Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание и образование в Царскосельском лицее




Пирогов о национальной школе и воспитании личности.

Николай Иванович Пирогов был выдающимся ученым-хирургом, деятелем народного образования. Первая опубликованная им статья, «Вопросы жизни», принесла ему широкую известность. Ее главная идея – защита общечеловеческого образования. Другая его статья «Нужно ли сечь детей и нужно ли сечь детей в присутствии других детей» осуждает телесные физические наказания учащихся, призывает учителей отказаться от них.

Пирогов считал, что в каждом ученике должны быть воспитаны следующие качества личности: умственные способности, творчество и свободная воля, высокие нравственные убеждения, любить правду и стоять за нее горой, добросовестно и аккуратно относится к каждой гражданской обязанности.

Педагогические взгляды Пирогова.

Считал главной в образовании идею общечеловеческого воспитания и воспитание полезного стране гражданина. Он выступал против узкоспециальной направленности в воспитании. «Специалисты важны, но важнее человек».

Воспитание и учеба должны быть на родном языке. «Презрение к родному языку позорит национальные чувства».

Указывает, что основанием выбора профессионального образования должно стать широкое общее образование, т.е. выступал против ранней специализации детей, которая тормозит их развитие.

Привлечение к преподаванию в высших школах крупных ученых. Рекомендовал усилить метод «беседы» профессоров со студентами.

Борьба за общее образование.

Уважение личности ребенка.

Считал необходимым подготовить ребенка к жизни высоко нравственного человека с широким умственным кругозором. «быть человеком – вот к чему должно вести воспитание».

Он резко выступал против сословной школы. Сословность – преграда к тому, чтобы каждый человек мог получить образование соответствующее его способностям. Он требовал, чтобы вместе с отменой крепостного права была уничтожена сословность в системе воспитания.

Пирогов предлагал систему образования, которая должна была состоять из 4-х ступеней:

1ст. - элементарная школа (2-х летняя, начальное образование),

2ст. - прогимназия классическая и реальная (4-х летняя, неполное среднее образование).

3ст. – гимназия классическая (5лет) и реальная (3года) (среднее образование).

4ст. – университет и высшие технические училища (высшая школа).

При Александре 1 Министерство просвещения приняло ряд мер по развитию образования в России. Просветительские ведомства стремились заполнить промежуточную ступень между средним и университетским образованием. Были созданы школы нового типа – лицеи. 19 октября 1811года был создан Царско-сельский лицей, который должен был готовить царских и княжеских детей к государственной службе. Срок обучения в лицее составлял 6 лет. Прием проводился в 3 этапа, при приеме требовались документы о здоровье ребенка и нравственном благополучии. Из 50 желающих было принято 30человек. Приемный экзамен проводился на квартире министра образования графа Разумовского.

В лицее прослеживались 2 линии русского национального воспитания:

- характерные черты древне-русской педагогики (утвердить школу у домашнего очага и включить в ее задачи в число забот и обязанностей семьи),

- утвердить русские общественные идеи 2-ой половины 18- нач.19века (общечеловеческие идеи, сочетаемые с глубоким самосознанием).

Курс делился на 2 периода по 3 года:

- начальный курс (гимназическое образование) - обучение словесности, физико-математические познания невелики, цель – развитие и направление вкуса воспитанников к изящному слову;

- окончательный курс (университетский) – нравственные науки, большое значение придавалось истории, включались юридические и политические науки.

До 1816 года успеваемость оценивалась не баллами, а в форме характеристики. Затем введены оценки: 1(отл.), 2(очень хор.), 3(хор.), 4(посредственно), 0(худые).

Экзамены (испытания) проводились после 3мес., 6мес., 1года, 3лет обучения. На экзаменах присутствовал министр образования, профессора и др.

Главное правило воспитания в лицее было не затемнять ум детей пространственными идеями, но возбуждать собственные действия. В педагогической системе лицея главенствовал принцип развития творческой самодеятельности воспитанников.

Изящные науки занимали большое место: музыка, пение, литературное творчество, позже введены танцы, плавание и верховая езда, кафедра военных наук. Новаторским моментом было изучение славянского языка.

Основой воспитания в лицее были гуманистические основы взаимоотношений: уважение к личности другого, чувство собственного достоинства. Ведущий принцип – индивидуальный подход к личности.

Меры наказания: отделение за отдельный стол, имена ленивых выставлялись в классе на черной доске белыми буквами, сажали на хлеб и воду, уединенное заключение не более 3дней. Телесных наказаний не было. Наряду с наказаниями были и поощрения: имена отличившихся писали на белой доске золотыми буквами, вручались книги с подписью директора (первый директор Малиновский) и профессора, золотые и серебряные медали.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.