Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджмент как наука и искусство. Управленческий труд и его специфика. Эволюция и перспективы развития менеджмента




Управление – специфический вид человеческой деятельности, цель которого – создание условий для достижения задач организации, установление гармонии между интересами работников. На основе информации управляющий принимает управленческое решение и доводит его до исполнителя, побуждает его действовать, этот процесс называется управленческое воздействие.

Существует несколько подходов к определению менеджмента:

1.Мен.– интеграционный процесс, с помощью которого специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

2.Мен. – иерархическая организационная структура управления.

3.Мен. умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

4. В ХХ веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку. Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленный на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей. Это процесс планирования, организации, мотивации и контроля для достижения целей организации посредством использования материальных и человеческих ресурсов.

Как наука менеджмент развился в ответ на необходимость объяснить причины успеха или неудач организации, выделить компоненты успеха, обобщить их и систематизировать. Но каждая организация неповторима. Поэтому менеджмент – это искусство найти для каждой ситуации наиболее подходящий вариант действий.

Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества..

Предметом управленческого труда являются люди и информация. Продуктом – упр. решения и упр. воздействие.

Управленческий труд проявляется косвенно, через труд других людей; труд менеджера имеет высокую значимость, которая проявляется, прежде всего, в цене ошибки.

Виды разделения управленческого труда:

1) Функциональные- основано на формировании группы работников управления, выполняющих общие и спец. функции менеджмента:планирование, организацию,маркетинг, контроль.

2) Структурно-иерархическое- строится на распреределении комплеса работ по уровням иерархии, закреплении их за определенными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних и их компетенций.

3) Технологич. или проф.-квалифик.- учитывает виды и сложность выполняемых работ, проводит дифференциацию по профессиональной подготовке, квалификации. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют 3 категории работников:руководители, специалисты, технические исполнители.

Становление менеджмента как науки датируется 19 веком, когда развитие и концентрация промышленного производства обусловили появление крупных промышленных предприятий, нуждающихся в профессиональном управлении.

Менеджер и его функции:

Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях. Менеджеры занимают различные позиции в организации (директор, руководитель группы, организатор определенного вида работ, начальник, заведующий и т.д.), выполняют разные функции. Они:

* устанавливают связи между операциями в организации;

* обеспечивают выполнение организацией ее предназначения;

* отвечают за результаты деятельности организации;

* обеспечивают связи организации с внешней средой;

Предпосылки и этапы развития менеджмента:

-индустриальный способ организации производства;

- дальнейшее развитие общественного разделения труда;

-обособление товаропроизводителя как собственника средств производства и отделение функции собственности от функции управления;

-формирование рыночной экономики развитых рыночных отношений, основными элементами которого являются спрос и предложение.

Менеджмент и рыночная экономика означает:

- ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

- постоянное стремление к повышению эффективности производства с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;

- постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;

- необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой с целью осуществления многовариантных расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений.

Этапы развития менеджмента:

1.Школа научного управления.(1885-1920) -Ф.Тейлор, Г.Гантт, Гилбретты

Общие принципы управления, сформулированные Ф. Тейлором: разделение труда; измерение труда; разработка точных инструкций каждому работнику; оплата по результатам труда; подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу, исходя из их индивидуальных способностей. Менеджеры осуществляют функцию планирования, а рабочие – исполнения.

Вклад школы: использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи; отбор и обучение кадров; обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач; использование материального стимулирования для повышения производительности труда; выделение функции планирования; приоритет в исследованиях – научной организации труда, трудового процесса.

2. Административная (классическая) школа(1920-1950). Анри Файоль

Вклад А. Файоля в управленческую науку:

1.развил понимание функций руководства.

2.обосновал положение об оптимальном соотношении административных, технических и социальных способностей и знаний у руководителей.

3.разработка системы эффективного функционирования органов управления, которая состоит из 14 принципов управления, применимых к деятельности любой организации: разделение труда; власть, полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направления (дирекции); подчиненность личных (индивидуальных) интересов – общим; вознаграждение персонала; централизация; иерархия (скалярная цепь); порядок; стабильность рабочего места для персонала; инициатива; корпоративный дух.

4.Значительное внимание Файоль уделял социальному вопросу на производстве.

5.Одним из главных условий эффективного менеджмента считал личность менеджера.

Вклад школы: развитие принципов управления; описание функций управления; систематизированный подход к управлению всей организации.

3. Школа человеческих отношений (1930-1960)- Элтон Мэйо

Суть его концепции – в том, что сама работа, производственный процесс имеют для рабочего меньшее значение, чем его социальное и психологическое состояние в производстве. Отсюда Мэйо делает вывод, что все проблемы производства и управления должны рассматриваться с позиций человеческих отношений. Выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями.

Вклад школы:

1.применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и повышения производительности труда;

2.применение науки о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

4. Математическая (количественная) школа (1940-…)- Канторович, Струмилин, Новожилов.

Суть – замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями, установление математических и статистических зависимостей.

Вклад школы: углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей; развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

Современное управление опирается на три методологических подхода – процессный, системный и ситуационный.

Процессный подход к управлению – подход, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанный действий или функций, которые сами по себе тоже являются процессами: планирование, организация, мотивация, контроль.

Этапы процесса управления:

1.целеполагание. 2.определение ситуации (т.е. состояния управляемой системы относительно цели). 3.распознавание проблемы.4.принятие решения, т.е. выбор варианта действия. 5. осуществление решения 6.контроль.

Цель →ситуация→проблема→решение.

Системный подход исходит из того, что любая организация – система, т.е. взаимосвязанная совокупность элементов, каждый из которых вносит свой вклад в состояние и развитие целого.

Элементы системы: вход; выход; процессор (элемент преобразования входа в выход); функция преобразования; катализатор системы (ускорение преобразования).

С итуационный подход- это системный подход, приложенный к конкретной ситуации.

Центральным моментом является определение ситуации. Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

Методика ситуационного подхода включает четыре шага:

1.руководитель должен быть знаком со всеми средствами профессионального управления; 2.необходимо знать сильные и слабые стороны, возможные последствия, недостатки применения управленческих методик, уметь проводить их сравнительную характеристику; 3.необходимо уметь диагностировать ситуацию; 4.руководитель должен уметь увязывать конкретную управленческую методику, рекомендацию с конкретной ситуацией.

Основные положения, принципы и идеи современных направлений менеджмента

Концепция “Бережливого производства”. Данная концепция заключается в замене изготовления большого числа однотипных изделий на производство именно того продукта, который нужен каждому отдельному потребителю, и именно в необходимом ему количестве.

Принципы бережливого производства включают в себя:

· эффективное использование всех видов ресурсов и исключение отходов и потерь;

· командную работу и сотрудничество;

· непрерывное совершенствование производства.

Управление рисками.

Риск-менеджмент основан на понимании того, что нельзя избежать риска, необходимо его предвидеть, стремясь снизить его значение до минимального уровня. Поэтому задачей анализа риска является получение информации для принятия решения о целесообразности участия в проекте, потенциальных потерях при его осуществлении, а так же о мерах защиты от возможных финансовых потерь. Развитие данного направления менеджмента приводит к появлению таких инструментов как например хеджирование – способ страхования цены реальных и финансовых активов от риска нежелательного падения для производителя или повышения для потребителя

 

2. Организация как объект управления. Внутренняя среда – сущность, структура, задачи менеджмента. Жизненный цикл организации.

Главная единица в управлении – это организация.

Чтобы считаться организацией, некая группа людей должна соответствовать следующим требованиям:

1.наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы;

2.наличие одной цели

3.совместная деятельность по достижению значимой для всех цели.

Таким образом, организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Это определение формальной организации, существует еще и неформальная организация в рамках формальной.

Существуют общие для всех организаций характеристики, которые помогут понять, почему организацией необходимо управлять:

1. Ресурсы – они на входе организации, и для получения «выхода» - то есть конечного результата, необходимо их преобразовать;

2. зависимость от внешней среды, которая быстро изменяется и переменные которой менеджер не в состоянии изменять, он может только к ним приспособиться, адаптировать переменные своей внутренней среды;

3. разделение труда, в том числе и труда управляющих.

Виды организаций:формальные и неформальные.

Формальная организация - представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жёстко закреплённых ролевых предписаний. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест.

Неформальная организация - базируется на других принципах и источниках социальной регуляции поведения. В отличие от формальной неформальная организация строится на принципах самоорганизации. Она строится на основе личностных особенностей работников, специфики отношений, складывающихся между ними

Внутренняя среда – это взаимосвязанная совокупность элементов, выделенная из внешней среды и объединенная единством цели или общими правилами поведения.

Свойства внутренней среды:

-целостность, т.е. взаимосвязь и взаимодействие между отдельными составляющими внутренней среды организации;

-взаимодействие внутренних переменных и преобразование входящих извне ресурсов (материальных, финансовых,трудовых,информационных)

-сложность, т.е. наличие во внутреннй среде организации нескольких подсистем, которые находятся в тесном взаимодействии;

-наличие границ – то есть пунктов обмена информацией и ресурсами с внешней средой;

-производительность (результативность) определяется как отношение объема выходного продукта к затратам, где количество входов должно быть меньше, чем количество выходов.

Основные переменные внутренней среды организации.

1. Цель – это конкретное конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться группа, работая вместе. Цели характеризуются разнообразием. Обычно фирма имеют своей главной целью получение прибыли. Могут быть и другие цели: удовлетворение потребителя, условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала.

2. Структура организации как внутренняя переменная обозначает логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей. Построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Три основных понятия структуры: специализированное разделение труда; диапазон контроля; необходимость в координации.

3. Задача – это предписанная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее установленные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а должности.

4. Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

5. Люди-это самая главная переменная организации. Люди являются центральным фактором в любой модели управления.

Взаимосвязь внутренних переменных:

- Цель формирует задачи.

- Цель и задачи формируют структуру.

- Цель определяет используемую технологию.

- Главной переменной являются люди (человеческий капитал), поскольку именно от этой переменной зависит все остальное.

Классификация организаций по формам собственности: -частная;-государственная;-муниципальная;-общественная;-организации со смешанной формой собственности;

Классиф-я по отраслевой принадлежности: -промышленные, -транспортные,- сельскохозяйственные,- торговые и пр.;

Классификация организаций поразмеру: - крупные, -средние(свыше 1000 чел.)- малые.(менее 25-100 чел.)

Классификация организаций по участию иностранного капитала: -совместные,-зарубежные-иностранные.

Классификация организаций по организационно-правовым формам: -хозяйственные тоаврищества(полные и коммандитные)-хозяйственные общества (акционерные в форме открытого и закрытого, с ограниченной отвественностью,с дополнительной ответственностью)-производственные кооперативы-унитарные предприятия.

Концепция ЖЦ организации сформулирована А.Чадлером как теория, объясняющая предсказуемые изменения организации с определенной сменой последовательности ее состояний в течении определенного промежутка времени. Он выделил этапы и обоснования, что переход одного этапа к следующему является предсказуемым, а не случайным. Поэтому наступление нового этапа можно предвидеть и управлять ими.

1этап – рождение, создание организации, связанные с занятием новой рыночной ниши, удовлетворением запросов нового покупателя.

Хар-ки: небольшие размеры организации; преобладание неформальных взаимоотношений; вера сотрудников в цели, повышенная работоспособность.

Задачи руководителя: рационально организованный управленческий процесс; изучить потребительский спрос на пр-цию и ее особенности на конкурентном рынке; оценить деятельность конкурентов; изучить возможности привлечения дополнительных внешних и внутренних ресурсов для роста.

2 этап – рост организации.

Задачи руководителя: решение соц. проблем коллектива; развитие орг.структуры управления, внедрение прогрессивных структур управления и новых информационных технологий; создание резервных фондов; создание долговременных связей с партнерами, формирование имиджа организации во внешней среде.

3 этап – зрелость организации. ЕЕ характеристика – стабильность.

Задачи руководителя: корректировать, упрощать орг.структуру; анализировать возможности технического перевооружения; повышать ПТ; формировать внутри организации эффективные команды; искать резервы повышения конкурентоспособности пр-ции и предприятия.

4 этап – старение организации. Его началом является пик зрелости орг-ции, отличают громоздкую структуру, бюрократизм, невосприимчивость к инновациям. Цель – сохранить достигнутые позиции.

Задачи руководителя: реструктуризация; план обновления.

5 этап – упадок или возрождение организации.

Задачи руководителя (при упадке): программа экономии всех видов ресурсов; отсечение ненужных подразделений; ограничить номенклатуры выпускаемых изделий; программа реструктуризации, антикризисное

3. Технология менеджмента: взаимосвязь принципов, методов и функций менеджмента. Принципы менеджмента.

Управление осуществляется посредством того, что руководители всех уровней в своей деятельности придерживаются некоторых общих положений и правил, которые определяют исходные требования к системе, структуре организации процесса управления.

Таким образом, принцип управления представляет основополагающую идею, закономерность или правило поведения руководителя при осуществлении управленческих функций.

Функция управления - это направление управленческой деятельности, позволяющее осуществлять управленческие взаимодействия на объекты управления для достижения поставленной цели. Различают:

- Общие – дают общую временную характеристику процесса управления, представленного как последовательная цепь – планирование, организация, мотивация, контроль.

- Специальные – определяют направленность управления на конкретную деятельность предприятия (маркетинг, управление финансами и т.д.).

Общие и специальные функции взаимосвязаны между собой и образуют единую систему управления. Выполнение каждой специальной функции предполагает выполнение всех общих функций.

Принцип вообще – это основное правило, в соответствии с которым осуществляется деятельность, принимается решение.

Принципы управления объективны, т.е. не зависят от воли и желаний отдельных личностей. Вместе с тем, любое управленческое решение – это результат субъект-объектных отношений, поскольку отражает как объективные данные, так и субъективное мнение руководителя. Поэтому и принципы нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, дающим направление в действиях.

Принципы управления универсальны, то есть применимы для воздействия на любую организацию, на любой социум (коллектив, общество, семья, группа). Совокупность принципов управления – это своеобразный фундамент искусства управления, основа знаний руководителя.

Итак, принципы управления определяют закономерности формирования и функционирования управляемой системы: ее внутренние переменные, комбинацию методов воздействия на коллектив, формируют организационную культуру, формы власти и влияния руководителя и пр.

Основные принципы управления:

- обеспечение целевой ориентации деятельности;

- корректировка методов воздействия во времени, в зависимости от ситуации, уровня развития объекта управления, постоянное обогащение и гармонизация средств и методов управления;

- нравственность и этика в управлении;

- принцип научной обоснованности и оптимизации управления;

- принцип правовой защищенности управленческого решения;

- принцип сочетания централизации и децентрализации в управлении;

- принцип соответствия – между полномочиями работника и его ответственностью, между спецификацией рабочего места и квалификацией работника, его занимающего, между объемом выполненных работ и вознаграждением; между правами работника и его обязанностями и пр.;

- принцип эффективности – лежит в основе любой системы, так как предполагает, что выход должен быть всегда больше входа в нее, а полученный результат – больше затрат. Принцип эффективности требует от руководителей постоянного контроля над уровнем затрат в организации и соизмерения достигнутого или ожидаемого эффекта принимаемого решения с уровнем затрат на его осуществление.

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов управления.

Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Одна и та же функция управления или реализация принципа управления может предполагать использование различных методов управления.

По механизму воздействия выделяют прямые и косвенные методы управления.

По совокупности используемых инструментов воздействия выделяют:

1. Организационно-административные методы управления – основаны на формальных взаимоотношениях в организации. Их реализация основана на отношениях «власть-подчинение». Инструменты реализации: регламент, норматив, инструкция, распоряжение, устав и т. д.

2. Экономические – предполагают воздействие на экономические интересы или ч/з них. Эффективны в случае реальной самостоятельности предприятия. Инструменты: налоги, цена, кредиты, дотации и т. д.

3. Социально-психологические – предполагают воздействие на личностные, неформальные взаимоотношения в коллективе. Инструменты: психологическая атмосфера, традиции, социальные нормы, стиль общения, лидерство.

Управленческая практика предполагает одновременное использование всех трех групп методов, но в определенной ситуации какая-либо группа доминирует.

Факторы выбора метода управления: масштаб управления, качество персонала, цель управления, социально-экономическая среда, наличие возможностей управлять.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.