Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местное самоуправление в системе органов государственной власти советского государства (1917-1990 гг.)




1) местные Советы - органы гос власти и управле­ния - были органично встроены в общую систему Советов; единст­во системы власти Советов базировалось на принципе демократиче­ского централизма, допускающего сам-ть нижних звеньев власти в строго опр пределах и жестко отсекающего любые попытки выйти за установленные рамки;

2) пр-п разделения властей не применялся ни на каких уровнях Советов, т.е. власть и управление были слиты воедино, а Советы не только формировали, направляли и руководили исполнит властью, но и непосредственно осуществляли ф-ции руководства подведомственным хозяйством, социально-культурным строитель­ством

3) всевластие Советов в политической, хозяйственной и социаль­но-культурной сферах жизни гос-ва и общ-ва было провоз­глашено формально

4) было характерно партийное руководство деят-тью Сове­тов, в частности формированием представит органов, под­бор, расстановка, обучение и воспитание кадров, работающих в Со­ветах и т.д.

=> местные Советы - единая сис­-ма органов гос власти на местах с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим

В СССР МС счи­талось институтом буржуазной государственности, совершенно несо­вместимым с советской системой организации власти на местах. Ни в одном официальном документе Советы не назывались органами МС. Этот термин полностью исчез из юр лексикона.

Большинство советских ученых отрицали самоуправленческие ка­чества Советов, указывая при этом, что представление о Советах как об органах МС было отброшено еще в ходе под­готовки первой Советской Конституции. Вместе с тем некоторые уче­ные видели в Советах, получивших в период нэпа относительную са­мостоятельность, бюджетные и имущественные права, своеобраз­ные органы местного самоуправления.

Совет­ская система организации местной власти отрицала МС. Формирование тоталитарного режима, утверждение единой, подконтрольной государству формы собственности, утрата границ между личностью и обществом не могут сочетаться с какой бы то ни было самостоятельностью и независимостью местной вла­сти. В организации местного самоуправления наиболее ярко выра­жается идея приближения власти к народу, поэтому идея местного самоуправления, предполагающего известную децентрализацию вла­сти, самостоятельность органов самоуправления, вступила в проти­воречие с практическими задачами государства диктатуры пролета­риата, а затем и общенародного государства, которые по самой сво­ей природе были государствами централизованными

 

31. Местное самоуправление в Российской Федерации до принятия новой Конституции
Российской Федерации (1990-1993 гг.).

Первым советским законом о МС стал За­кон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР.

Закон установил:

1. МС - самоорганизация граждан для решения

непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административно-террито­риальных единиц на основе законов и соответствующей материаль­но-финансовой базы. Радикальной мерой стала ликвидация «двой­ного подчинения» исполнительных ОМС советам своего уровня и вышестоящим исполкомам.

2. МС - часть социалистического самоуправления

народа, только территориаль­ное самоуправление. Общественное самоуправление и самоуправ­ление трудовых коллективов - другие виды само­управления, взаимодействующие с территориальным, но не входя­щие в его систему.

3. МС осущ. в пределах границ административно-

территориальных единиц. (Про­блема: на всех ли уровнях оно должно вводиться? Ре­шено: обозначить городское и районное самоуправление главным зве­ном и в связи с этим, во-первых, все взаимодействие с предприятиями сосредоточить непосредственно в руках городских и районных органов власти, а во-вторых, передать городам и районам значительную часть хозяйственных функций, ранее выполнявшихся областью, краем).

4. Организационная основа МС – местные Советы как

представит. органы власти, кот. на всей терр. координировали деят-ть всей системы МС.

5. Основа местного хозяйств –коммунальная

собственность Органы получили ничем не огранич. права в использовании, реализации, ликвидации и передаче имущ., находящ. в ком. собств.

Научная общественность высоко оценила реформаторское зна­чение, отметив его прогрессивность и демократич­ность для данного периода. Но на практике возникло много проблем:

ü не был решен окончательно вопрос относительно террито­риального уровня МС.

ü отсутствовали реальные механизмы реали­зации многих положений.

По­скольку Закон был введен «сверху», он не реформиро­вал существующую систему советской организации местной власти, был не до конца последовательным и содержал серьезные недостат­ки и упущения.

Реальным началом развития МС в России послужило принятие 6 июля 1991 г. Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР».

Основные положения Закона:

1) МС - система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопро­сов мест. значения исходя из интересов населения, его истори­ческих, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции и законов РФ, конституций и за­конов республик в составе Федерации.

2) Закон впервые закрепил понятие «муниципальная собственность». В мун. собственности могли находиться земель­ные участки, горные отводы, природные объекты, ценные бумаги и др.

3) Устанавливался перечень территорий, на которых может осуществляться МС— террито­рии районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов. Области и края были выведены из перечня территорий МС.

4) Закон полностью перестроил систему местной власти. В систему МС были включены пред­ставительные органы власти: местные Советы народных депутатов, соответствующие органы управления — местные администрации (заменившие исполнительные комитеты местных Советов), местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территори­ального общественного самоуправления населения. При этом мест­ным Советам как представительным органам отводилась главенст­вующая роль в системе местного самоуправления.

Недостатки: сохранялась прежняя организационная структура Советов, не впи­сывающихся в современную организацию МС, отсутствовали четкие параметры разделения компетенции и механизм распределения собственности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.