Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 15 Понятие педагогический менеджмент: определение, принципы, условия эффективности




Вопрос 14. Технологии решения педагогических задач.

выделяются различные технологии решения педагогических задач:

Репродуктивное обучение включает в себя восприятие фактов, явлений их осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию.

Основная особенность репродуктивного обучения состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Ученик должен запоминать учебный материал, перегружать память, тогда как другие психические процессы – альтернативное и самостоятельное мышление – блокируются.

Продуктивные технологии направлены на решение нетиповых педагогических задач и требуют собственных поисковых действий педагога. Эти решения, в зависимости от субъективной новизны задачи, могут быть разного уровня: комбинации из известных технологий, дополнения собственными приемами и методами уже известных технологий или новаторские разработки, основанные на принципиально новых философских или психологических идеях.

Алгоритмические технологии - Алгоритмизация обучения предполагает выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся. Алгоритмизация обучения увеличивает удельный вес самостоятельной работы учащихся и способствует совершенствованию управления учебным процессом. Управление процессом обучения предполагает: планирование, организацию, регулирование (стимулирование), контроль, оценку и анализ результатов.

 

Педагогический менеджмент в обучении есть целенаправленная педагогическая деятельность руководителей по организации и созданию эффективной системы управления процессом обучения специалистов.

Мы рассматриваем педагогический менеджмент в рамках комплексной триады подходов,

которая включает в себя синтаксический подход, характеризующий педагогический менеджмент

как систему элементов (педагог – учебная информация – обучаемый), семантический подход,

проявляющийся как процесс принятия управленческих решений, и прагматический (функциональный) подход, определяющий функции педагогического менеджмента.

Группы принципов менеджмента: структурные принципы, принципы организационно-коммуникативной направленности, функциональные принципы.

В группу структурных принципов менеджмента входят следующие принципы:

– принцип системности и целостности– позволяет рассматривать систему менеджмента учебной информации как единое целое, в которой каждый из элементов (педагог – обучающийся) выполняет определенные функции;

– принцип мобильности– обеспечивает возможность создания в структуре менеджмента учебной информации легко трансформируемых структур, которые будут способны реализовать новые функции;

– принцип неизбежности организационных изменений – обеспечивает реализацию структурных решений

– принцип экономичности – обеспечивает наибольшую эффективность менеджмента учебной информации при минимальных затратах на его содержание;

– принцип единства единоначалия и коллегиальности.

К функциональным принципам можно отнести:

– принцип специализации и универсализации, обеспечивающий рациональное распределение и специализацию функций менеджмента учебной информации;

– принцип преемственности, обеспечивающий передачу и использование наиболее эффективных методов управления (педагогом) в процессе эволюции учебно-познавательной деятельности;

– принцип соответствия элементов и функций друг другу. Структура и функции управления учебной информацией постоянно находятся между собой в диалектическом единстве;

– принцип оптимальности управленческого решения. Он предусматривает выработку

управленческого решения педагогом-менеджером наиболее адекватного для текущей учебно-познавательной задачи (ситуации).

Принципы организационно-информационной направленности:

– принцип объективности и полноты информации. Объективность и полнота учебной ин-

формации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке

учебной информации;

– принцип научности менеджмента учебной информации – обеспечивает наиболее эффек-

тивное управление учебной информацией на основе использования достижений науки и техники;

– принцип обратной связи – обеспечивает возможность осуществлять непрерывный кон-

троль реакции обучающихся на управленческое воздействие педагога-менеджера;

– принцип согласованности менеджмента учебной информации – обеспечивает взаимо-

связанность действий педагога-менеджера учебной информации и обучающихся;

– принцип информационной достаточности – обеспечивает необходимый поток учебной

информации для реализации функций управления педагогом учебно-познавательной деятель-

ностью обучающихся;

– принцип полезности информации – обеспечивает необходимую ценность учебной ин-

формации для выработки управленческого решения педагогом.

 

Вопрос 16. Типы и виды проф.задач. Алгоритм решения

По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач - стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические задачи - это своеобразные "сверхзадачи". Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в задачи тактические. Сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, они приурочены к тому или иному определенному этапу решения стратегических задач.

Оперативные задачи - это задачи текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.

Дидактические задачи - это задачи управления учебно-познавательной деятельностью, т.е. учением.

Особую сложность в силу специфики воспитания как деятельности, представляют воспитательные задачи. Особенности воспитательных педагогических задач, направленных, на управление всеми видами деятельности в их органическом единстве: трудовой, игровой, художественной, ценностно-ориентационной и др. Можно выделить две категории действий и, соответственно, две группы подзадач. К первой группе относятся действия, составляющие учебную деятельность, и задачи, на решение которых направлены эти действия. Вторую группу образуют действия, которые ученик должен научиться осуществлять, и задачи, которые он должен научиться решать.

В процессе учения учащиеся овладевают средствами решения критериальных задач, в том числе моделями способов решения. Описание критериальных задач дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям учащихся.

Рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Это этапы решения педагогической задачи в целом: 1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий; 2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия); 3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике; 4) анализ результатов решения педагогической задачи.

Способ решения задачи - это некоторая система последовательно осуществляемых операций, приводящих к решению задачи. Он может иметь алгоритмический и квазиалгоритмический вид в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций. Большинству педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения.

Важно заметить, что для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено не одно, а множество решений (нормативных способов) в зависимости от личной Я-концепции педагога.

Реализация способа педагогического действия начинается с ориентировочной части и ею же оканчивается. Неслучайно все исследователи сущности педагогической задачи выделяют в системе последовательных действий "анализ решения задачи". Для педагогической практики особый интерес представляют педагогические задачи, а следовательно и педагогические действия, когда уже сама реализация ориентировки приводит к выбору пути, ведущему к операции "окончание", минуя фазу "исполнение".

Важными компонентами и характеристиками педагогических действий являются их результаты. При решении педагогической задачи всегда следует иметь в виду возможность получения не только прямого, но и побочного результата, соотношения результата предметного и воспитательного

Процесс решения педагогической задачи - это всегда творчество. На первом этапе осуществляется анализ педагогической ситуации, завершающийся выработкой и принятием диагностических решений. Сама диагностика при этом включает в себя диагностику индивидуального или группового поступка, личности и коллектива, на основе чего прогнозируются результаты обучения и воспитания, а также возможные трудности и ошибки учащихся, их ответные реакции на педагогические воздействия.

Когда педагогическая задача решена теоретически, наступает следующий этап - этап ее осуществления на практике. Заканчивается решение педагогической задачи новым выдвижением теоретического мышления на передний план. Здесь осуществляется итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления с имевшейся моделью требуемого результата. Результаты этого анализа, в свою очередь, составляют необходимую базу для выдвижения теоретического обоснования и решения новой педагогической задачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.