КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нравственное воспитание школьников в современных условиях
Учебник: дидактические функции, структура и требования к нему. Учебник – наиболее важное средство обучения, носитель содержания образования. Он выступает основным источником знаний и организации самостоятельной работы учащихся, для учителя – ориентиром. По своему содержанию и структуре учебник обязательно соответствует программе по данному предмету. Учебник имеет свою историю. Возник он задолго до печатания. Основоположником теории учебника стал Каменский, он создал первый иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Каменский сформулировал принципы построения учебника: научность, доступность, по каждому предмету должен быть свой учебник и небольшой по объему. Большой вклад в историю учебника внес Ушинский. Он издал учебник «Родное слово». Крупская написала статью «Какой нам нужен учебник». Функции учебника: Информационная (обеспечение учащихся необходимо и достаточной информацией). Трансформационная функция (материал преобразуется с учетом возрастных особенностей). Систематизирующая функция (знания представлены в виде системы, материал изложен последовательно). Функция закрепления и контроля (упражнения на повторение и для самоконтроля). Интегрирующая функция (содержит информацию из других наук). Координирующая функция (привлекаются дополнительные источники знаний, средства обучения: карты, схемы, иллюстрации). Воспитательно-развивающая (материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения работать творчески и инициативно, верно оценивать факты действительности). Структура учебника включает в себя текст как главный компонент (основной, дополнительный, пояснительный и внетекстовые компоненты (иллюстративный материал, ориентировочный материал (ссылки, заголовки, оглавления), вопросы и задания, цветовые и шрифтовые выделения).
Требования к учебнику: Доступность. Научность. Проблематичность. Наличие правил, законов, выводов. Оформление с точки зрения гигиены, эстетики и т.д. Проблемы современного школьного учебника: сложность изложения, неточность формулировок, не качественность (опечатки), устаревшие сведения, размер, объем, шрифт. Главная задача школы – формирование базовой культуры личности школьника. Одним из основных компонентов базовой культуры личности является нравственная культура. Воспитание, которое развивает нравственную культуру, называется нравственным воспитанием. Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков, привычек поведения, дающих возможность поступать с учетом общественных требований и норм поведения. Цель нравственного воспитания – воспитание человека ответственного, отдающего себе отчет в своих поступках и в том, что они отражаются на окружающих людях и на обществе в целом, честного, совестливого. Содержание деятельности, которая развивает нравственную культуру, предполагает организацию коллективной учебной и общественно полезной деятельности, где воспитанники поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказание помощи, защиты младшего, слабого, анализ добра и зла, что помогает глубже понимать и ценить идею гуманизма и их общечеловеческий характер. Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. Формы нравственного воспитания: уроки нравственности, этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции, рассказ на этическую тему, внушение, пример.
Рассказ на этическую тему — это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Обсуждая ситуации, поступки ребята легче постигают их сущность и значение. Условия эффективности этического рассказа: соответствие социальному опыту школьников, сопровождение иллюстрациями, музыкой, соответствующая обстановка, создание должного впечатления (рассказ должен излагаться профессионально), должное восприятие слушателями (нужно позаботится о том, чтобы впечатление от рассказа сохранилось как можно дольше). Внушение, проникая незаметно в сознание, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон, воспитателя и воспитанников. Ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель - обобщение и закрепление знаний, формирование нравственных взглядов и убеждений. Условия эффективности этической беседы: проблемный характер (воспитатель должен стимулировать беседу нестандартными вопросами, помогать школьникам самим находить ответы); нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают; нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию; близость материала для беседы эмоциональному опыту воспитанников; ничье мнение не может быть проигнорировано; воспитатель должен уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника. Пример – воспитательный метод исключительной силы. Нельзя требовать с ребенка того что не делает воспитатель сам. Успех нравственного воспитания детей зависит и от окружения, в котором они живут, от отношения к себе, к природе, к внешнему миру, труду, к общественным требованиям. Педагогу необходимо путем организации отношений и деятельности детей свести до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. Показатели нравственной воспитанности: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), нравственное поведение.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |