Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Семья как специфическая педагогическая система




Тема 1. Сущность и принципы управления педагогическими системами

Методический комментарий:

Материал раскрывает понятия: «управление», «система образования как разновидность социальной системы», «подсистемы общей системы общеобразовательной школы». Необходимо понять сущность управления системой образования, выявить признаки как государственного, так и общественного управления, определить механизмы единой государственной политики в области образования, выявить особенность функционирования государственных органов управления образованием.

Краткое содержание материала:

Характеристика понятия «управление». Система образования как разновидность социальной системы. Понятие «субъект управления». Субъект управления системой образования.

Внутришкольное управление и его основные характеристики.

Специфика управления современной системой образования в России.

Единая государственная политика в области образования. Закон РФ «Об образовании». Федеральная программа развития образования. Принципы государственной политики в области образования. Государственные образовательные стандарты. Государственные органы управления образованием и их основные задачи.

Общественный характер управления системой образования и его специфика. Общие принципы управления педагогическими системами.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте особенности управления системой образования.

2. Охарактеризуйте признаки государственного управления.

3. Чем характеризуется общественное управление образованием?

4. Дайте характеристику принципов управления педагогическими системами.

 

Литература для самостоятельной работы:

1. Вестник образования: Справочно-информационное издание Министерства. – М., 1991.

2. Закон РФ «Об образовании» - М., 1992.

3. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – М., 1993.

4. Сантурова С.М. Менеджмент в образовании. Теория и практика – М., 1993.

5. Сунцов Н.С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики. – М., 1982.

 

Методический комментарий:

Семья рассматривается в разных ипостасях: как социальный институт, как педагогическая среда, где происходит процесс взаимодействия, и как социокультурная среда, передающая культуру и ценности из поколения в поколение.

Раскрывается понятие семейной педагогики, в процессе которой происходит развитие как младших, так и взрослых членов семьи. Обращается внимание на неблагополучные семьи, число которых все время возрастает.

 

Краткое содержание материала:

Характеристика понятия «семья». Основные функции семьи (репродуктивная, воспитательная, гедонистическая, первичной социализации, экономическая, организации досуга и др.) Типология семьи (реальная, типичная, идеальная, элементарная).

Неблагополучная семья и предпосылки ее возникновения. Социально-неблагополучные семьи. Проблемные семьи. Педагогически слабые семьи. Нестабильные семьи. Дезорганизованные семьи.

Семья как особый способ саморегуляции отношений личности и общества. Семья как субъект педагогического взаимодействия. Интеграция в семье трех фундаментальных факторов формирования личности – культуры, обучения и воспитания.

Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности (жизненный опыт, система убеждений, взглядов, интересов, ценностей и т.д.). Внутрисемейные ценности. Социально-образовательная и социально-воспитательная задача семьи. Основные принципы семейного воспитания.

 


Семинар к теме 2
(или вопросы для самопроверки)

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте понятие «семья» в контексте развития общества.

2. Охарактеризуйте основные функции семьи.

3. Типология семьи.

4. Дайте определение неблагополучной семьи и раскройте предпосылки ее возникновения.

5. Дайте характеристику неблагополучным семьям.

6. Педагогическое взаимодействие: родители-дети. Его влияние на развитие личности ребенка.

7. Влияние семьи как социокультурной среды на воспитание личности ребенка.

Литература для самостоятельной работы:

1. Авдеев А.А. и др. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. – М., 1990.

2. Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект. – М., 1988.

3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.

4. Воспитание детей в неполной семье. – М., 1990.

5. Диалоги о воспитании. - М., 1992.

6. Психология современной семьи. – М., 1988.

7. Проблемы семьи и детства в современной России. – М., 1992.

8. Роль семьи в формировании личности ребенка // Социальная защита населения. – 1994. – Вып. 1,2.

9. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М., 1993.

 


Контрольные вопросы по курсу «Педагогика»

 

1. Определение науки «педагогика».

2. Объект, предмет, функции, методы педагогики.

3. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

4. Образование: а) как общечеловеческая ценность; б) как социокультурный феномен; в) как педагогический процесс.

5. Образовательная система России.

6. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная, развивающая функции обучения.

7. Воспитание в педагогическом процессе.

8. Общие формы организации учебной деятельности.

9. Методы и приемы, средства организации и управление педагогическими системами.

10. Особенности управления образовательными системами.

11. Семья как способ педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

 


Вопросы к экзамену по курсу «Педагогика»

 

1. Суть и назначение педагогики как науки.

2. Предмет и объект педагогики.

3. Функции и задачи педагогики.

4. Связь педагогики с другими науками.

5. Педагогика в системе наук.

6. Образование как общечеловеческая ценность.

7. Образование как социокультурный феномен.

8. Образование как педагогический процесс.

9. Понятия «воспитание» и «обучение».

10. Педагогическая технология и педагогическая задача.

11. Образовательная система России.

12. Характеристика образовательной функции обучения.

13. Характеристика воспитательной функции обучения.

14. Характеристика развивающей функции обучения.

15. Цели, задачи, тенденции и принципы гуманистического воспитания.

16. Воспитание как педагогическое явление.

17. Понятие о формах организации обучения.

18. Урок – основная форма организации обучения в современной школе.

19. Лекция, ее характеристика.

20. Методы, приемы, средства осуществления педагогического процесса.

21. Управление системой образования.

22. Семья как способ педагогического взаимодействия.

23. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.

24. Семья как социальный институт.

 


Список литературы по курсу
«Психология и педагогика»

 

Психология:

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1986.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 1969.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1995.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

5. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. – СПб., 1997.

6. Галин А.П. Личность и творчество. Психологические этюды. – Новосибирск, 1989.

7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М., 1998.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1998.

9. Годфруа Ж. Что такое психология?: В 2 т. – М., 1992.

10. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 1982.

11. История зарубежной психологии. – М., 1986.

12. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 1999.

13. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 1998.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.

15. Лук А.Н. Эмоции и личность. – М., 1982.

16. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.

17. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990.

18. Найссер У. Сознание и реальность. – М., 1981.

19. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. – Тбилиси, 1972.

20. Немов Р.С. Психология. Учебник для вузов: В 3 кн. – Кн.1 – М., 1998.

21. Общая психология. – М., 1986.

22. Петухов В.В. Психология мышления. – М., 1987.

23. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М., 1998.

24. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – СПб., 1996.

25. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. – М., 1977.

26. Розум С.И. Психология: Учебное пособие. – СПб., 2000.

27. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. – Тверь, 1998.

28. Социальная психология и этика делового общения. – М., 1995.

29. Спиркин В.А. Сознание личности. – М., 1982.

30. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. – М., 1996.

31. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984.

32. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. – М., 1991.

33. Хоффман И. Активная память. – М., 1986.

34. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1998.

35. Экспериментальные исследования волевой активности. – Рязань, 1986.

36. Юнг К.-Г. Аналитическая психология. – М., 1997.

37. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976.

 

Педагогика:

1. Авдеев А.А. Жизнедеятельность семьи: Тенденции и проблемы. – М., 1990.

2. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. педагогич. труды. – М., 1989.

3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.

4. Воспитание детей в неполной семье. – М., 1992.

5. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.

6. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992.

7. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. – М., 1991.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

9. Джуринский В.Д. История педагогики. – М., 1999.

10. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. – М., 1988.

11. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.

12. Кикнадзе В.А. Потребности. Поведение. Воспитание. – М., 1968.

13. Кон И.С. Открытие Я. – М., 1978.

14. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1988.

15. Корнилова А.Г. Педагогические основы социального воспитания. – СПб., 1992.

16. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основы современной педагогики. – Ростов-на-Дону, 1994.

17. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. – Ростов-на-Дону, 1995.

18. Кунисевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.

19. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 1996.

20. Лихачев Б.Т. Педагогика: учеб. для вузов. – М., 1998.

21. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974.

22. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.

23. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. - М., 1990.

24. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. – М., 1993.

25. Методологические проблемы развития педагогической науки. – М., 1985.

26. Перминова Л.М. Дидактика. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Курск, 1992.

27. Подласный И.П. Педагогика. – М., 1998.

28. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М., 1998.

29. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1996.

30. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – М., 1997.

31. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. в 11 т. – Т.8. – М., 1950.

32. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.

33. Якиманская И.Р. Развивающее обучение. – М., 1979.

 

 


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.