Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы лексических значений слов




1. Слово как основная языковая единица. Признаки слова.

2. Семная структура слова.

3. Способы переноса значения слова (метафора, метонимия, синекдоха).

4. Типы лексических значений слов (по способу номинации, по степени семантической мотивированности, по лексической сочетаемости).

Практическое задание

1. Пользуясь современными толковыми словарями русского языка, определите синтагматические связи данных слов. Составьте (или подберите из литературы) предложения, в которых были бы использованы известные вам типы значений приводимых слов: свободные и несвободные (фразеологически связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно ограниченные).

Голова, кровь, брать, кричать, поставить, бразды, брови, беспробудный, враг, глухой, дом, источать, красная, окладистая, потупить, преткновение, ржавчина, сверкать, щекотливый, орел.

 

3. Определите тип переносных значений в приведенных примерах (метафора, метонимия, синекдоха).

1. В саду горит костер рябины красной и никого не может он согреть (С.Есенин). 2. О, вещая моя печаль, О тихая моя свобода И неживого небосвода Всегда смеющийся хрусталь! (О. Мандельштам). 3. Сердце к сердцу не приковано, Если хочешь – уходи (А.Ахматова). 4. Песчаные холмы, поросшие сосной. Здесь сыро осенью и пасмурно весной. Здесь море треплет на ветру оборки свои бесцветные, да из соседских дач порой послышится то детский плач, то взвизгнет Лемешев из-под плохой иголки (И. Бродский). 4. Плывет в глазах холодный вечер, дрожат снежинки на вагоне, морозный ветер, бледный ветер обтянет красные ладони, и льется мед огней вечерних, и пахнет сладкою халвою, ночной пирог несет сочельник над головою (И. Бродский). 5. Ватикан защищает Багдад (Нов. Изв.). 6. Начнет выпытывать купе курящее Про мое прошлое и настоящее (песня). 7. Сиреневая спина вздрогнула, но, вероятно, случайно, ибо не мог же иностранец понять то, что говорили по-русски Коровьев и его спутник; «Кароши?» - строго спрашивал сиреневый покупатель. (М.Булгаков). 8. Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола (А.Блок). 9. «Дом фарфора»; «Мир кожи в Сокольниках» (название магазинов). 10. Сбербанк снизил ставки по кредитам физическим лицам (Нов. Изв.) 11. Жан Клод Ван Дамм свалился как снег на голову - «бельгийский мускул» захотел встретиться с Владимиром Путиным (МК). 12. Москве не хватает рабочих рук (Южн. гор.). 13. Синяя Борода, Красная Шапочка, Карлик Нос, Серая Шейка (имена сказочных персонажей).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 27/№2

ТЕМА: ПОВТОРЕНИЕ. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМАТИКА

1. Понятие о лексических омонимах. Смежные с омонимией явления (омофоны, омоформы, омографы).

2. Понятие о синонимах. Типы синонимов (по структуре, семантико-стилистической отнесенности, употреблению в речи).

3. Понятие об антонимах. Типы антонимов (по структуре корня, по семантической структуре и употреблению в речи).

4. Понятие о паронимах и парономазах. Типы паронимов (с точки зрения словообразования, семантики, происхождения, употребления в речи).

5. Тематическая парадигма и лексико-семантическая группа слов: основные различия.

6. Гиперо-гипонимическая парадигма.

7. Лексико-семантическое и ассоциативно-семантическое поле: сходство и различия.

Практическое задание

1. Найти в приведенном тексте слова, способные вступать в омонимические отношения и в отношения с явлениями, близкими к омонимии (омофоны, омоформы, омографы); определить их значение.

2. Найти в тексте слова, способные вступать в паронимические отношения. Определить их значение, типы (с точки зрения словообразования, семантики, происхождения (указать путь возникновения), употребления в речи).

3. Найти в тексте синонимы, охарактеризовать их по семантико-стилистической отнесенности, структуре, употреблению в речи.

4. Найти в тексте антонимы, охарактеризовать их по структуре корня, семантической структуре, употреблению в речи.

5. Найти в тексте примеры гиперо-гипонимических отношений. Какие тематические и лексико-семантические группы представлены в данной статье?

 

Идея снять фильм «Человек-амфибия» по одноименому роману Александра Беляева родилась в конце 50-х годов. А до выхода кинофильма на экраны прошло немало лет. И история создания его, как ни одного другого, примечательна, неповторима, порой то трагична, то комична. Ведь как это ни невероятно, но именно «Человек-амфибия» стал самым дорогостоящим фильмом в истории тогдашнего советского кино!

Следует сказать, что вначале эта затея была воспринята как сверхъестественно дерзкая фантазия. Это неудивительно: в те годы на наших экранах только-только появлялись привезенные из-за границы известные во всем мире ленты Кусто, а о съемках под водой в Советском Союзе никто ничего по-настоящему не знал. И поначалу всех участников съемочной группы направили не куда-нибудь, а в водолазную школу.

Двадцать пять человек: артисты, осветители, оператор, режиссер, даже гримеры – сообща и поодиночке без устали овладевали навыками водолазного дела.

По окончании школы после долгих сомнений было решено отправиться наугад на Черное море, куда-нибудь в неизвестный район Судака. В продолжение четырех месяцев группа обследовала побережье и отыскала наконец неведомые доселе места, наиболее подходящие для съемок. И тут неожиданно возникли новые трудности. А как же быть с акулами, которые необходимы для эпизода «Бой Ихтиандра с акулой»? Самая первая из них – резиновая, серо-голубая, полая внутри – была заказана и исполнена в Союзе художников. В надутом виде она менялась до неузнаваемости и ничуть не походила на морскую злодейку. Второй вариант акулы – автомеханический – тоже потерпел крах. Деревянная акула со стеклянными глазами, оснащенная моторчиком, просто-напросто походила на торпеду и к тому же оставляла за собой на поверхности моря пенный след. Помогли зоологи – они раздобыли живых черноморских акул, которые безопасны для человека. Чего только не перепробовали операторы и режиссер, чтобы заставить «работать» этих обитательниц моря: их мяли, трепали, выворачивали им хвосты. Наконец оператор, не выдержав, в сердцах вышвырнул акулу на берег. Воздух подействовал на рыбу одурманивающе. Впоследствии рыбин так и снимали: предварительно давали им подышать кислородом и тут же опускали на глубину моря, где они, обессилев от пребывания на воздухе, становились более-менее управляемыми. (По матер. газ. «Подмосковье»)

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 28/№3

ТЕМА: ПОВТОРЕНИЕ. ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.