Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Рабочее время




 

 

1. Понятие и значение рабочего времени.

 

2. Нормирование рабочего времени.

 

3. Виды рабочего времени.

 

4. Режим рабочего времени, его элементы, порядок установления.

 

5. Виды нестандартных режимов рабочего времени: разделение рабочего дня на части, режим гибкого рабочего времени и другие.

 

6. Работа сверх установленной продолжительности рабочего времени.

 

7. Использование и учет рабочего времени.

 

Задание 1

 

Провести сравнительно-правовой анализ статей 110-133 главы 10 Трудового кодекса Республики Беларусь. Ответить на вопросы:

 

1. Что представляет собой рабочее время в экономическом и правовом аспекте?

 

2. Когда нормирование продолжительности рабочего времени имеет централизованный, а когда локальный характер?

 

3. Чем отличается нормирование и нормы продолжительности рабочего времени от нормирования и норм труда (времени выработки, обслуживания, нормированного задания)?

 

4. Каков порядок нормирования продолжительности рабочей недели, ежедневной работы (смены)?

 

5. Каков порядок организации и формы учета рабочего времени?

 

Задание 2

 

Разделить группу на «аналитиков» и «критиков». Силами «аналитиков» проанализировать возможные причины отклонения величины фактически отработанного времени от установленного.

 

В ходе обсуждения заполнить таблицу:

Недоработка

Переработка

 

по уважительным причинам

по неуважитель-ным причинам

по уважительным причинам

по неуважитель-ным причинам

 

Силами «критиков» выработать комплекс мероприятий организационного, управленческого, психологического, технического, технологического и иного характера, способствующих сокращению недоработки и пресекающих переработку.

 

Задание 3

 

Оценить работу в ночное время по критериям экономического, физиологического, психологического, организационного и иного характера.

 

Задание 4

 

На основе анализа трудового законодательства составить перечень:

 

А) категорий работников, для которых в качестве льготной нормы рабочего времени предусмотрено сокращенное рабочее время;

 

Б) ситуаций, в которых по соглашению между работником и нанимателем может быть:

 

· установлено неполное рабочее время;

 

· установлен нестандартный режим рабочего времени.

 

Задание 5

 

Проанализировав положения статьи 119 Трудового кодекса Республики Беларусь, указать причины, по которым работа, перечисленная в части второй указанной статьи, не признается сверхурочной.

 

Задание 6

 

Решить задачи.

 

Задача 1.

 

Гражданка Тимофеева работала и заочно училась в техническом университете. Она обратилась с заявлением об установлении ей неполного рабочего дня, чтобы иметь больше свободного времени для учебы.

 

Обязан ли директор удовлетворить просьбу Тимофеевой? Чем отличается неполный рабочий день от сокращенного?

 

 

Задача 2.Мастера цеха обратились в профком завода с жалобой на то, что начальник цеха обязывает их являться на работу за 15-20 минут до начала смены для организации работы на участке и иногда оставаться после смены, часто вызывает в ночную смену, а также в выходные дни, для устранения неполадок. Никакой компенсации за перечисленные виды работ они не получают.

 

Подлежит ли компенсации указанный режим работы мастеров и, если да, в какой форме?

 

 

Задача 3.

 

При поступлении на работу на мебельный комбинат в качестве лакировщика Сироткин поинтересовался режимом своего рабочего времени и получил ответ, что для лакировщиков установлен 6-часовой рабочий день.

 

Назовите основания сокращения рабочего времени для отдельных категорий работников по трудовому законодательству? Какова продолжительность рабочего времени работников с вредными условиями труда? Как определить относится ли работник к категории работников с вредными условиями труда?

 

Задача 4.

 

Гражданин Валяев, проработавший в течение месяца в должности ночного приемщика хлеба, обратился к нанимателю с просьбой о доплате ему за сверхурочную работу, т.к. еженощно он работает по 8 часов. В доплате Валяеву было отказано со ссылкой на то, что он был специально принят для выполнения ночной работы и ему производится оплата за работу в ночное время.

 

Как следует решить спор? Какое время считается ночным, и какой должна быть длительность работы ночью?

 

Задача 5.

 

Водитель рейсового автобуса Касаткин, получив заработную плату за первую половину сентября 2009 г., обнаружил, что оплата его труда исчислена без учета сверхурочных часов отработанных им 5-го, 8-го и 13-го сентября, когда он вместо 7-ми часов работал по 10,5 часов. В бухгалтерии автобусного парка ему разъяснили, что для водителей автобусов установлен суммированный учет рабочего времени за месяц и будут ли у него в сентябре сверхурочные часы или окажется недоработка можно будет определить лишь в октябре.

 

Верно ли ответили водителю Касаткину в бухгалтерии? Какие способы учета рабочего времени допускает закон? Что такое суммированный учет рабочего времени, каковы его условия? Как компенсируется переработка в отдельные дни учетного периода при суммированном учете рабочего времени?

 

 

Задача 6.

 

Приказом нанимателя приемщики заказов были переведены на особый режим, при котором продолжительность их рабочей смены делилась на две части, и, соответственно, устанавливалась необходимость двух выходов на работу в течение смены – утром и вечером. Работники обратились с требованием об отмене приказа.

 

Обоснованы ли требования работников? Возможен ли подобный режим работы? Каковы условия его введения?

 

 

Задача 7.

Группа работников обжаловала приказ нанимателя о введении нового графика сменности. В жалобе было указано, что наниматель не согласовал график с действующим на предприятии профсоюзом, не получил согласия работников на предложенный график.

 

Обоснованна ли жалоба работников? Аргументируйте ответ?

 

Задача 8.

 

В коллективном договоре содержатся условия, согласно которым работники, опаздывающие на работу или совершающие прогулы, могут привлекаться к сверхурочной работе без дополнительной оплаты.

 

Дайте правовую оценку такого условия коллективного договора?

 

Тест

 

1. Рабочее время классифицируется по продолжительности на:

 

А) нормальное, сокращенное, неполное,

 

Б) ненормированное, нормальное,

 

В) ночное, сверхурочное.

 

2. Нормальное рабочее время имеет продолжительность:

 

А) 40 часов в неделю,

 

Б) 41 час в неделю,

 

В) 39 часов в неделю.

 

3. Неполное рабочее время устанавливается:

 

А) по договоренности между работником и нанимателем,

 

Б) по просьбе беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, ухаживающей за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением,

 

В) при приеме на работу или в любое время после этого.

 

Контрольные задания

 

1. Проанализировать понятие «рабочее время».

 

2. Перечислить виды рабочего времени.

 

3. Охарактеризовать нормальное рабочее время.

 

4. Назвать отличия сокращенного рабочего времени от неполного рабочего времени.

 

5. Описать случаи и порядок установления ненормированного рабочего дня.

 

6. Перечислить виды режимов рабочего времени и дать их характеристику.

 

7. Дать определение понятия «сверхурочные работы»

 

8. Раскрыть содержание понятия «дежурство», охарактеризовать его правовой режим.

 

9. Охарактеризовать учет рабочего времени. Назвать его виды.

 

 

Рекомендуемые нормативные акты

 

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах от 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // НРПА. - 1999. - № 1.1/0. – статья 43.

 

2. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. // НРПА. - 1999. - № 80.2/70; 2005. - № 120.2/1134; 2006. - № 86.2/1215; № 106. 2/1230; 2007. - № 118.2/1316; № 183.2/1369; 2008. - № 3.2/1396. – главы 10, 22, статьи 92, 142-145, 207, 215, 263, 276, 278, 287, 289, 297, 306, 307, 312, 315-318, 327, 333, 345, 364.

 

3. О Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск: Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 29 июля 1994 г. № 89 // Бюл. норматив.-правовой информ. - 1997. - № 14; № 23; 1998. - № 7; НРПА. - 1999. - № 21. 8/134; № 58.8/611; 2000. - № 17. 8/2587; 2001. - № 18.8/4788; 2002. - № 38.8/7900.

 

4. О категориях работников, которым не устанавливается ненормированный рабочий день: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 1695 // НРПА. – 2007. - № 301.5/26339.

 

5. О сокращенной продолжительности рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 170 // НРПА. - 2008. - № 31.8/17910.

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Важенкова, Т. Н. Трудовое право / Учеб.пособие – Мн: Амалфея, 2008.

 

2. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под общ.ред. Г. А. Василевича. – 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Амалфея, 2005.

 

3. Кравчук, Е. В. Трудовое право: пособие для студентов неюрид. специальностей / Е. В. Кравчук, О. В. Дубкова. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2009. – 154 с. – Систем. требования: РС не ниже Intel Celeron 300 МГц; 32 Mb RAM; свободное место на HDD 16 Mb; Windows 98 и выше; Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://lib.gstu.local. – Загл. с титул. экрана.

 

4. Круглов, В. А. Трудовое право Республики Беларусь: Учебник. – Мн: Дикта,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.