КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
План анализа фразеологической единицы
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 37 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 36 ТЕМА: СТИЛЕВАЯ И СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ 1. Группы фразеологизмов, объединяемые стилевой принадлежностью и стилистической характеристикой (межстилевые, разговорные и просторечные, книжные). 2. Функционально-стилистическая роль фразеологизмов. Практическое задание 1. Познакомьтесь со стилистической характеристикой фразеологизмов, которая дается во вводной статье к «Фразеологическому словарю русского языка» под ред. А.И.Молоткова. Среди данных фразеологизмов отметьте: 1) разговорные; 2) просторечные; 3) книжные. Авось да небось, баш на баш, бить мимо цели, бок о бок, бочка Данаид, брать быка за рога, бросать камешки в огород, в ажуре, в ногах правды нет, вертеть хвостом, вешать собак на шею, гадать на бобах, глас вопиющего в пустыне, голова еловая, давать голову на отсечение, давать стрекача, девятый вал, задирать нос, идти в Каноссу, как в аптеке, камень преткновения, коломенская верста, мухи не обидит, ни жарко ни холодно, от аза до ижицы, пушкой не прошибешь, с горем пополам, сбоку припека, своими глазами, темна вода в облацех, удельный вес, филькина грамота.
2. Пользуясь «Словарем перифраз русского языка» А.Б.Новикова (М., 2000), объясните значение публицистических штампов: труженики полей/морей, люди в белых халатах/серых шинелях, зеленый континент, ледовый континент, черный континент, старый континент, страна ацтеков, страна Белого слона, страна викингов, страна восходящего солнца, страна кедра, страна кленового листа, страна орла, страна пирамид, страна семи тысяч островов, страна тысячи озер, страна тюльпанов, страна фьордов, страна детства. Литература 1. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 1990, § 67 - 76. 2. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык.– В 3-х чч.–Ч.1.–М.,1987, §40 - 52. 3. Современный русский язык. / Под. ред. Е.И. Дибровой.–В 3-х чч.–Ч. 1. – М., 1995, с. 125 – 128, 137 - 139.
ТЕМА: АНАЛИЗ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ 1. Повторить темы практических занятий №№ 30 – 36. 2. Ознакомиться с планом и образцом анализа фразеологизма. 3. Выполнить анализ фразеологизмов, представленных в приведенных предложениях. 1. Он стал какой-то притчей во языцех чиновников и на долгое время доставил им материал для развлечений (Успенский). 2. Модальные слова… определяют точку зрения говорящего субъекта на отношение речи к действительности или на выбор и функции отдельных выражений в составе речи (Виноградов).
1. Определить значение фразеологизма. Если фразеологизм многозначный, указать все значения. 2. Определить тип фразеологизма по степени семантической слитности и мотивированности значения (сращение, единство, сочетание, выражение). Доказать это. 3. Охарактеризовать парадигматические отношения фразеологизма: привести омонимы; синонимы (определить тип по структуре, семантико-стилистической отнесенности (идеографические/стилевые (стилистические)/семантико-стилистические) и по употреблению в речи(общеязыковые/контекстуальные)); антонимы (определить, сходноструктурные или разноструктурные, общеязыковые или контекстуальные). 4. Охарактеризовать фразеологизм с точки зрения устойчивости состава (неизменяемые, допускающие вариантность). 5. Определить структурно-морфологический тип фразеологизма (номинативный (словосочетание) или коммуникативный (предложение)). Если номинативный, указать его компонентный состав (т.е. к каким частям речи относятся компоненты, его составляющие) и с какой частью речи соотносится весь фразеологизм (субстантивный, вербальный, адъективный, адвербиальный, междометный). 6. Определить, ограничена сфера употребления фразеологизма или нет (территориально или социально). 7. Дать характеристику фразеологизму по его происхождению (исконно русский, старославянский, заимствованный). 8. Определить сферу функционирования фразеологизма (активного или пассивного употребления). Если фразеологизм относится к пассивному запасу, определить тип (историзм, архаизм, неологизм). 9. Определить функционально-стилевую принадлежность фразеологизма (книжный, разговорный, просторечный и т.д.) и экспрессивно-эмоциональную стилевую коннотацию (бранная, ироническая, ласковая, неодобрительная, почтительная, презрительная, пренебрежительная, уменьшительная, уменьшительно-ласкательная, уничижительная, шутливая). Если пометы отсутствуют, проверить, не появляется ли коннотативное значение в тексте.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |