КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия и категории теории обучения
Организация внеурочной воспитывающей деятельности учащихся. Внеурочная воспитательная работа – это воспитательная работа, проводимая школой, вне учебных занятий. Внеурочная воспитательная работа является составной частью учебно-воспитательного процесса школы. Внеурочная воспитательная работа имеет те же цели, что и школа – воспитание всесторонне развитой личности. Задачи внеурочной воспитательной работы: Побуждение и углубление у школьников интереса к различным областям знаний (науке, технике, искусству, литературе) и различным видам деятельности. Раскрытие и развитие талантов, способностей учащихся. Воспитание в них общественной и познавательной активности. Оказание помощи в выборе профессии. Культурная организация досуга. Принципы внеурочной деятельности: Добровольность – ученики сами выбирают ту форму внеурочной деятельности, какая им интересна. Общественная направленность (дело должно быть полезным). Игровые формы – необходимо шире использовать познавательные игры, показывать занимательные опыты, демонстрации. Учет индивидуальных особенностей – предполагает, что задачи будут соответствовать возможностям учеников каждого возраста. Четкая организованность. Формы организации внеурочной воспитательной работы: - массовые (утренники, школьные вечера, конкурсы, олимпиады, экскурсии, выставки детских работ и др.), - кружковые (предметные, спортивные и др., их основная цель – развивать интересы и способности детей), - индивидуальные (индивидуальные поручения, помогает в развитии склонностей и способностей каждого ученика). Основную роль в организации внешкольной деятельности играют классный руководитель и родители. Их задача, зная возможности и желания ребят, помогать им выбирать внеурочные занятия.
Теория обучения (дидактика) – наука об образовании и обучении. Дидактика исследует закономерности и принципы обучения, его цели, методы, формы, средства обучения. Дидактика отвечает на вопросы: - чему учить - как учить - где учить - в каких организационных формах. Предметом дидактики является процесс и результат обучения, который протекает в образовательном учреждении под руководством учителя. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «искусство учить всех всему». В начале XIX века немецкий педагог И.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения. В настоящее время ДИДАКТИКА рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их закономерности, принципы, цели, содержание, средства, организацию, достигаемые результаты. Различают общую и частные дидактики (методики преподавания определенных учебных предметов).
Категории дидактики: Обучение – специально организованный процесс взаимодействия учеников и учителя, направленный на приобретение учеником ЗУН и развитие личностных качеств. Знание – умение отражать объективную действительность в форме фактов, понятий, суждений. Умение – способность применять знания на практике. Навык – умение, доведенное до автоматизма. Обучение включает в себя 2 деятельности: - преподавание – обучающая деятельность педагога, - учение – деятельность учащихся по усвоению знаний. Образование – результат обучения. Содержание образования – это система научных знаний и связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся. В соответствии с законом РФ об образовании в нашей стране введены образовательные стандарты, под которыми понимается система основных параметров, принимаемых в качестве гос. нормы образованности.
Закономерности обучения – это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание и методы организации педагогического процесса в соответствии с его целями и закономерностями (принцип научности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип систематичности и последовательности, принцип связи теории с практикой, принцип прочности, принцип воспитывающего обучения). Метод обучения – это способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение образовательных задач. Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Орг. формы обучения классифицируются по разным критериям: - по количеству учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные, массовые; - по месту учебы: школьные (уроки, работа на пришкольном участке и т.д.) и внешкольные (домашняя работа, экскурсии и т.д.); - по длительности времени: классический урок (45 мин.), спаренное занятие (90 мин.), спаренное укороченное занятие (70 мин.), уроки «без звонков» (произвольной длительности). Средства обучения - совокупность методов, форм, содержания обучения. В более узком смысле под ними чаще всего понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические и аудиовизуальные средства и др.
Задачи дидактики: 1) описать и объяснить процесс обучения и условия его реализации; 2) разработать более совершенную организацию процесса обучения.
10. Методы обучения и их классификация. Метод обучения – это способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение образовательных задач. Эта категория историческая. В др. времена методы были основаны на подражании. С появлением школ появились словесные методы. Классификация. В настоящее время нет единой классификации методов обучения. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
I. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). II. Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. 1) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); 2) наглядные методы (источники знаний - наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); 3) практические методы (источник – практическая деятельность). III. По типу познавательной деятельности (уровню самостоятельности): 1) объяснительно-иллюстративные (учитель сообщает информацию, учащиеся воспринимают: беседа, рассказ, работа с книгой); 2) репродуктивные методы (многократное повторение способа действия по заданию учителя); 3) проблемные методы (учитель ставит проблему и показывает пути ее решения); 4) частично поисковые (эвристические) методы (учитель расчленяет проблемную задачу на проблемы, учащиеся осуществляют отдельные шаги); 5) исследовательские методы. IV. По уровню активности учащихся: - активные методы (организуют самостоятельную работу учащихся: работа с книгой, лабораторные, практические работы), - пассивные методы (рассказ, лекция, наблюдение, демонстрация). V. Бабанский предложил свою классификацию. Все методы обучения им были подразделены на три большие группы: 1) методы организации и осуществления учебных действий и операций: а) словесные, наглядные, практические, аудиувизуальные, б) индуктивные и дидуктивные, в) репродуктивные и проблемно-поисковые, г) самостоятельная работа и работа под руководством учителя; 2) методы стимулирования и мотивации учения: а) методы формирования интереса к учению (познавательные игры, дискуссии), б) методы формирования чувства долга и ответственности (поощрения, порицания, одобрения); 3) методы контроля и самоконтроля: а) устный, б) письменный, в) лабораторно- практический.
Выбор метода зависит от возраста учащихся, темы, цели, задачи урока, от подготовки учащихся, от материальной оснащенности, от места урока в расписании, от предмета и т.д.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 6893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |