Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о методах, приемах и средствах обучения




Классификация методов обучения. Условия выбора методов обучения.

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы обучения -способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей (Л.П. Крившенко)

Методы обучения -способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И.Ф.Харламов)

Несмотря на различные дефиниции, даваемые этому понятию дидактами, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом совместной работы педагога и учащихся по организации учебной деятельности. Если же речь идёт только о деятельности педагога, то уместно говорить о методах преподавания, если же только о деятельности учащихся – то о методах учения.

Широко распространенными понятиями в дидактике являются также понятия «приём обучения» и «правило обучения».

Приём обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между понятиями «метод» и «приём» очень подвижны и изменчивы. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, приёмов). С помощью приёма не решается полностью педагогическая или учебная задача, а лишь только её этап, какая-то её часть. Методы обучения и методические приёмы могут меняться местами, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Одни и те же методические приёмы могут использоваться в разных методах. И, наоборот, один и тот же метод у разных преподавателей может включать различные приёмы.

Например, если преподаватель сообщает новые знания словесными методами (объяснение, рассказ, беседа), в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то демонстрация их выступает как приём. Если же наглядное пособие является объектом изучения, основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как приём, а демонстрация как метод обучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приёмов, но сам он не является их простой суммой. Приёмы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения.

Средства обучения (дидактические средства) – это источники получения знаний, формирования умений. Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смысле. При употреблении этого понятия в узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Широкий смысл предполагает, что под средствами обучения понимают всё то, что способствует достижению целей образования, т.е. всю совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.

 

Классификация методов обучения

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. При их отборе преподаватель сталкивается со значительными затруднениями. В этой связи возникает потребность в классификации, которая помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.

Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Наиболее распространённые классификации методов обучения представлены в таблице.

 

Классификация методов обучения

Авторы классификации Признак классификации Методы обучения  
Н.М.Верзилин Е.И.Перовский Д.О.Лордкипанидзе По источнику информации Словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (наблюдение, демонстрация, иллюстрация), практические (упражнение, практическая работа)    
М.А.Данилов Б.П.Есипов По характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения Методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний; методы закрепления и проверки знаний, умений и навыков    
И.Я.Лернер М.Н.Скаткин По способу усвоения в соответствии с характером учебно-познавательной деятельности Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый (эвристический); исследовательский.    
           

 

Существуют и другие классификации методов обучения. Как видим, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. Наличие различных точек зрения на проблему классификации методов обучения отражает объективную, реальную многосторонность методов обучения, естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.