Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Эмоции и мотивация




Тема 6. Личность

Методический комментарий:

При изучении данной темы следует обратить внимание на различные подходы к понятию «личность», а также на соотношение понятий «индивид», «субъект», «человек», «индивидуальность», «личность». Более подробно следует остановиться на различных теориях личности в психологии (желательно дать возможность студентам самостоятельно рассмотреть какую-либо теорию личности в форме доклада или реферата). Говоря о процессе формирования личности, следует особое внимание уделить таким понятиям, как «социализация» и «Я-концепция», а также механизмам этих процессов.

Необходимо раскрыть отношения между понятиями «личность», «темперамент», «характер» и «способности», а также показать взаимосвязь развития характера с волевыми процессами регуляции поведения.

 

Краткое содержание материала:

Определение личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность». Этапы исследования личности: различные подходы. Структура личности. Социализация личности. Механизмы и стадии социализации.

Способности, задатки, индивидуальные различия людей. Темперамент. Типы и свойства темперамента. Характер. Типология характеров (по Э. Кречмеру, Э. Фромму, У. Шелдону). Акцентуации характера (по К. Леонгарду, А.Е. Личко). Формирование характера.

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. Развитие воли.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность».

2. Этапы исследования личности. Различные подходы к личности.

3. Социализация личности: понятие, механизмы и стадии.

4. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

5. Темперамент: типы и свойства.

6. Характер. Типология характеров. Акцентуации.

7. Воля и ее основные признаки.

8. Теории воли. Волевая регуляция поведения.

 

Литература:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.

2. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. – 1991 – 1993.

3. Божович Л.И. личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

4. Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1969.

5. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 1998.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1982.

7. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990.

8. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 1. – М., 1998.

9. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998.

10. Розум С.И. Психология. – СПб., 2000.

11. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. – М., 1996.

 

Методический комментарий:

При изучении данной темы особое внимание следует уделить раскрытию понятия «эмоции» как психических состояний, отражающих отношение человека к миру. Важно показать связь эмоций с потребностями человека. Говоря о видах эмоций, необходимо выделить такие понятия, как «настроения», «чувства», «аффекты», «страсти», «стрессы». Можно привести классификацию эмоций американского психолога К. Изарда (1.Интерес. 2.Радость. 3.Удивление. 4.Горе, страдание, депрессия. 5.Гнев. 6.Отвращение. 7.Презрение. 8.Страх. 9.Стыд и застенчивость. 10.Вина). Важно акцентировать отличия эмоций от чувств.

Следует проследить взаимосвязь эмоций и мотивации личности. Особое внимание уделить структуре мотивации, рассмотреть понятия «потребность» и «мотив», а также охарактеризовать виды потребностей.

 

Краткое содержание материала:

Определение эмоций. Структура эмоций (импрессивный компонент (субъективное переживание) и экспрессивный компонент (непроизвольные реакции организма)). Формы эмоций (эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения). Аффект. Стресс и его структура. Чувства. Функции эмоций (побуждения, подкрепления, предвосхищения, функция дифференцирующей и синтезирующей основы образа, функция мобилизации органов действия, организующая, коммуникативная функция). Классификация эмоций.

Определение мотивации. Потребность. Виды потребностей (биологические, социальные, познавательные). Мотив. Связь между эмоциями и мотивацией (эмоции сигнализируют о потребности и свидетельствуют о ценности объекта в связи с его способностью удовлетворить потребность).

 

Вопросы для обсуждения:

1. Эмоции. Структура эмоций.

2. Формы эмоций. Аффект, стресс, чувства. Отличие чувств от эмоций.

3. Функции эмоций. Классификация эмоций.

4. Структура мотивации.

5. Потребности и их виды.

6. Связь между эмоциями и мотивацией.

 

Литература:

1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М., 1996.

3. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.

4. Ильин Е.П. Мотивы человека: Теория и методы изучения. – Киев, 1998.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.

6. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн.1. – М., 1998.

7. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998.

8. Розум С.И. Психология. – СПб., 2000.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.