо определить и развести понятия: система, педагогическая система, образовательная система; уяснить, какие образовательные учреждения входят в образовательную систему России. Уметь трактовать непрерывное образование как процесс и систему. Выявить главную сущность процесса самообразования и определить интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы.

 

Краткое содержание материала:

Объективное единство обучения и воспитания (педагогические идеи Гербарта, Ушинского, Лесгафта, Вахтерова и др. Советская педагогика
20-30-х гг. (Шацкий, Блонский, Макаренко, Крупская и др.). Педагогика 70-х гг. (Бабанский, Данилов, Ильин и др.). Понятие педагогической системы. Авторские педагогические системы. Понятие «образовательная система». Формы образовательных учреждений (государственные, негосударственные, муниципальные). Характеристика типов образовательных учреждений.

Непрерывное образование как система и как процесс. Самообразование как самостоятельный процесс. Основные характеристики педагогического процесса. Целостность как системное качество педагогического процесса. Принципы педагогического процесса.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте предпосылки научного представления о целостном педагогическом процессе в историческом аспекте.

2. Дайте характеристику понятий: «педагогическая система», «образовательная система», «педагогический процесс».

3. Образовательная система России.

4. Система непрерывного образования.

5. Обоснуйте целостность педагогического процесса.

6. Определите принципы педагогического процесса

 

Литература для самостоятельной работы:

1. Закон Российской Федерации об образовании. – М., 1992.

2. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. произв. / Под ред. М.Ю. Бабанского. – М., 1989.

3. Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. – М., 1972.

4. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. – М., 1993.

5. Сокольников Ю.П. Системный подход в воспитании. – М., 1988.

6. Ушимнский К.Д. Три элемента школы // Пед. соч.: в 6 т. – Т.1. – М., 1988.

7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. в 11 т. – Т.8. – М., 1950.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.