Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, предмет, методы ФП




Финансовая деятельность государства: понятие, методы, формы.

Финансовая деятельность представляет собой осуществление планомерного процесса образования, распределения, использования денежных фондов государства, иных публичных образований в целях выполнения ими своих задач и функций.

 

Содержанием финансовой деятельности является:

1. Образование государственных и муниципальных денежных фондов;

2. Распределение и использование денежных фондов;

3. Государственный и муниципальный контроль за движением финансов;

4. Эмиссия денежных знаков.

 

Финансовая деятельность в силу специфики обладает рядом признаков:

1. всеобщий и межотраслевой характер финансовой деятельности.

2. финансовая деятельность осуществляется как представительными, так и исполнительными органами государства. Бюджетный процесс в РФ: рассмотрение, исполнение, контроль за исполнением бюджета. Составление бюджета и его исполнение является исключительной прерогативой исполнительных органов власти; рассмотрение и утверждение закона о бюджете и контроль за исполнением этого закона относится к функциям представительных органов власти.

3. Финансовая деятельность является составляющей деятельности федеральных органов, органов власти субъектов в РФ и ОМС.

 

Финансовая деятельность государства, как и любая иная управленческая деятельность, требует своего правового регулирования. В связи с этими обстоятельствами, появление отдельной отрасли ФП является вполне обоснованным. Предпосылками выделения ФП в отдельную самостоятельную отрасль, является наличие особых общественных потребностей, особых финансовых интересов государства в сфере финансов, особым предметом регулирования – экономическими отношениями.

 

Финансовоеправо – самостоятельная отрасль права, которая относится к публичным отраслям, представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности публично-правовых образований(в процессе образования, распределения, использования, денежных фондов государства, МО в целях реализации их задач и функций).

 

ФП – самостоятельная отрасль права, отвечает всем критериям отрасли права. Критерии:

1. Наличие самостоятельного предмета правового регулирования. Предмет обусловлен четким выделением специфики регулируемых отношений.

2. Наличие специфического метода правового регулирования.

3. Конституционное закрепление основ отрасли права, которое находит дальнейшее развитие в специальных правовых актах.

4. Наличие присущей только этой отрасли системы понятий и категорий.

 

Исходя из классификации отраслей по особенностям режима, ФП относится к числу комплексных отраслей, базируется на режиме профилирующего административного права. ФП на базе первичных элементов АП образует свой собственный финансово-правовой режим, который выражается в особых предмете, методе, субъектах.

 

Предметом ФП являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государственных и муниципальных органов по образованию, распределению, использованию денежных фондов государства. По своему содержанию отношения разнообразны. Это связано с многозвенностью финансовой системы, со связью финансов со всеми сферами жизни. Но финансовые отношения определяются общей направленностью и общим содержанием. Их можно разделить на несколько групп.

 

Семинар: важность предмета с практической точки зрения. Предмет ФП вызывает много споров, от того, как мы смотрим на предмет, меняется представление об отрасли. Есть исторические предпосылки для выделения в отдельную отрасль: публичные интересы, крупные государственные монополии представляли единое целое, науку публичного хозяйства, далее это сохранилось в советский период – большая доля административных отношений, потребность перераспределения не возникало, была единая система государственного управления. Все вопросы решались командно, административно. ФП было монолитным блоком, налоговое право было сведено к минимуму, без налоговой составляющей практически, большая бюджетная составляющая. Далее – наступление российского этапа, изменение экономического уклада. Развитие банковского, налогового сектора. Принятие новых НПА. Появилась разветвленная сеть налоговых платежей. Проблема трансформации частной собственности в публичную. Практически в каждой отрасли стал присутствовать публичный финансовый блок. Советский период стал распределяться на различные блоки отношений.

 

Точки зрения:

1. ФП существует как самостоятельная отрасль, как ранее возникшая. Для нее характерен самостоятельный предмет. Однородность отсутствует.

2. ФП как самостоятельная отрасль не существует. Есть отдельные разрозненные блоки, которые имеют дело с публичными финансами. Общие цели и задачи есть у них, но на каждом этапе действует свое законодательство, переход из одной отрасли в другую на этапах. В европейских странах костяк составляет налоговое право.

3. ФП – комплексное образование. Наряду с классическими образованиями отраслевыми, существуют комплексные образования, с точки зрения целей и задач регулирования, функционального удобства регулирования, есть смысл объединения. В череде различных составляющих, есть базовые – налоговое, бюджетное, эмиссионное. Базовые образования не могут существовать в разрыве. Эмиссионная деятельность – выпуск денег в обращение, нет денежных знаков – нет налоговых отношений – нет бюджетных отношений. Налоговые платежи образуют финансовую основу бюджетной системы, как и по каким правилам они собираются, зависит конечное состояние бюджетной системы. Что понимать под единым регулированием? За счет чего осуществляется регулирование, ведь нет единого акта, устанавливающего финансовую систему, регулирующего эти отношения. Каждая отрасль, точнее, основной закон для каждого блока (бюджетное, налоговое право) устанавливают свой собственный понятийный аппарат, принципы, методы и т. д.

 

Деление финансовых отношений по субъектам:

1. Отношения, возникающие между РФ, субъектами РФ и МО.

Эти отношения возникают по поводу:

a) Определения полномочий и разграничению полномочий между этими тремя субъектами. Глава 2 Бюджетного кодекса (трехзвенная бюджетная система).

b) Определения бюджетной системы и распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; доходы и расходы определяются в зависимости от функций (в основе доходов и расходов лежат функции).

2. Отношения между финансовыми и налоговыми органами и организациями и гражданами. Эти отношения возникают в связи с выполнением налогоплательщиками своих обязанностей перед государством (налоговые обязанности). Образование доходов каждого бюджетного уровня. Помимо отношений между государствами, организациями и гражданами по поводу налогов, могут быть и другие отношения, например в связи с предоставлением бюджетных средств для выполнения каких-то функций, финансирования каких-то задач. Расходование этих средств и урегулировано нормами ФП.

3. Отношения между государственными финансовыми органами по поводу образования, распределения, использования государственных денежных фондов (межбюджетные отношения).

4. Отношения между государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями и вышестоящими органами управления. Возникают в связи с распределением и использованием бюджетных средств и собственных средств этих организаций.

5. Отношения между финансово-кредитными организациями и юридическими и физическими лицами. Возникают в связи с выполнением обязанностей по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды, в связи с образованием кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов.

 

Деление отношений по финансово-правовым институтам:

1. Бюджетные отношения.

2. Налоговые и неналоговые.

3. Отношения по государственному долгу.

4. Отношения по государственному и обязательному страхованию.

5. Отношения по денежному обращению.

6. Отношения по государственному и муниципальному контролю.

 

Деление отношений по экономическому критерию:

1. Финансовые отношения. Связанные с движением денежных средств. Обладают характерными признаками финансов (например, уплата налогов). В результате этих отношений происходит движение денежных средств.

2. Нефинансовые отношения. Наиболее многочисленная группа отношений. В результате этих отношений не происходит движение денежных средств, но эти отношения лежат в основе финансовых отношений, и именно эти отношения направлены на создание, изменение, прекращение финансовых отношений. Например, отношения по установлению налогов и сборов.

 

Параллельно с отношениями, которые являются предметом ФП, существуют иные отношения, которые образуют предмет иных отраслей права. Например, при перечислении налогов и сборов. Отношения между банком и клиентом по поводу перечисления денежных средств являются гражданско-правовыми. Предметом ФП являются только публичные отношения, направленные на образование денежных фондов государства.

 

Специфика финансово-правовых отношений обусловила особые воздействия на эти отношения. В ФП выделяют общие методы и специальные методы правового регулирования. Общие методы обусловлены публичным характером финансовой деятельности государства. А специальные методы используются в процессе реализации отдельных функций государства.

 

Основным общим методом ФП является метод властных предписаний (императивный), одна сторона правоотношений дает обязательные предписания для другой стороны. Этот метод в ФП характеризуется следующими признаками:

1. Преобладание обязываний, а не дозволений как в ГП, запретов в УП.

2. Императивность. Субъекты ФП не могут по своему усмотрению (по своей воле) приобретать права и обязанности и определять содержание этих прав и обязанностей. Права в ФП производны от обязанностей. При наличии объекта налогообложения возникает обязанность уплачивать налоги и сборы – налогоплательщик – права налогоплательщика.

3. Конформизм. Субъекты ФП вступают в отношения друг с другом не по своей инициативе, а следуя предписаниям нормативных актов.

4. Неравенство субъектов. Один субъект в ФП всегда обладает властными полномочиями в отношении другого субъекта.

 

К специальным методам можно отнести методы принудительных платежей (к таким относятся например, налоги и сборы), метод добровольных платежей (добровольные пожертвования в доход государства), метод рекомендаций и другие специальные методы в зависимости от тех функций и институтов, которые предусмотрены законодательством.

 

Семинар: метод императивный, вне зависимости от блока (налоговое, бюджетное). Есть определенные элементы диспозитивности, но единичные примеры – варианты налоговых льгот, режимы и порядок их предоставления.

 

Субъекты ФП: понятие, классификация.

Субъектами ФП являются лица, обладающие финансовой правоспособностью, то есть наделенные юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают образование, распределение, использование государственных и муниципальным денежных фондов.

 

Особенность предмета ФП обуславливает классификацию субъектов ФП на три группы.

1. Публично-правовые образования: РФ, субъекты РФ, МО. Именно этим субъекты наделены особыми бюджетными полномочиями:

a. Материальными и процессуальными бюджетными правами.

b. Право устанавливать налоги и сборы в пределах своей компетенции.

c. Право на взимание и взыскание налогов и сборов.

d. Право в области государственного и муниципального кредита, выпуска долговых обязательств, муниципальных займов и право на получение финансовой помощи.

Законодательство этой группы субъектов появилось не так давно. До этого к субъектам относились только государственные и муниципальные органы, но функциями государства обладает публично-правовое образование. Поэтому именно эти субъекты наделены определенными правами, и в главе 2 Бюджетного кодекса (Бюджетные полномочия), мы видим не конкретный государственный орган, а публично-правовое образование.

 

2. Коллективные субъекты. Реализация полномочий публичных образований происходит через государственные органы, поэтому к коллективным органам относятся организованные, обособленные, самоуправляющиеся группы людей, имеющие право вступать в отношения с другими людьми и субъектами как единое целое.

Представительные органы власти и исполнительные органы власти. Органы общей (Правительство РФ, правительства субъектов) и специальной компетенции (Министерство финансов, финансовые органы субъектов, федеральные казначейства, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба). К особым субъектам ФП относится Центральный банк и уполномоченные кредитные организации. Коммерческие банки обладают рядом административных полномочий даже в отношении тех клиентов, с которыми у них заключены гражданско-правовые договоры. Полномочия коммерческих банков:

a. Контроль за совершение кассовых операций в отношении клиентов, с которыми заключен гражданско-правовой договор.

b. Валютный контроль.

c. Контроль за использованием бюджетных средств, предоставленных посредством банковской системы.

d. Право коммерческих банков при отсутствии на какой-то территории Центрального банка, осуществлять функции Центрального банка.

Иные организации. Бюджетные организации, регистрирующие органы, ЗАГС, Регистрационная служба по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, нотариальные органы и другие. Эти органы можно отнести к субъектам на основании норм Налогового кодекса, который наделяет их правами и обязанностями определенными.

3. Индивидуальные субъекты. К ним относятся физические лица, можно выделить граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, частные нотариусы, адвокаты (адвокаты Адвокатского кабинета, адвокаты иных адвокатских образований), частные охранники и детективы, владельцы крестьянских (фермерских) хозяйств, лица, осуществляющие деятельность за свой страх и риск, направленную на извлечение прибыли, но не зарегистрированные как ИП, должностные лица (уполномоченные на совершение действий в сфере финансового права) – министр финансов.

 

Разделяют понятия субъект финансового права и участник финансового правоотношения. Субъект наделен правоспособностью. Она является правовым средством включения субъекта в сферу конкретного правоотношения. Вступая в конкретное правоотношение, субъект ФП приобретет новые свойства и становится участником финансового правоотношения (Бюджетный кодекс прямо устанавливает участников бюджетного процесса).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.