КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закономерности и факторы психического развития
Теории психического развития. Понятие о психологии развития. Возрастная психология – изучает закономерности психического развития человека в различные возрастные периоды. Существуют две основные точки зрения на психическое развитие личности. Согласно одной из них, психическое развитие следует понимать как простое количественное изменение. У ребенка по мере взросления будто бы не появляется новых психических свойств, не происходит качественных изменений восприятия, памяти, мышления, а просто чего-то становится больше, чего-то меньше. Получается, что в психическом развитии маленький человек превращается во взрослого только за счет того, что у него увеличивается объем памяти, повышается сосредоточенность внимания, сокращается время решения мыслительных задач и т.п. Иная точка зрения заключается в понимании психического развития, прежде всего, как процесса качественных изменений, которые подготавливаются количественными накоплениями, всем опытом психической жизни растущего человека 1) Марксизм-ленинизм рассматривает человека как продукт истории и часть природы, т.е. человек – существо биосоциальное. Психическое развитие человека происходит под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных. 2) Буржуазная психология рассматривает развитие как процесс созревания заложенных изначально, наследственно предопределенных свойств. 3) З. Фрейд считал, что причины развития личности заложены в инстинктах, в подсознательных потребностях и влечениях. 4) Д. Дьюи утверждал, что заложенные от природы свойства личности не поддаются изменениям, наследственность лимитирует (ограничивает) воспитание. 5) Советская материалистическая психология считает, что унаследованные врожденные особенности, которые имеет ребенок к моменту рождения, хотя и важны, не являются решающими в его дальнейшем развитии и представляют собой только возможности формирования будущего члена общества. Развитие возможностей происходит в процессе жизни ребенка. 6) Макаренко А.С. считает, что «проектирование» положительных нравственных качеств детей возможно лишь в процессе специально организованной коллективной деятельности, которая осуществляется при обучении и воспитании. Закономерности: - неравномерность (гетерохронность) - неодинаковые темпы изменения психических процессов и свойств в различные возрастные периоды. - интеграция (проявляется во взаимных связях развития ее процессов и свойств, в постепенном переходе динамичных психических явлений во все более устойчивые особенности личности) - пластичность (адаптация) - характеризуется тем, что низкий уровень какого-либо психического процесса или свойства может восполняться за счет более высокого уровня других психических процессов или свойств личности. Иными словами, пластичность проявляется в компенсаторных способностях психики. Пластичность психики определяет возможность ее изменений, совершенствования в процессе обучения и воспитания. Факторы: - наследственность (природная предпосылка психического развития; задатки, врожденные особенности) - среда (природная и социальная) - вся совокупность природных и социальных условий, в которых происходит психическое развитие. Семья, учителя, соседи, товарищи и т. д. - обучение и воспитание - внутренняя активность человека 36. Основные понятия: ведущая деятельность, новообразования и социальная ситуация. Ведущая деятельность - это свойственный каждому возрастному периоду определенный вид деятельности, который влияет на развитие всех черт личности и познавательных возможностей, характерных для данного периода. Социальная ситуация – это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичных для каждого возрастного периода и влияющих на динамику развития в этот период. Новообразования - психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |