Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия и категории теории обучения




Организация внеурочной воспитывающей деятельности учащихся.

Внеурочная воспитательная работа – это воспитательная работа, проводимая школой, вне учебных занятий. Внеурочная воспитательная работа является составной частью учебно-воспитательного процесса школы. Внеурочная воспитательная работа имеет те же цели, что и школа – воспитание всесторонне развитой личности.

Задачи внеурочной воспитательной работы:

Побуждение и углубление у школьников интереса к различным областям знаний (науке, технике, искусству, литературе) и различным видам деятельности.

Раскрытие и развитие талантов, способностей учащихся.

Воспитание в них общественной и познавательной активности.

Оказание помощи в выборе профессии.

Культурная организация досуга.

Принципы внеурочной деятельности:

Добровольность – ученики сами выбирают ту форму внеурочной деятельности, какая им интересна.

Общественная направленность (дело должно быть полезным).

Игровые формы – необходимо шире использовать познавательные игры, показывать занимательные опыты, демонстрации.

Учет индивидуальных особенностей – предполагает, что задачи будут соответствовать возможностям учеников каждого возраста.

Четкая организованность.

Формы организации внеурочной воспитательной работы:

- массовые (утренники, школьные вечера, конкурсы, олимпиады, экскурсии, выставки детских работ и др.),

- кружковые (предметные, спортивные и др., их основная цель – развивать интересы и способности детей),

- индивидуальные (индивидуальные поручения, помогает в развитии склонностей и способностей каждого ученика).

Основную роль в организации внешкольной деятельности играют классный руководитель и родители. Их задача, зная возможности и желания ребят, помогать им выбирать внеурочные занятия.

 

Теория обучения (дидактика) – наука об образовании и обучении. Дидактика исследует закономерности и принципы обучения, его цели, методы, формы, средства обучения.

Дидактика отвечает на вопросы:

- чему учить

- как учить

- где учить

- в каких организационных формах.

Предметом дидактики является процесс и результат обучения, который протекает в образовательном учреждении под руководством учителя.

Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «искусство учить всех всему». В начале XIX века немецкий педагог И.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения. В настоящее время ДИДАКТИКА рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их закономерности, принципы, цели, содержание, средства, организацию, достигаемые результаты. Различают общую и частные дидактики (методики преподавания определенных учебных предметов).

 

Категории дидактики:

Обучение – специально организованный процесс взаимодействия учеников и учителя, направленный на приобретение учеником ЗУН и развитие личностных качеств.

Знание – умение отражать объективную действительность в форме фактов, понятий, суждений.

Умение – способность применять знания на практике.

Навык – умение, доведенное до автоматизма.

Обучение включает в себя 2 деятельности:

- преподавание – обучающая деятельность педагога,

- учение – деятельность учащихся по усвоению знаний.

Образование – результат обучения.

Содержание образования – это система научных знаний и связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся. В соответствии с законом РФ об образовании в нашей стране введены образовательные стандарты, под которыми понимается система основных параметров, принимаемых в качестве гос. нормы образованности.

Закономерности обучения – это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание и методы организации педагогического процесса в соответствии с его целями и закономерностями (принцип научности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип систематичности и последовательности, принцип связи теории с практикой, принцип прочности, принцип воспитывающего обучения).

Метод обучения – это способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение образовательных задач.

Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Орг. формы обучения классифицируются по разным критериям:

- по количеству учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные, массовые;

- по месту учебы: школьные (уроки, работа на пришкольном участке и т.д.) и внешкольные (домашняя работа, экскурсии и т.д.);

- по длительности времени: классический урок (45 мин.), спаренное занятие (90 мин.), спаренное укороченное занятие (70 мин.), уроки «без звонков» (произвольной длительности).

Средства обучения - совокупность методов, форм, содержания обучения. В более узком смысле под ними чаще всего понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические и аудиовизуальные средства и др.

 

Задачи дидактики:

1) описать и объяснить процесс обучения и условия его реализации;

2) разработать более совершенную организацию процесса обучения.

 

10. Методы обучения и их классификация.

Метод обучения – это способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение образовательных задач.

Эта категория историческая. В др. времена методы были основаны на подражании. С появлением школ появились словесные методы.

Классификация.

В настоящее время нет единой классификации методов обучения. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

I. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

II. Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний.

1) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

2) наглядные методы (источники знаний - наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

3) практические методы (источник – практическая деятельность).

III. По типу познавательной деятельности (уровню самостоятельности):

1) объяснительно-иллюстративные (учитель сообщает информацию, учащиеся воспринимают: беседа, рассказ, работа с книгой);

2) репродуктивные методы (многократное повторение способа действия по заданию учителя);

3) проблемные методы (учитель ставит проблему и показывает пути ее решения);

4) частично поисковые (эвристические) методы (учитель расчленяет проблемную задачу на проблемы, учащиеся осуществляют отдельные шаги);

5) исследовательские методы.

IV. По уровню активности учащихся:

- активные методы (организуют самостоятельную работу учащихся: работа с книгой, лабораторные, практические работы),

- пассивные методы (рассказ, лекция, наблюдение, демонстрация).

V. Бабанский предложил свою классификацию. Все методы обучения им были подразделены на три большие группы:

1) методы организации и осуществления учебных действий и операций:

а) словесные, наглядные, практические, аудиувизуальные,

б) индуктивные и дидуктивные,

в) репродуктивные и проблемно-поисковые,

г) самостоятельная работа и работа под руководством учителя;

2) методы стимулирования и мотивации учения:

а) методы формирования интереса к учению (познавательные игры, дискуссии),

б) методы формирования чувства долга и ответственности (поощрения, порицания, одобрения);

3) методы контроля и самоконтроля:

а) устный,

б) письменный,

в) лабораторно- практический.

 

Выбор метода зависит от возраста учащихся, темы, цели, задачи урока, от подготовки учащихся, от материальной оснащенности, от места урока в расписании, от предмета и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 6893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.