КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Воспитание в целостном педагогическом процессе
Тема 2. Обучение в целостном педагогическом процессе Методический комментарий: Материал данной темы подобран таким образом, чтобы раскрыть основные положения теории обучения – дидактики. Этот материал может «подтолкнуть» к размышлению о построении «собственного» обучения, т.к. речь идет о включении в структуру опыта личности научных знаний. Очень важна воспитательная функция обучения. Которая отвечает за нравственные и эстетические представления, формирует систему взглядов на мир. Развивающая функция обучения стимулирует развитие учащегося. Особый вопрос – содержание образования. Например, содержания школьного образования. Дискуссионный момент: какое образование соответствует сегодняшнему дню, гуманистической парадигме развития человека.
Краткое содержание материала: Теория обучения и теория воспитания. Дидактика как раздел педагогической науки, педагогическая теория обучения. Задачи дидактики. Функции дидактики (научно-теоретическая, конструктивно-техническая). Обучение как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Познавательная деятельность учащихся и ее основные характеристики. Функции обучения (образовательная, воспитательная, развивающая). Виды обучения (сообщающее, программированное, развивающее, проблемное). Виды обучающих программ (линейные программы; разветвленные программы). Блочное и модульное обучение.
Вопросы для обсуждения: 1. Дайте определение дидактике как теории обучения. 2. Охарактеризуйте связь процессов познания и обучения. 3. Функции обучения. Характеристика образовательной функции обучения. 4. Характеристика воспитательной функции обучения. 5. Характеристика развивающей функции обучения. 6. Назовите основные виды обучения и их характеристики.
Литература для самостоятельной работы: 1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. – М., 1997. 2. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1986. 3. Давыдов Д.Д. Проблемы развивающего обучения – М., 1986. 4. Дидактика средней школы / Под ред. Скаткина М.И. – М., 1982. 5. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974. 6. Кунисевич Ч. основы общей дидактики. – М., 1986. 7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., 1982. 8. Якиманская И.Р. Развивающее обучение. – М., 1979. Методический комментарий: Необходимо рассмотреть воспитание как педагогическое понятие и как общественное явление. Особое внимание следует уделить развитию личности в гуманистической концепции воспитания, а отсюда – формирование ценностных ориентаций. Желательно проследить исторические аспекты, влияющие на нравственный идеал той или иной эпохи.
Краткое содержание материала: Понятие «воспитание» в историческом аспекте. Термины, связанные с понятием «воспитание» («становление», «формирование»). Основные характеристики воспитания как педагогического явления (целенаправленность, соответствие хода процесса социально-культурным ценностям, присутствие определенной системы организационных влияний). Самовоспитание как понятие, близкое к воспитанию. Воспитание в широком смысле. Воспитание в узком смысле. Виды воспитания (исторически сложившиеся виды воспитания; классификация видов воспитания в зависимости от направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях; классификация видов воспитания по институциональному признаку). Стили воспитания (классификации на основе отношения «воспитатель-воспитанник» и на основе философских концепций). Сущностные характеристики гуманистического воспитания.
Вопросы для обсуждения: 1. Определите воспитание как педагогическое явление. 2. Цели, задачи, тенденции и принципы гуманистического воспитания. 3. Формирование ценностных ориентаций личности.
Литература для самостоятельной работы: 1. Апраушев А.В. Воспитание оптимизмом. – М., 1983. 2. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. – Ростов-на-Дону, 1994. 3. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. – М., 1991. 4. Фромм Э. Человек для себя. – Минск, 1992. 5. Шварцман К.А. Философия и воспитание – М., 1989. 6. Шиянов Е.И., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. – Ростов-на-Дону, 1995.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |