Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идея гуманизации образования в отечественной педагогике 19 столетия




Становление и развитие отечественной гимназии в 18 веке.

Слово «гимназия» заимствовано из греческого языка – первое государственное учебное учреждение. В каком году возникли первые гимназии точно не установлено. В 5-4 в. до н. э. в Др. Греции наблюдался расцвет гимназий, которые первоначально предназначались для физического воспитания. Позже в них готовили людей на руководящие должности.

В России в 1725г. была открыта первая гимназия в Санкт-Петербурге, при Академии наук. Преподавание велось на латинском языке, учителями-иностранцами. Из-за этого школа не пользовалась успехом.

В 30-40 годы пытались реформировать гимназию, но особых улучшений не получилось.

В 1755г. была открыта гимназия с двумя отделениями: для детей дворян и для детей разночинцев. Цель гимназии для дворянской молодежи: подготовка к поступлению в университет. Цель гимназии разночинцев: подготовить профессиональных журналистов, художников, артистов. Со временем Ломоносов становится руководителем университета и гимназии. Ломоносов определил общие правила работы гимназии, разработал учебный план. В составленном им «Регламенте гимназии» он отстаивал мысль об общеобразовательном и бессословном характере обучения. Продолжительность обучения сократилась с 9 до 8 лет. Впоследствии при университете был открыт пансион для гимназистов. Число обучающихся резко увеличилось.

Заслугой Ломоносова является создание учебников («Русской грамматикой», «Риторикой» пользовались более полувека).

В 1758г. по образцу Московской была открыта гимназия в Казани.

В 1768г. введен урок, экзамены полугодовые и годовые.

В 60-е годы 18. Стоит вопрос о введении и повсеместном создании элементарных школ. Нужна система образования: 1тип – школы для обучения русской грамоте в небольших городах; 2тип – гимназии в больших городах; 3тип – высшее образование (кадетские корпуса и университет).

В 1779г. при Московском Университете была открыта первая учительская семинария, которая готовила преподавателей для гимназий и пансионов.

Большое количество времени в гимназиях уделялось изучению древней философии, др. словесности.

К концу 18в. в гимназиях сложились свои традиции: торжественное начало, торжественные праздники, речи, награды, разные одежды богатых и бедных.

Гуманизация образования – очеловечение процессов воспитания и обучения, связанные с отношениями между педагогом и учащимся. Гуманизация образования требует ставить ученика в центр школьных отношений и делать все, чтобы он получил максимальное развитие.

Основная цель гуманизации образования: пересмотр школьного образования 19века, т.к. главная идея заключается в том, чтобы обеспечить равные возможности подняться на вершину образования.

Принципы гуманизации:

Принцип человеческого достоинства (человек – высшая ценность общества).

Сохранение национальных традиций и ценностей: открытость, милосердие, ответственность, справедливость.

Идеи добра, духовности.

Уважение ребенка независимо от его половой, национальной принадлежности.

Учет возрастных особенностей (Ушинский).

Право ребенка на свободу (Толстой) Ребенок имеет право выбора занятий, без этого невозможно развитие творческих способностей.

Гуманизация предполагает единство обучения и воспитания. Наряду с интеллектуальным воспитанием необходимо сформировать ребенка как носителя нравственного качества. Гуманизация, по мнению Пирогова, - это воспитание гражданина.

В связи с принципами гуманизации образования, должно измениться и содержание образования:

- учебный материал должен быть жизненным, воспитывающим и иметь практическое значение;

- содержание школьных учебников должно быть ориентировано на возможности ребенка, но не должно ограничиваться возможными рамками. В этом и заключается свобода (Толстой), т.е. опора на непосредственный интерес ребенка, на его свободное развитие (Ушинский).

Таким образом, цели и гуманистические принципы образования привели к дискуссии о том, какое д. б. школьное Российское образование. В 19в. в решении этого вопроса появилось 2 концепции: одни выступали за классическое, другие за реальное образование. Ушинский выступал за формальное объединение (синтез).

По мнению Ушинского, ведущая идея народности воспитания (под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями) несет в себе гуманизм. Структура народности: 1)всеобщее начальное образование, основной язык родной («Родное слово»); 2)опора на народную педагогику; 3)опора на православие; 4)вопрос образования нужно передавать в руки народного учителя. Главная задача – воспитание граждан, любящих отчизну. Цель: всестороннее развитие человека. Метод: отказ от физических наказаний, уважение к учащимся.

Родоначальник свободного воспитания Толстой свою систему воспитания стремился построить на уважении к личности ребенка, на развитии активности и творчества детей. Толстой развивает идею свободного воспитания: нельзя заставлять ребенка, ребенок-маленькая личность со своими потребностями и интересами. Главный критерий его педагогики – свобода. Ребенок должен выбирать школу для образования, вплоть до методов обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.