Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к экзаменам




Текст диктанта

ДИКТАНТ

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 29

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

1. Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения (общая характеристика).

2. Старославянизмы, их признаки и судьба в современном русском языке.

3. Иноязычная лексика в современном русском языке. Освоение иноязычных слов русским языком. Изменения в процессе заимствований.

4. Признаки иноязычных слов.

5. Интернационализмы, экзотизмы, варваризмы, кальки, полукальки.

6. Вопрос об употреблении иноязычных слов.

Практическое задание

1. Выпишите из «Словаря иностранных слов» (любого) по 2 слова (со значениями), которые заимствованы из: 1) тюркского языка, 2) греческого, 3) латинского, 4) немецкого, 5) голландского, 6) французского, 7) английского, 8) итальянского, 9) испанского. Укажите, к каким тематическим группам лексики относятся эти слова. Где возможно, найдите приметы (фонетические, морфологические, словообразовательные), говорящие о происхождении этих слов.

 

2. Определите, какие из этих слов являются исконно русскими, а какие – заимствованными. Для справок пользуйтесь этимологическими словарями и словарями иностранных слов.

Антоновка, апельсин, борщ, бульон, винегрет, гамбургер, геркулес, гуляш, изюм, икра, капуста, картофель, каша, кисель, колбаса, котлета, курица, лук, мясо, пельмени, пюре, салат, сельдь, уха, хлеб, хот-дог, щи.

 

3. Из каких языков пришли слова: брюки, водолазка, джемпер, джинсы, кофта, майка, пальто, пиджак, платок, платье, свитер, шапка, шляпа, шуба?

 

4. Пользуясь данными этимологических словарей, определите, как были образованы приведенные ниже слова-кальки, установите тип калькирования.

Полузащитник, развитие, самодержец, трогательный, газетная утка, благородный, благоухание, вдохновение, достоверный, злополучный, милосердие, Бог, грех.

 

5. Ниже приведены слова, пришедшие в русский язык из старославянского языка. Пользуясь данными этимологических словарей, расскажите, как они образованы.

Косный, коснуться, мерцать, месть, начальник.

 

ТЕМА: ПОВТОРЕНИЕ.

1. Повторить план лексико-семантического анализа слова.

2. Подобрать небольшой текст любого стиля (1-2 предложения), выполнить лексико-семантический анализ двух слов (по вашему выбору) из подобранного текста.

3. Подготовиться к диктанту на все орфографические и пунктуационные правила.

 

Приближаются весенние экзамены, и мы с братом Сашей усиленно готовимся к их сдаче. Саша учится в университете, а мне далеко еще до аттестата зрелости: в этом году мне, может быть, удастся получить свидетельство об окончании восьмого класса.

Из-за болезни я не был в школе два месяца и вследствие этого очень отстал. Во что бы то ни стало мне необходимо повторить всю программу, пройденную в продолжение года. Я рассчитал, по скольку страниц надо читать в день, но мне никак не удается выполнить эти расчеты. Стоит только усесться за учебник, как в голову сами приходят мысли о стадионе. Хорошо бы сыграть в волейбол или потренироваться в беге: в прошлом году я стал чемпионом школы в беге на короткую дистанцию. Неплохо сбегать с компанией сверстников на берег Волги, к речному вокзалу, или забраться в палисадник и почитать что-нибудь о кораблях, караванах, необыкновенных приключениях.

«Оставь беллетристику до каникул», - совсем по-учительски напоминает Саша. Он весь поглощен занятиями: что-то подчеркивает карандашом в брошюрах, выписывает цитаты из сочинений классиков, иногда читает вполголоса об агрессиях, капитуляциях, конгрессах или еще о чем-то совершенно непонятном. Я сажусь за стол и также читаю о меридианах и параллелях, о кристаллах и элементах. Но краешком уха слушаю радиоприемник. Начинается трансляция матча со стадиона «Динамо», и я замираю над недочитанным параграфом. Саша тотчас выключает радиоприемник.

Я старательно решаю уравнение с двумя неизвестными, но все равно слышу и шум трамваев, и крики девчонок, скачущих на тротуаре. В отчаянии я ухожу на кухню, но здесь мне мешает сосредоточиться наш пес Дружок, сидящий в конуре под окном. Как я завидую восьмилетней Танечке, которая беззаботно нянчит кукол и кормит желтеньких цыплят во дворе!

Что бы я только не отдал за то, чтобы экзамены остались позади и наступили желанные каникулы! (В.Мазилова, 282 слова)

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 30

ТЕМА: ФРАЗЕОЛОГИЯ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.