Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русские религиозные философы о воспитании личности (Бердяев, Зеньковский, Розанов и др.)




Русские религиозные философы, Вл. Соловьев, Розанов, Бердяев, Зеньковский и др., внесли крупный вклад в развитие образования и воспитания.

В. Соловьев рассматривает проблему народности воспитания. Его позиция отличается от идеи Ушинского. Он подчеркивает, что традиционное понимание принципа может обрекать народ на нравственное одиночество т.к. служение народности возбуждает у народа беспредельное самомнение, вражду к другому народу. Другая сторона его анализа – принцип народности может быть не выражением народного эгоизма, а выражением народной справедливости, в силу которой все народы имеют одинаковое право на самостоятельное развитие. Если народ служит только себе, не обижая др. народы, он все-таки будет повинен в национальном эгоизме, в измене христианскому Богу. Он считает, что идея народности – не есть высшая идея, которой должен служить народ, а есть живая сила, которая должна служить сама высшей идее. Особое место в понимании истины он отводит религии, стремясь соединить христианство с патриотизмом. Признавая народность как особо значимое в жизни народа, Соловьев ставит христианство выше народности. От соединения выигрывает и та и другая. Народность при этом перестает быть историческим фактом, религия воплощается в народности и обретает в ней живую силу.

Таким образом, понятие народности он рассматривает с христианской идеей. По мнению Соловьева человек является носителем 3-х основных элементов: Божественного, материального и собственно человеческого.

Розанов в своих работах («Сумерки просвещения» и др.) критикует школу. Он отмечает. Что школа не развивает индивидуального качества личности, но учитывает ее склонности и интересы в процессе учения. Он развивает мысль, что воспитание должно быть направлено на развитие целостной личности. Формирование индивидуальности у него основывается на религии, философии и науки.

Бердяев в своих работах уделяет большое внимание проблеме личности. Он утверждает, что личность не часть какого-то целого, не часть общества, а общество – часть личности. Человеческое тело – форма личности, которая подчинена духу. Смерть – логическое продолжение жизни.

По мысли Бердяева существуют 3 вопроса о взаимоотношении веры и знания:

- верховенство знания и отрицание веры,

- верховенство веры и отрицание знания,

- двойственность.

Анализируя природу знания и веры, он выделял 2 разума: большой и малый. На протяжении всей жизни в человеке идет борьба двух разумов. Торжество малого разума и отсутствие большого ведет к безумию и отрицанию веры.

В своей книге «Философия неравенства» Бердяев прослеживает динамику развития личности. Только та личность, которая имеет способность преклонения перед божеством, вступает на путь нравственного совершенствования. Он пришел к выводу, что религия – есть жизненная основа философии, она питает философию реальным бытием.

Зеньковский считал, что в связи с тем, что от рождения в человеке функционируют добро и зло, личность развивается двусторонне. Надо найти сердцевину добра, развивать добрые начала.

28. Роль учебных дисциплин в формировании научного мировоззрения учащихся.

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение - целостная система научных, философских, социально–политических, нравственных, эстетических взглядов на мир. У человека, достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, основанием которой становится мировоззрение. У него формируются мировоззренческие убеждения.

Убеждения – это не нечто знаемое и понимаемое, это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Убеждения определяют весь духовный строй личности – ее направленность, интересы, желания, чувства, поступки.

Уже в начальных классах существует возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, которым подчинено всякое развитие. Пониманию школьников вполне доступны некоторые связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. К ним относятся начальные представления о сезонных изменениях в жизни природы, о единстве мира и его постоянном развитии. Интенсивное формирование личности в подростковом возрасте делает этот процесс достаточно благоприятным. Изучая основы наук, подростки совершают анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи, устанавливают закономерности и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам. В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме. Философская направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему «вещей и знаний» создают прочную основу для формирования твердых взглядов и убеждений.

Учебным планом школы определены предметы, которые в совокупности способны раскрыть перед учащимися мировоззренческую картину мира. Все учебные предметы имеют две педагогические задачи: прямую – раскрытие законов и изучение фактов конкретной науки и косвенную – включение их в целостную систему мировоззрения.

Предметы естественно-математического цикла дают возможность учителю раскрыть перед учащимися идею материальности мира природы. Еще до знакомства с философским определением материи, дети учатся познавать ее в теории и на практике, открывают для себя тот факт, что материальный мир постоянно развивается, и процесс его познания человеком не будет иметь конца. Эти предметы дают богатый материал для изучения общих законов диалектики. Они знакомятся с явлениями перехода вещества из одного состояния в другое, учащиеся узнают о взаимодействии положительно и отрицательно заряженных частиц, о старении, умирании и рождении новых растений и организмов. Все это рисует в сознании детей научную картину материального единства природы.

Важное значение для формирования мировоззрения имеют предметы общественно-гуманитарного цикла. Изучая их, дети усваивают определенные факты из жизни общества, основные законы и перспективы его развития. Рассматривая общественное явление исторически, ребята узнают, почему и как оно возникло, с какими другими явлениями связано, какое место занимает в общем процессе. Учащиеся учатся видеть противоречивость общественных событий, понимать противоречия как движущую силу развития.

Центральное место в формировании мировоззрения детей занимают предметы искусства. Наиболее важные проблемы преподавания связаны с идеей целостного освоения детьми художественных произведений, развитие эстетического отношения к ним.

Критериями сформированности мировоззрения является:

- глубина научных знаний, их объединенность в целостную систему,

- развитая способность осмысления действительности, совершенствования мировоззрения,

- проявление социальной активности, общественной целеустремленности, направленности деятельности на воплощение идеалов в жизни их пропаганду и защиту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.