Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Толстой и русская народная школа




Концепция народной школы и образования в целом Толстого отразила основные положения его философии воспитания. Изучив общественно-политическое устройство не только России, но и других стран, устройство школ в России и на Западе, Толстой выступил против насильственного изменения общественного строя, за школу свободную, построенную самим народом, с учетом национальных особенностей.

Основополагающими принципами его педагогики были вера в творческие силы детей, уважение к личности ребенка, создание выгодных условий для развития познавательной активности и способностей учащихся.

Главным принципом воспитания Толстой считал принцип народности и природосообразности. Такой подход способствовал усилению внимания к ребенку, к его возрастным и индивидуальным способностям. Из этого следовал вывод: та школа, которая не учитывает природные возможности ребенка, применяет принудительные меры в учении, не имеет права на существование. Он стремился оградить ребенка от тех знаний, которые превышают степень его умственного развития. Толстой считал, что не может быть универсального метода обучения, так как личность ребенка уникальна. В каждом конкретном случае необходимо опираться на интуицию

Толстой выдвинул идею свободного воспитания. Его теория свободного воспитания основана на психологическом подходе к детям. Дети должны сами захотеть учиться. Толстой говорил, что необходимо выработать у детей интерес к знаниям, благодаря которому можно добиться успеха в обучении.

Существенный вклад внес Толстой в разработку народной школы. Он стремился создать такую модель школы, которая бы соответствовала национальным и историческим особенностям русского народа. Идея народности у него тесно связана с воспитанием у детей глубокого патриотизма и любви к своей Родине. Народность для него, прежде всего, в родном языке и классической литературе, которые должны занять в обучении приоритетное место. Важную роль в работе народной школы Толстой отводил народному учителю. Он полагал, что для этой школы нужен совершенно новый учитель, вышедший из народной среды.

Толстой требовал равенства в образовании для всех сословий. Он говорил, что необходимо открывать школы для крестьянских детей. Он считал, что на первом этапе школу можно открыть в крестьянской избе, а учителем может быть солдат. Толстого упрекали, что его метода рассчитана только на крестьянских детей, но это не так. Толстой считал, что в крестьянских детях заложен талант, которого порой не встретишь в городских детях, порой они мыслят лучше, чем философы.

Начав учить деревенских детей в Яснополянской школе, он не принял во внимание известные приемы, а пошел своим путем, руководствуясь изучением природы учеников, изучением их индивидуальности. Говоря об учении как о серьезном умственном труде, Толстой стремился сделать его посильным, но не трудным и не легким. Несмотря на все преимущества учителя, ученик имел право не ходить в школу и даже, ходя в школу, не слушать учителя. Среди учителей в школе были студенты, исключенные из университета за вольнодумие. О них был Толстой хорошего мнения.

Толстой писал учебники. Над азбукой он работал 17лет. Он хотел написать учебник, по которому будет учиться не одно поколение русских детей. Он начал с Изопа (древнегреческий баснописец) и дошел до наших дней. В учебнике много сказок, пословиц.

32. Современные теории развития личности за рубежом. Критический анализ содержания и методология наиболее распространенных из них.

За рубежом распространение получила философия неопозитивизма. Эта теория отрицает связь педагогики с другими науками и с философией. Процесс воспитания рассматривается с внешних сторон т.е. техническое оснащение и т.д., обходят процесс цели, назначения воспитания. Эта теория распространена в Америке, Англии, Франции.

Биологизаторское направление.

Его суть: жизнь человека не зависит от общественного строя. Его представители считают, что человек изолированная личность, сам творец своей жизни. В достижении личностного счастья не нужны посредники (государство). Личность развивается по природным законам.

Экзистенцианализм.

Представители этого направления считают, что объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Назначение воспитания – сохранить уникальность личности. Нет объективных закономерностей воспитания, следовательно, не нужны программы, учебники и т.д. В процессе воспитания следует полагаться на интуицию учителя.

Неотомизм. Представители этого направления считают, что назначение науки – получение факторов. Религия дает толкование им. Ставят задачу примерить религию и науку. Религия – главный источник моральных принципов. Сущность мира определена Богом. Цель воспитания – духовное становление личности.

Прагматизм. Это направление особо развито в Америке. Основатель – Дж. Кюи. Представители этого направления в основу развития личности кладут действие или деятельность, считают, что морально все то, что полезно. Идея гуманизации сосредоточена в личности. Назначение школы состоит в выработке методов поведения, при которых личность адаптируется к ситуации. В школах нет четко выделенных учебных предметов. Цель школы - изучать окружающую жизнь через организацию практической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.