КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Семья как специфическая педагогическая система
Тема 1. Сущность и принципы управления педагогическими системами Методический комментарий: Материал раскрывает понятия: «управление», «система образования как разновидность социальной системы», «подсистемы общей системы общеобразовательной школы». Необходимо понять сущность управления системой образования, выявить признаки как государственного, так и общественного управления, определить механизмы единой государственной политики в области образования, выявить особенность функционирования государственных органов управления образованием. Краткое содержание материала: Характеристика понятия «управление». Система образования как разновидность социальной системы. Понятие «субъект управления». Субъект управления системой образования. Внутришкольное управление и его основные характеристики. Специфика управления современной системой образования в России. Единая государственная политика в области образования. Закон РФ «Об образовании». Федеральная программа развития образования. Принципы государственной политики в области образования. Государственные образовательные стандарты. Государственные органы управления образованием и их основные задачи. Общественный характер управления системой образования и его специфика. Общие принципы управления педагогическими системами.
Вопросы для обсуждения: 1. Раскройте особенности управления системой образования. 2. Охарактеризуйте признаки государственного управления. 3. Чем характеризуется общественное управление образованием? 4. Дайте характеристику принципов управления педагогическими системами.
Литература для самостоятельной работы: 1. Вестник образования: Справочно-информационное издание Министерства. – М., 1991. 2. Закон РФ «Об образовании» - М., 1992. 3. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – М., 1993. 4. Сантурова С.М. Менеджмент в образовании. Теория и практика – М., 1993. 5. Сунцов Н.С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики. – М., 1982.
Методический комментарий: Семья рассматривается в разных ипостасях: как социальный институт, как педагогическая среда, где происходит процесс взаимодействия, и как социокультурная среда, передающая культуру и ценности из поколения в поколение. Раскрывается понятие семейной педагогики, в процессе которой происходит развитие как младших, так и взрослых членов семьи. Обращается внимание на неблагополучные семьи, число которых все время возрастает.
Краткое содержание материала: Характеристика понятия «семья». Основные функции семьи (репродуктивная, воспитательная, гедонистическая, первичной социализации, экономическая, организации досуга и др.) Типология семьи (реальная, типичная, идеальная, элементарная). Неблагополучная семья и предпосылки ее возникновения. Социально-неблагополучные семьи. Проблемные семьи. Педагогически слабые семьи. Нестабильные семьи. Дезорганизованные семьи. Семья как особый способ саморегуляции отношений личности и общества. Семья как субъект педагогического взаимодействия. Интеграция в семье трех фундаментальных факторов формирования личности – культуры, обучения и воспитания. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности (жизненный опыт, система убеждений, взглядов, интересов, ценностей и т.д.). Внутрисемейные ценности. Социально-образовательная и социально-воспитательная задача семьи. Основные принципы семейного воспитания.
Семинар к теме 2 Вопросы для обсуждения: 1. Раскройте понятие «семья» в контексте развития общества. 2. Охарактеризуйте основные функции семьи. 3. Типология семьи. 4. Дайте определение неблагополучной семьи и раскройте предпосылки ее возникновения. 5. Дайте характеристику неблагополучным семьям. 6. Педагогическое взаимодействие: родители-дети. Его влияние на развитие личности ребенка. 7. Влияние семьи как социокультурной среды на воспитание личности ребенка. Литература для самостоятельной работы: 1. Авдеев А.А. и др. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. – М., 1990. 2. Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект. – М., 1988. 3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988. 4. Воспитание детей в неполной семье. – М., 1990. 5. Диалоги о воспитании. - М., 1992. 6. Психология современной семьи. – М., 1988. 7. Проблемы семьи и детства в современной России. – М., 1992. 8. Роль семьи в формировании личности ребенка // Социальная защита населения. – 1994. – Вып. 1,2. 9. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М., 1993.
Контрольные вопросы по курсу «Педагогика»
1. Определение науки «педагогика». 2. Объект, предмет, функции, методы педагогики. 3. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. 4. Образование: а) как общечеловеческая ценность; б) как социокультурный феномен; в) как педагогический процесс. 5. Образовательная система России. 6. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная, развивающая функции обучения. 7. Воспитание в педагогическом процессе. 8. Общие формы организации учебной деятельности. 9. Методы и приемы, средства организации и управление педагогическими системами. 10. Особенности управления образовательными системами. 11. Семья как способ педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Вопросы к экзамену по курсу «Педагогика»
1. Суть и назначение педагогики как науки. 2. Предмет и объект педагогики. 3. Функции и задачи педагогики. 4. Связь педагогики с другими науками. 5. Педагогика в системе наук. 6. Образование как общечеловеческая ценность. 7. Образование как социокультурный феномен. 8. Образование как педагогический процесс. 9. Понятия «воспитание» и «обучение». 10. Педагогическая технология и педагогическая задача. 11. Образовательная система России. 12. Характеристика образовательной функции обучения. 13. Характеристика воспитательной функции обучения. 14. Характеристика развивающей функции обучения. 15. Цели, задачи, тенденции и принципы гуманистического воспитания. 16. Воспитание как педагогическое явление. 17. Понятие о формах организации обучения. 18. Урок – основная форма организации обучения в современной школе. 19. Лекция, ее характеристика. 20. Методы, приемы, средства осуществления педагогического процесса. 21. Управление системой образования. 22. Семья как способ педагогического взаимодействия. 23. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности. 24. Семья как социальный институт.
Список литературы по курсу
Психология: 1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1986. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 1969. 3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1995. 4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990. 5. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. – СПб., 1997. 6. Галин А.П. Личность и творчество. Психологические этюды. – Новосибирск, 1989. 7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М., 1998. 8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1998. 9. Годфруа Ж. Что такое психология?: В 2 т. – М., 1992. 10. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 1982. 11. История зарубежной психологии. – М., 1986. 12. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 1999. 13. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 1998. 14. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975. 15. Лук А.Н. Эмоции и личность. – М., 1982. 16. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. 17. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990. 18. Найссер У. Сознание и реальность. – М., 1981. 19. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. – Тбилиси, 1972. 20. Немов Р.С. Психология. Учебник для вузов: В 3 кн. – Кн.1 – М., 1998. 21. Общая психология. – М., 1986. 22. Петухов В.В. Психология мышления. – М., 1987. 23. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М., 1998. 24. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – СПб., 1996. 25. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. – М., 1977. 26. Розум С.И. Психология: Учебное пособие. – СПб., 2000. 27. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. – Тверь, 1998. 28. Социальная психология и этика делового общения. – М., 1995. 29. Спиркин В.А. Сознание личности. – М., 1982. 30. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. – М., 1996. 31. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984. 32. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. – М., 1991. 33. Хоффман И. Активная память. – М., 1986. 34. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1998. 35. Экспериментальные исследования волевой активности. – Рязань, 1986. 36. Юнг К.-Г. Аналитическая психология. – М., 1997. 37. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976.
Педагогика: 1. Авдеев А.А. Жизнедеятельность семьи: Тенденции и проблемы. – М., 1990. 2. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. педагогич. труды. – М., 1989. 3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988. 4. Воспитание детей в неполной семье. – М., 1992. 5. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. 6. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. 7. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. – М., 1991. 8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. 9. Джуринский В.Д. История педагогики. – М., 1999. 10. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. – М., 1988. 11. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990. 12. Кикнадзе В.А. Потребности. Поведение. Воспитание. – М., 1968. 13. Кон И.С. Открытие Я. – М., 1978. 14. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1988. 15. Корнилова А.Г. Педагогические основы социального воспитания. – СПб., 1992. 16. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основы современной педагогики. – Ростов-на-Дону, 1994. 17. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. – Ростов-на-Дону, 1995. 18. Кунисевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986. 19. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 1996. 20. Лихачев Б.Т. Педагогика: учеб. для вузов. – М., 1998. 21. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974. 22. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985. 23. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. - М., 1990. 24. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. – М., 1993. 25. Методологические проблемы развития педагогической науки. – М., 1985. 26. Перминова Л.М. Дидактика. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Курск, 1992. 27. Подласный И.П. Педагогика. – М., 1998. 28. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М., 1998. 29. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1996. 30. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – М., 1997. 31. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. в 11 т. – Т.8. – М., 1950. 32. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990. 33. Якиманская И.Р. Развивающее обучение. – М., 1979.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |