Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема I. История педагогики и образования как область научного знания




Тематический план изучения дисциплины

Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

История педагогики и образования как область научного знания. Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое и Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России.


«История педагогики и образования»

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокраще-ным сроком
1. Виды и объем работы, в ч.      
1.1. Общая трудоемкость дисциплины      
1.2. Аудиторные занятия      
1.2.1. Лекции      
1.2.2. Практические (семинарские) занятия      
1.2.3. Лабораторные работы
1.3. Самостоятельная работа      
1.3.1. Курсовая работа
1.3.2. Контрольная работа    
1.3.3. Расчетно-графическая работа
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы      
2. График изучения дисциплины      
2.1. Курс      
2.2. Семестр 6-й 6-й 5-й
2.3. Экзамен (семестр)
2.4. Зачет (семестр) 6-й 6-й 5-й
2.5. Курсовой проект (работа, семестр)
2.6. Контрольная работа (семестр) 6-й 5-й

«История педагогики и образования»

по очной форме обучения

 

Наименование темы (раздела) Дисциплины Количество аудиторных часов
Лекции Практ. занятия
История педагогики и образования как область научного знания    
Воспитание и педагогическая мысль Античного мира    
Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения    
Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое время    
Воспитательные и образовательные проекты эпохи Просвещения    
Становление дисциплинарно-сциентистского образования. Институциализация науки и формирование основных научно-образовательных блоков дисциплин в XVIII-XIX вв.    
Педагогическая теория в странах Западной Европы XIX в.    
Самоидентификация национального образования и педагогической мысли в России XIX – начала XX вв.    
Образование в Советской России. Русская педагогическая мысль XX в. за рубежом    
Основные направления современной педагогики. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России    
Итого по дисциплине    

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»

Экстерналистский и историко-иммерсивный подход к выявлению плюрализма социокультурных принципов образования. Проблема обусловленности социальных структур историческими «стилями воспитания» в «психоистории» Л. Демоза. Синхронный и диахронный характер «стилей воспитания».

Генезис и основные этапы развития педагогики как науки. Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе. Этап становления теоретической педагогики. Этап возникновения педагогики как самостоятельной научной дисциплины.

«Восточная» и «западная» архетипические стратегии воспитания и образования. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Тезис Д. Дьюи: европейская наука и философия есть следствие античного архетипа образования. Значение идеи веридикции и «свободоречия» в античной традиции образования.

 

Тема II. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.

Агонально-аристократическая культура воспитания в архаической Греции. Гомеровское общество и Спарта. Аксиология идеала «доблести».

Παιδεία: воспитание и образование в классическую эпоху. Проблемы целеполагания в культуре «пайдейи»: деятельный и созерцательный образы жизни. Аксиология идеала «калокагатии». Исключительная роль риторического образования в классической Античности. Афинская система образования. Софистическое просвещение и полисная демократия. Сократовская идея воспитания как «самопознания» и рождение философской теории «пайдейи».

Классические теории «пайдейи». Политический и метафизический аспекты теории воспитания Платона и Аристотеля. Значение «досуга» (σχολή) в образовании свободнорожденного человека. Идеологические основания идеи «свободных наук» (ε̉λευθερίων ε̉πιστημών).

Воспитание и образование в эллинистическую и римскую эпохи. Формирование программы «циклического образования» (ε̉γκύκλιος παιδεία, encyclios disciplina) и ее влияние на генезис средневекового корпуса семи «свободных искусств» (artes liberales). «Свободные» и «механические» (artes mechanicae) искусства. Культурно-образовательная эллинизация Римской республики. Цицероновский проект синтеза философского и риторического образования. Понятие о римском «гуманизме»: humanitas как «образованность» (παιδεία).

 

Тема III. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения

Социокультурные и духовные факторы становления средневековой образовательной традиции. «Педагогическое» мироощущение христианина. Понятие священного текста. Чтение как основа средневековой педагогики.

Образование и педагогическая мысль в эпоху Патристики. Основные функции и задачи раннехристианского образования: апология, миссия, познание Бога. Эволюция отношения Церкви к античной («языческой») образованности.

Средневековые культурно-образовательные возрождения (renovatio). Их отличие от итальянского Ренессанса. Возрождение XII века и арабская культура.

Образование и педагогическая мысль в эпоху Высокого Средневековья. Схоластика как метод исследования текста и метод обучения. Средневековый университет: генезис, структура, организация учебного процесса, методы обучения (lectio, комментарий, диспут). Преподаватель университета как ремесленник. Роль Церкви в становлении университета. Десакрализация книги в средневековом университете.

Становление идеологии активизма. Ренессансные гуманистические академии и ученые общества как новые типы научно-образовательных учреждений. Значение герметизма, «естественной магии» (magia naturalis) и идеологии «природного достоинства» (virtù) для становления ренессансного идеала «виртуозного» человека. Аксиология идеала «virtù».

 

Тема IV. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое время

Реформация и Контрреформация. Мартин Лютер и реформирование христианской школы. Язык как культурообразующий фактор и проблемы национального образования. Достоинства и недостатки педагогической системы иезуитов.

Значение механической картины мира для технологизации образования. Элиминация античной оппозиции «естества» (φύσις) и «искусства» (τέχνη) в новоевропейской физике и редукция социальных и биологических процессов к механическим. Роль социокультурной и духовной реабилитации «механических искусств» (artes mechanicae) в развитии профессионального образования. Проект «великого восстановления наук» Ф. Бэкона и идеология «знания-силы». Метафизические и физические основания взглядов Р. Декарта на воспитание «благородного человека» (honeste homme). «Аналитический» метод обучения, его конкретизация в «Логике Пор-Рояля» (А. Арно, П. Николь).

Педагогическая система Я.А. Коменского. Идея технологизации образования. Принцип природосообразности в контексте механицизма. Отношение Я.А. Коменского к проблеме языка науки и образования. Утопическое и возможное в гуманистическо-образовательном проекте «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих».

Вопросы национальной и конфессиональной идентичности образования в России XVII в. Инновации и традиции в образовании: конфликт между «хитростью» и «благочестием». Отношение к ценностям западного образования среди теократов (патриарх Никон) и фундаменталистов (протопоп Аввакум). Значение Собора 1667 г. для становления основ светского образования. Грекофилы и латинофилы: проблема выбора между греческой и латинской культурой в системе образования новой церковной иерархии. Секулярные тенденции в образовании в контексте перехода от «царства» к «империи».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.