Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Методы осуществления целостного педагогического процесса




Тема 4. Формы организации педагогического процесса

Методический комментарий:

Данный материал дает возможность познакомиться слушателю с организацией педагогического процесса через его формы. Надо обратить внимание, что организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках определенной педагогической системы. Особый акцент делается на урок, который является основной формой организации целостного педагогического процесса в целом. В вузе – лекция.

 

Краткое содержание материала:

Характеристика понятия «формы организации обучения». Форма обучения как специфическая конструкция процесса обучения. Качественные характеристики форм обучения (обусловленность содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся). Форма обучения как конструкция отрезков, циклов процесса обучения. Формы обучения как отражение организации обучения.

Система индивидуального обучения и воспитания. Классно-урочная система. Лекционно-семинарская система.

Урок как основная форма организации педагогического процесса. Специфические признаки урока. Структура урока. Классификация уроков.

Лекционно-семинарская система и ее особенности. Атрибуты лекционно-семинарской системы: коллоквиумы, зачеты, экзамены (их характеристика).

 

Вопросы для обсуждения:

1. Выделите основные признаки форм организации обучения.

2. Охарактеризуйте урок как основную форму организации учебного процесса.

3. Раскройте типологию и структуру уроков.

4. Лекция, ее характеристика.

5. Специфика семинарских занятий.

6. Раскройте сущность практических и лабораторных занятий.

7. Консультация как форма организации учебной деятельности.

8. Экзамены и зачеты как атрибуты лекционно-семинарской системы.

 

Литература для самостоятельной работы:

1. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. – М., 1989.

2. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. – М., 1984.

3. Кунисевич Ч. основы общей дидактики. – М., 1986.

4. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.

5. Харламов Ф. Педагогика – М., 1990.

 

Методический комментарий:

Главное внимание в этой теме следует обратить на различие методов, приемов и средств в осуществлении целостного педагогического процесса. Определить, что положено в основу классификации методов, что диктует выбор тех или иных методов.

 

Краткое содержание материала:

Понятие «метода» осуществления педагогического процесса. Приемы как составляющие элементы метода. Средства обучения и воспитания и их классификация. Методы формирования сознания в педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой. Метод примера). Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж и др.). Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательные игры, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.). Методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная дидактика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

 

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение методов, приемов и средств осуществления целостного педагогического процесса.

2. Раскройте специфику методов:

а) рассказа и объяснения;

б) беседы и лекции;

в) дискуссии и диспута;

г) работы с книгой;

е) упражнения, приучения;

ж) создания воспитывающих ситуаций;

з) соревнования и познавательных игр;

и) поощрения и наказания;

к) контрольных работ и самопроверки;

л) устного и письменного опроса.

 

Литература для самостоятельной работы:

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 1990.

2. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. – М., 1983.

3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.

4. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. – М., 1972.

5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. // Собр. соч.: в 11 т. – Т.8. – М., 1950.

 

Раздел 3. Основы управления педагогическими системами




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.