Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фразеологизмы. Фразеологическая система




1. Общее понятие о фразеологии, фразеологизме. Фразеологизм и слово. Фразеологизм и свободное словосочетание. Признаки фразеологизмов.

2. Фразеологическое значение, его отличие от лексического. Основные виды фразеологического значения.

3. Особенности фразеологической системы.

Практическое задание

1. Ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте фразеологические выражения. Например: “ Как говорят о том, кого трудно уговорить пойти, поехать, сделать что-либо? ” – “ Тяжелый на подъем ”.

Как говорят 1) о том, кто часто меняет свои решения? 2) о том, кто вдруг стал понимать, замечать что-либо? 3) о человеке, который пришел невовремя, некстати? 4) о кротком, безобидном человеке? 5) о человеке, который держится неестественно прямо 6) о болтливом человеке? 7) о бесследном исчезновении кого- (чего-) либо? 8) о положении, когда опасность грозит со всех сторон? 9) о чем-нибудь надоевшем, много раз слышанном? 10) о человеке, от которого ожидают успеха в какой-либо деятельности?

 

2. Определите значение фразеологизмов. Выделите фразеологизмы, которые выражают: 1) качественно-определительное значение (их можно использовать для характеристики человека); 2) временнóе значение; 3) пространственное значение; 4) количественное значение: а) большого количества, б) малого количества.

В первую голову, в подметки не годится, ветер в голове бродит, глаза в глаза, дай срок, дверь в дверь, до седых волос, за тридевять земель, имя же им легион, испокон века, капля в море, кисейная барышня, коломенская верста, куда глаза глядят, куда Макар телят не гонял, не ахти сколько, не трусливого десятка, ни грана, ни на йоту, первым делом, с большой буквы, с минуты на минуту, с три короба, семь верст до небес.

Литература

1. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 1990, § 59 – 61.

2. Современный русский язык. / Под ред. П.А. Леканта. – М., 1982, с. 50 – 60.

3. Современный русский язык. / Под ред. Е.И. Дибровой.–В 3-х чч.–Ч. 1. – М., 1995, с. 116 – 128.

4. Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку. / Под. ред. П.А. Леканта. – Раздел “Лексикология.” - М., 1991, с. 5 – 61.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 31

ТЕМА: ПАРАДИГМЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ПО СОБСТВЕННО ЛЕКСИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ

1. Однозначные и многозначные фразеологизмы.

2. Омонимия фразеологизмов.

3. Синонимия фразеологизмов. Фразеологические варианты.

4. Паронимия фразеологизмов.

5. Антонимия фразеологизмов.

Практическое задание

1. Среди данных фразеологизмов выделите однозначные и многозначные (для работы используйте «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И.Молоткова). Составьте предложения, в которых использовался бы многозначный фразеологизм в различных его значениях.

Висеть на телефоне, гладить по головке, давать волю, диву даваться, ездить верхом, забивать голову, заблудиться в трех соснах, между жизнью и смертью, с пятого на десятое, хлеб насущный.

 

2. Укажите, какие из приводимых попарно фразеологизмов являются синонимичными, а какие – вариантными.

От альфы до омеги – от аза до ижицы; брать слово назад - брать слова назад; брать слово назад – брать слово обратно; впадать в детство – впасть в детство; впадать в детство – впадать в ребячество; выйти из колеи – выбиться из колеи; гнуть спину – тянуть лямку; гнуть спину – гнуть горб; гора упала с плеч – гора с плеч; держать в струне – держать в узде; держать в струне – держать в ежовых рукавицах; мороз по коже – мурашки по спине; быть на отшибе – находиться на отшибе; сесть в лужу – сесть в калошу; точить лясы – точить зубы; хоть бы хны – хоть бы что.

 

3. Подберите к приведенным фразеологизмам синонимы и антонимы, охарактеризуйте их: поднимать нос, взять в долг, вешать нос на квинту, бог знает, спустя рукава, с незапамятных времен, презренный металл, тугой на ухо, мухи не обидит, на одно лицо, с булавочную головку, как на подбор, молоко на губах не обсохло.

Литература

1. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 1990, § 63 - 76.

2. Современный русский язык. / Под ред. П.А. Леканта. – М., 1982, с. 62 - 68.

3. Современный русский язык. / Под ред. Е.И. Дибровой.–В 3-х чч.–Ч. 1. – М., 1995, с. 132 - 174.

4. Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку. / Под. ред. П.А. Леканта. – Раздел “Лексикология.” - М., 1991, с. 5 – 61.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 32

ТЕМА: ТИПЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ПО СТЕПЕНИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЛИТНОСТИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.