Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема IX.Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новейшее время: Образование в Советской России. Русская педагогическая мысль XX в. за рубежом




Тема VIII. Самоидентификация национального образования и педагогической мысли в России XIX – начала XX вв.

К.Д. Ушинский как основоположник отечественной педагогической науки. Проблема национального и общечеловеческого в теории образования К.Д. Ушинского. Представление о языке как культурообразующем факторе. Проект педагогической антропологии в сочинении «Человек как предмет воспитания». Педагогика как прикладная антропология. Психологическое и воспитательное значение труда.

Психолого-антропологическое направление в российской педагогике. Психолого-антропологическая педагогика П.Ф. Каптерева. Понятие педагогического процесса. Вклад П.Ф. Лесгафта в развитие педагогической психологии.

Представители социально-философского направления в российской педагогике. Понятия воспитания и образования в трактовке Л.Н. Толстого. Критика исторического подхода к определению ценностно-целевых оснований педагогики. Критика образования в педагогических трудах В.В. Розанова. Приоритет «формального» образования над «реальным». Государство и образование.

Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого. Идея трудовой школы и предрассудки, затрудняющие ее реализацию. Роль социальной среды в воспитательном процессе.

Воспитательная система А.С. Макаренко как канон советской педагогики. Педагогическая деятельность. Роль коллектива в воспитании «советского человека». Воспитание и политика.

Гуманистические идеи в педагогике В.А. Сухомлинского. Проблемы развития индивидуальных способностей воспитанника. Значение трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Русская педагогическая мысль XX в. за рубежом. Педагогика С.И. Гессена как «прикладная философия». Идея антропологической многомерности «планов воспитания». Христианско-антропологическая педагогика В.В. Зеньковского. Критика «автономной педагогики» в ее натуралистическом и секулярно-трансценденталистском направлениях. Супернатуралистические (религиозные) основания педагогики.

Тема X. Основные направления современной педагогики. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России.

Реформаторская и экспериментальная педагогика, ее основные направления в оппозиции к традиционному образованию. Опыт (experience) и эксперимент (experiment) как основополагающие понятия педагогики и философии образования Дж. Дьюи. Идея интеграции образования и производства. Проблема ценностно-целевых оснований педагогики в философии образования Дж. Дьюи. Педагогические идеи Э. Торндайка в контексте психологии бихевиоризма. Концепция «трудового обучения» Г. Кершенштейнера в контексте «гражданского образования». «Психофизиологическая» педагогика М. Монтессори. Сенсуалистическая теория воображения как основание методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Социальная педагогика и проблема самоидентификации педагогики как науки. Критика Э. Дюркгеймом естественного воспитания, основанного на психологии индивида. Место психологии в педагогической науке: частичное определение методов воспитания. Педагогика как «конкретная философия» в исследованиях П. Наторпа. Критика экспериментально-психологической педагогики.

Миссия образования в философском дискурсе. Проблемы воспитания и образования в интуитивизме А. Бергсона. Миссия университета в философии Х. Ортеги-и-Гассет. «Формы знания и образования» М. Шелера: «образовательное знание», «спасительное знание» и «знание ради господства». Влияние на современную педагогику философии экзистенциализма и гуманистической психологии. Тезис Ж.П. Сартра: «Человек есть не что иное, как его проект самого себя». Постмодернистская деконструкция образования. Программа «дескуляризации общества» А. Иллича. Критика образования как репрессивного социального института в философии М. Фуко.

Основные тенденции развития современного образования: глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, стандартизация, компьютеризация, гуманитаризация, модернизация.

 


Литература

Основная литература

· Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям: «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / А.Н. Джуринский – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2010 – 400 с.

· История педагогики и образования // Васильева З.И., Седова Н.В. Буторина Т.С., Андреева И.Н. и др.; 6-е изд., перераб. – М.: Академия, 2011. – 432 с.

· Попов В.А. История педагогики и образования / Под ред. В.А. Сластенина; 1-е изд. – М.: Академия, 2010. – 208 с.

 

Дополнительная литература

· Аристотель. Политика // Он же. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. – С.375–644.

· Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Он же. Сочинения в двух томах. Т. 1. – М.: Мысль, 1977. – С.81–522. (См.: Книга I, «Посвящение королю» в Книге II, Книга VI, гл. 4).

· Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания // Он же. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. – М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во, 1940. – С.148–280.

· Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Он же. Сочинения в 2 т. Т. I. – М.: Мысль, 1989. – С.250–296.

· Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Он же. Избранные педагогические сочинения. – М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во, 1956. – С.227–235.

· Дьюи Дж. Демократия и образование. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384 c.

· Дюркгейм Э. Педагогика и социология // Он же. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2006. – С.244–264.

· Жюльен Ф. Путь к цели: в обход или напрямик. Стратегия смысла в Китае и Греции. – М.: Московский философский фонд, 2001. – 359 с.

· Кант И. О педагогике // Он же. Сочинения. В 8-ми т. Т. 8. – М.: Чоро, 1994. – С.399–462.

· Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Он же. Детская и педагогическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. – С.296–317.

· Коменский Я.А. Великая дидактика // Он же. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 576 с.

· Коменский Я.А. Выход из школьных лабиринтов, или Дидактическая машина, в соответствии с механическим методом сконструированная для того, чтобы в делах обучения и учения не задерживаться на месте, но идти вперед // Он же. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – С.174–191.

· Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. – СПБ.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 160 с.

· Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.

· Локк Дж. Мысли о воспитании // Он же. Сочинения в 3-х т.: Т. 3. – М.: Мысль, 1988. – С.407–608.

· Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1991. – 344 с.

· Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Он же. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1977. – С.261–359.

· Марру А.-И. История воспитания в Античности. – М.: ГКЛ, 1998. – 425 с.

· Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х т. Т. I. – М.: Голос, 1992. – 384 с. (См. главы XXV, XXVI).

· От глиняной таблички – к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья: Учеб. пособие / Под ред. Т.Н. Маргулис. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 531 с.

· Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1981. – С.61–212.

· Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. I. – М.: Мысль, 1994. – 860 с. [См.: «Апология Сократа», «Горгий», «Менон»].

· Платон. Государство // Он же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. – М.: Мысль. – С.79–420.

· Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2-х т. Т. 1. – М.: Наука, 1994. – 702 с. [см. жизнеописание Ликурга].

· Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М.: Педагогика, 1990. – 624 с.

· Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. – М.:Педагогика, 1981. – C.19–592.

· Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 744 с.

· Сухомлинский В.А. Избранные работы. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с.

· Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе наук и училищах // Он же. Избранные произведения. – Л.: Наука, 1979. – С.51–132.

· Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – 544 с.

· Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии // Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. Э. Торндайк. Джон Б. Уотсон. – М.: АСТ-ЛТД, 1998. – С.9–248.

· Ушинский К.Д. Труд и его психологическое и воспитательное значение // Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1988. – С.8–26.

· Фребель Ф. Воспитание человека // Он же. Будем жить для наших детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – С.27–86.

· Шацкий С.Т. На пути к трудовой школе // Он же. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1980. – С.7–32.

· Шелер М. Формы знания и образование // Избранные произведения. – М.: Гнозис, 1994. – C.15–56.

· Эразм Роттердамский. О необходимости раннего научного воспитания детей. О методе обучения // Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса: Учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1995. – С.33–62.


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«История педагогики и образования»

 

Подписано в печать Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл.печ.л. Уч.-изд.л. Тираж экз. Заказ

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.