Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профилактика голосовых расстройств 23




Поставленный голос должен отвечать требованиям в от­ношении силы, высоты, длительности и тембра. Все это свой­ственно нашему голосу, но требует осознания, развития и обогащения.

Сила голоса — это умение давать голос тихо, средне, громко.

Высота голоса — это допустимое расширение его звуко­вых возможностей, развитие диапазона вверх и вниз.

Длительность — умение вести речь в различных темпах (медленно, средне, быстро) при сохранении остальных ка­честв голоса.

Тембр — наиболее благоприятная для говорящего окрас­ка звука. Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвы­чайно индивидуальная. Требуется соблюдение особой осто­рожности: неправильные и чрезмерные упражнения могут привести к болезненным последствиям. Нужно говорить на такой высоте, которая свойственна данному лицу, развить природные возможности, чтобы выполнить основное требо­вание: быть понятым и услышанным аудиторией.

Правильной голосоподаче содействует так называемое «основное положение». Оно складывается из следующих положений голосообразующих органов: хорошо открытый рот, губы овалом, по форме близкой к о, язык, лежащий плашмя, нёбная занавеска приподнята (как при легкой по­зевоте), грудная клетка слегка расширена.

Основное положение содействует естественному и облег­ченному течению голоса.

В начале занятий хорошо давать звонкие согласные м, в, з, ж как отдельные звуки, потом в слогах типа му, мо, мы, ми, ме, та, мум, мом, мим, мем, мам.

Упражнения с согласными дают возможность приблизить звук к костным стенкам резонаторов (зубы, нёбо, лицевой костяк), что усиливает голосовую струю.

Дальше можно использовать стихотворные отрывки. Чи­тать следует по строчкам, каждую строчку за один выдох, с обязательным добором воздуха по ее окончании. Читать нужно на средней высоте, наиболее удобной для каждого, из­бегать крика. При развитии силы звука рекомендуется на­чинать с усиления или ослабления отдельных звуков (м, в, 3> ж, у, о, ы, э, и, а), а в дальнейшем считать десятками, сна-


_______________________ Ф.А. Ивановская

чала тихо, потом громко и снова тихо. Заканчивать чтением стихов в таком же порядке.

Высота звука обычно тренируется при чтении стихов на разных интервалах с постепенным поднятием высоты голо­са с новой строки и обратным понижением при вторичном чтении.

Упражнения в овладении темпом речи (длительность) неплохо получаются при чтении скороговорок. Сначала скороговорку читают медленно, четко, а потом постепенно ускоряют темп при сохранении четкости и ясности произно­шения.

Если в голосе занимающегося отмечается ухудшение, на­растание болезненных симптомов (хрипота, осиплость), то упражнения необходимо временно приостановить.

Лицам, работающим на голосе (ораторам, педагогам, мас­совикам), следует длительно не оставлять соответствующих упражнений, чтобы не потерять приобретенных качеств.

Они являются лучшим гигиенйческидэ: средством и свое­го рода профилактикой от потери или порчи голоса.

Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., I960. — Вып. 1. — С. 122—128.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.