Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М.І. ПАНЧЕНКО 8 страница




--------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Достижения этих дисциплин породили серьезные сомнения в основательности доктрин, которые в первой трети двадцатого столетия господствовали в психологии и социоло­­гии, то есть теорий, проводивших резкое различие между по­ве­дением животных и поведением человека на том осно­ва­нии, что если животными руководят инстинкты, то поведение че­ло­­века преимущественно или даже целиком определяется его куль­турой. Обнаружилось, что приобретательство, которое ра­нее считали присущим только человеку и приписывали воздействию его культуры, свойственно всем живым существам.

 

Выживание диких животных на воле полностью зависит от окружающей физической среды: ничего не обрабатывая и не производя, они существуют, лишь пользуясь дарами природы. Поэтому им необходим беспрепятственный доступ на определенную территорию, где они могли бы добывать корм и размножаться; размеры этой территории зависят от кон­кретных потребностей данного вида. Среди животных, следовательно, собственность распространяется прежде всего и главным образом на территорию. Понятие “территориального императива” сегодня прочно утвердилось, хотя некоторые со­циологи и психологи испытывают затруднения с его признанием ввиду политических выводов, к которым оно толкает (под­робнее об этом ниже)4.

• в положении, которое именуется “естественным состоя­нием свободы”, животные, насколько нам известно, никогда не имеют ничем не ограниченной и никакими заботами не отягощенной свободы, каковая приписывается им в сентимен­тальных представлениях о природе. Ни одно сво­бодно блуж­дающее и рыскающее животное, принадлежит ли оно к виду сбивающихся в стаю или проводит жизнь преимущественно в одиночестве, не имеет свободы передвижения, то есть не мо­жет перемещаться только по своей прихоти и наугад. Уже в силу собственного природного устройстваоно привязано к определенному жизненному пространству, предлагающему необходимые ему условия существования. Даже если эта зона достаточно обширна и в ее пределах нужные ему условия одинаково обеспечиваются повсеместно, животное все же не имеет сво­боды в своих перемещениях. Они ограничиваются од­ним или несколькими участками, известными как его места охоты или выпаса; их оно обычно не покидает, разве что по жес­токой необходимости. В этих пределах животное передви­гается тоже не абы как, а только по определенным тропам и сообразно довольно строгому распи­санию5.

Помимо обеспечения себе доступа на некую территорию и сохранения ее под своим контролем, животные поддержива­ют также дистанции между собой и представителями других видов, равно как и другими особями своего вида.Эти пространственные “пузыри” очень четко определены для каж­дого вида, а общее правило состоит в том, что чем крупнее зверь, тем большее ему требуется пространство, чтобы чувствовать себя в безопасности. В случае явногонарушения дистанции другим существом животное либо убегает, либо на­падает на нарушителя.Некоторые виды, однако, предпочи­тают жить в тесной близости от себе подобных6. Как правило, животные, обитающие близ водоемов и кормящиесярыбой и другими продуктами озер, рек и морей, относятся к соседст­ву другихособей гораздо терпимее, чем те, что обычно держатся вдали от берегов. Так, буревестники, кайры, пингвины и прочие птицы, живущие на берегах рек и морей идобирающиеся до своих источников пищи, перелетая лишь на незначительныерасстояния, селятся очень многочисленными колониями.

Изучение территориальных притязаний в животном мире начал в годы первой мировой войны английский орнитолог-любитель Г. Эллиот Говард. у птиц Говард не обнаружил ни­каких собственнических инстинктов, помимо заданных совершенно определенной потребностью: их территориальные притязания, на его взгляд, напрямую связаны со спариванием. Он отметил, что птицы семейства вьюрковых, бывшие предметом его исследований, в зимнее время жили соседями и вполне ладили между собой. Но с наступлением весны их по­ведение поразительным образом менялось. Начиналась борьба за самку и за место для выведения потомства.

• Присмотритесь... к многочисленным стаям вьюрков, которые всю зиму носятся над полями. Хотя в их составе может быть множество особей разных видов, но каждая стая представляет собой сообщество, спаянное взаимными дружественными чувствами и приводимое в движение одним мотивом — добычей корма... Но в начале весны, откликаясь на какую-то перемену в организме, вперед вырывается индивидуальность, которая вызывает поворот в развитии ситуации, и один за другим самцы стремятся уединиться, каждый занимает некую особую замкнутую тер­риторию, отделяется от собратьев. После этого на мно­гих полях мы уже не видим больших стай, а значительная

часть полей оказывается и вовсе ненаселенной, но зато замечаем, что рощицы и кустарники, образующие живые изгороди между полями, поделены на множество терри­торий, и каждая имеет своего владельца... Столь резкое отклонение от обычного рутинного поведения едва ли повторялось бы из поколения в поколение в таких много­образных формах и вместе с тем так одинаково с наступлением каждой весны, если бы не имело под собой некой врожденной основы... и не следовало какой-то уна­следо­ванной наклонности...*

Эту тягу к обладанию собственной территорией Говард объ­яснил тем, что при взаимно близком расположении гнезд пти­цам пришлось бы удаляться в поисках корма на большие расстояния и тем самым подвергать опасности свое чрезвычайно чувствительное к холоду потомство7. Поэтому птицы агрессивно защищают свои владения: пение песен — один из спо­собов, каким самцы заявляют о своем праве на данную тер­­риторию и призывают самцов-чужаков держаться подальше. Говард заключил, что отношение к территории у птиц “инстинктивное”, то есть “зависит от чисто биологических усло­вий и никак не связано с приобретенным и осознанным опытом”8.

Последующие исследования подтвердили выводы Говарда. Было установлено, что тяга к обладанию территорией прису­ща почти всем животным — от простейших одноклеточных до самых высокоорганизованных приматов9. В исследовании, посвященном собственности, Эрнест Биглхоул посвятил про­странную главу проявлениям собственнических наклонно­стей в поведении насекомых10. Стрекозы, например, нападают на своих сородичей, приближающихся к местам, где они от­ложили яйца11. Подобное поведение наблюдается и в жизни морской фауны: достаточно посмотреть, как яростно защищает свои нерестилища рыба, называемая трехигпой корюшкой12. Примеры можно приводить без конца. Животные часто помечают территории, на которые они предъявляют права, пуская в ход, по отдельности или в каких-то сочетаниях,

 

* H. Elliot Howard, Territory in Bird Life (London, 1920), 4–5. Позднее было установлено, что у некоторых видов птиц, особенно неперелетных, места, где располагаются их гнезда, принято защищать и в зимнее время. [Torsten Malmberg, Human Territoriality (The Hague etc., 1980), 33.]

 

данные им от природы средства воздействия на слух, зрение или обоняние возможных нарушителей, и защищают эти тер­ритории иногда сообща, иногда самостоятельно. В отличие от людей, однако, при необходимости дать отпор нарушителю они защищают свои владения не угрозами его жизни, а сиг­на­лами-телодвижениями и прочими демонстративными дей­ствиями, вплоть до того, что затевают драку, редко, впрочем, доходящую до кровопролития; остается лишь удивляться, почему это у людей злобное поведение называется “зверским”.

Важное следствие этих открытий состоит в том, что собственная территория требуется животным не только для за­щиты от хищников и добывания корма для себя и потомства, но и для того, чтобы совершать сами действия, необходимые для продолжения рода: “У большинства, хотя и не у всех, при­вязанных к территории видов... самки не откликаются на любовные призывы самцов, не имеющих своих владений.

В общей модели поведения территориально привязанных видов соперничество между самцами отражает борьбу не за обладание самкой, как мы считали прежде, а за обладание собственностью”13.

Постоянную численность птиц одного вида в пределах дан­ной территории один ирландский набюдатель еще в 1903 году объяснил тем фактом, что потомство производят лишь те осо­би, которым удается обзавестись собственной территорией для высиживания и вскармливания птенцов14. Иными словами, территориальные ограничения действуют как регулятор численности “населения”.

Некоторые приматы утверждают свое исключительное пра­во на землю, физически занимая ее и “сидя” на ней15. Это по­ведение не очень-то отличается от человеческого, как о том свидетельствует этимология слов, означающих владение во многих языках. Так, немецкий глагол в значении “владеть” (be­sitzen) и существительное “владение” (Besitz) буквально вы­­ражают понятие “сидеть на” или “располагаться на”. в поль­ском языке то же происхождение имеют глагол posiadać (об­ладать) и существительное posiadłość (собственность). корень латинского possidere также sedere, то есть “сидеть”, а отсюда и глаголы, означающие “владеть, обладать” во французском (posséder) и английском (to possess) языках16. Слово “nest” (англ. “гнездо”) происходит от корня nisad или nizdo в значении “сидеть”17. Для монарха занимать трон означало “не что иное, как символически выражать сидение на царстве”18.

Этологи установили, что для животных обладание территорией и сопутствующее ему близкое знакомство с особенностями окружающей среды, помимо того, что оно помогает добывать корм и размножаться, критически важно для их физического выживания: “Занятие определенной территории по­зволяет животному обретать подробные знания об окружаю­щей его среде и в то же время вырабатывать набор своих реакций на особые черты и подсказки, предлагаемые данной местностью — удобные точки для наблюдения, места для укры­тия и т. д., — что позволяет быстро и эффективно реагировать на появление опасности и нападение. В сочетании с тем, что, возможно, является психологическим выигрышем, это создает хорошо известный эффект “помощи от родных стен”, при которой и слабые животные, находясь на собственной территории, оказываются способными давать отпор более сильным противникам”19.

Во многих случаях оказалось возможным точно установить, каких размеров территория требуется данному виду для жизни и размножения. В грубой прикидке правило таково, что хищникам нужна территория, десятикратно бóльшая, чем травоядным20. Животные, как можно догадаться, защищают свою территорию тем яростнее, чем больше она сокраща­ется21. “Перенаселенность” заставляет их вести себя крайне агрессивно, а то и невротически. Даже при достатке корма перенаселенность ведет к психологическим сдвигам, которые могут вызывать массовую гибель22.

Один из основателей социобиологии, Эдвард О. Уилсон, утверждает, что почти все позвоночные и большинство бес­позвоночных “строят свою жизнь сообразно точным правилам землевладения, пространственного размежевания и господства”, соблюдая между собой типичные для данного вида и точно определенные дистанции23. Общественные животные, вроде муравьев, особенно расположены к защите своей территории, муравейника, и, как о них говорят, живут в состоя­нии вечной войны24. Другие животные воинственно охраняют ядро своей территории, но терпимо относятся к появлению чу­жаков в периферийных зонах, принадлежность которых стро­го не определена.

Лоренц, Тинберген и некоторые другие этологи усмат­ривают корни агрессивности человека и животных в “территориальном инстинкте”. Это утверждение вызвало ожесточенные споры, ибо оно означает, что агрессивность имеет генетическую основу и, следовательно, неискоренима25. В по­пытках развенчать этот взгляд его противники доходят порой до крайностей. Если одни соглашаются, что человеческое по­ведение это смесь инстинкта и знания, то другие начисто от­рицают значение биологического фактора: так, отвергая тео­рии Лоренца и Эдри о врожденной агрессивности человека, культур-антрополог Эшли Монтегю объявил эти учения лишенными вообще какой бы то ни было ценности: “Человек это человек, потому что у него нет инстинктов, потому что все, чем он является, и все, чем он стал, он усвоил, взял из своей культуры, из человеком же сотворенной части окружаю­щей среды, от других людей”26.

Тинберген предостерегал, что уроки, которые преподносит нам поведение животных, нельзя механически прилагать к поведению человека, ибо люди обладают высоким разумом, проявляющимся в их способности подчинять себеокружающую среду и передавать свои знания. Не обращая внимания на эту оговорку, поразительно многие психологи и антропологи отказываются хоть как-то считаться с данными этологии и социобиологии. Самое большее, на чтохватает их терпимости, это отмахиваться от достижений этих новых дисциплин как от “чрезмерных упрощений”; в крайнем же своем упорстве они подвергают авторов (этих достижений) остракизму и оскорблениям. Эдварда Уилсона подвергли не только словесным поношениям, но и физическому нападению за то, что ему хватило духа выступить с утверждениями, что социо­биология проливает свет на человеческое поведение27. Стивен Джей Гульд в “Неверном измерении человека”отверг “биологический детерминизм” на том политическом основании, что он уже потому неверен, что является “в существе своем теорией пределов ”28, как будто представлением о том, что человек может и должен (по меркам наблюдателя), определяется то, чем он в действительности является и что делает. Гульд заостряет внимание на том, как биологический детерминизм использовался для продвижения в жизнь расизма, “фа­шизма” и даже геноцида29. С помощью такой логики социо­биологи могли бы обвинить сторонников влияния культурной среды, что те продвигают в жизнь социальную инженерию и, стало быть, толкают дело к коммунизму и сталинскому Гулагу. Перед тем, кто лично не втянут в эти споры, вопрос состоит не в том, возможно ли использование биологии в политических целях (что, конечно же, и возможно, и имело место на деле), а в том, что же именно наблюдение за животными говорит нам о человеке.

Как было отмечено выше при обсуждении теорий Франца Боаса, причина, по которой значительная часть ученых отказывается признавать данные социобиологии, относится в конечном счете к области политики. Так, один из критиков социобиологии говорит, что взгляды Лоренца на истоки че­ловеческой агрессивности должны быть отвергнуты не только как научно несостоятельные, но и потому, что они толкают к определенным “политическим выводам”30. Убеждение, кардинально важное для либерализма, социализма и коммунизма, состоит в том, что люди — это безгранично податливые существа, так что с помощью законов и образования (и внушения) их можно очистить от общественно нежелательных наклонностей — прежде всего тяги к приобретательству и агрессивности — и сделать такими, что они будут радоваться жизни в равенстве с себе подобными. Способность человека “совершенствоваться” один из видных американских либералов провозгласил необходимой предпосылкой демо­кратии31; еще большее значение придается этой предпосылке в устремлениях социалистов и коммунистов. Такое представление может быть состоятельно лишь в том случае, если че­ловеческое поведение объясняется исключительно или почти исключительно воздействием среды (“культуры”). Если же оно имеет биологические корни, возможности изменить его неизбежно оказываются ограниченными. Самое большее, на что при этом можно рассчитывать, это обучением, наказа­ния­ми, общественными порицаниями и другими подобными приемами воздвигнуть преграды нежелательным видам со­циаль­ного поведения при сохранении риска, что тяга к при­обре­тательству и агрессивность, заложенные в человека природой, проявятся сразу же, едва только эти преграды будут устранены. Вопрос, таким образом, имеет первостепенное зна­чение для всех, кто стремится коренным образом переделать общество. Вот почему спор, в котором сталкиваются “натура и культура”, вызывает такие страсти, и люди, в других случаях готовые спокойно рассматривать и непредвзято оценивать данные науки, чрезвычайно возбуждаются, едва заходит речь о человеческой природе. Опыт свидетельствует, что с научной бесстрастностью люди могут исследовать что угодно, только не самих себя. Сколько бы они ни старались быть объективными, стоит им заняться изучением человеческого поведения, и немедленно пробивает себе дорогу стремление направить его в “конструктивное русло”. А понятие “кон­струк­тивного русла” неизменно влияет на представления о по­буждениях, управляющих действиями человека. При всей ре­шимости вести разговор об этом предмете только в научных понятиях и даже в математических формулах, обходясь без ценностных суждений, на деле используемый метод оказыва­ется дедукцией и выражением политических предпочтений.

 

 

2. Собственнические устремления у детей

 

Для доказательства, что тяга к присвоению и обладанию появляется только под воздействием определенной культурной среды, потребовалось бы подтвердить, что детям черты поведения собственников чужды и усваиваются ими лишь с годами, под влиянием взрослых. В действительности мате­риалы, собранные специалистами по детской психологии, свидетельствуют, что верно как раз обратное, а именно, что маленькие карапузы являются отчаянными собственниками и, подрастая, начинают делиться своим имуществом только потому, что их этому учат.

Как и у животных, у человека тяга к присвоению возника­ет в основном по причинам биологическим и экономическим: ввиду потребностей в территории и предметах, необходимых для существования и продолжения рода. Вся деятельность человека “происходит в определенном месте или определенной географической среде”, и поэтому “привязка к месту” является “одной из важнейших характеристик человеческого общества”32. С обладанием собственностью связана одна пси­хологическая тонкость, а именно, восприятие предмета собственности как продолжения самого себя. Уже Гегель под­черкивал положительное психологическое значение соб­ст­вен­ности, состоящее, говоря его словами, в следующем: “Именно и только через обладание и распоряжение собственностью он (человек) может воплотить свою волю во внешних предметах и трансцендентировать свою субъективность за пределы себя”33.Очень проницательные замечания сделал на сей счет Уильям Джеймс: “Эмпирическое “я” — это все, что каждый из нас склонен обозначать словом я. Ясно, однако, что трудно провести разграничительную линию между тем, что человек имеет в виду, говоря я, и тем, что он называет мое. Наши чувства и действия в отношении некоторых принадлежащих нам вещей очень напоминают наши чувства и действия в отношении самих себя. Наша репутация, наши дети, плоды труда наших рук могут быть дороги нам так же, как наше тело, и в случае посягательства на них могут вызывать те же чувства и те же действия для самозащиты...

В самом широком смысле... “я” человека есть итоговая сумма всего, что он МОЖЕТ называть своим — не только его тело и силы его души, но и его одежда и его дом, его жена и дети, его предки и друзья, его репутация и плоды его труда, его земля и лошади, его яхта и банковский счет. Все эти вещи вызывают у него одинаковые чувства. Если они растут и про­цветают, он торжествует; если они приходят в упадок и ис­чезают, это его гнетет...

Инстинкт толкает нас к расширению круга предметов, находящихся в нашей собственности, и эти предметы, в раз­ной степени вызывающие нашу привязанность, становятся составными частями нашего эмпирического я... В каждом слу­чае (утраты чего-то нам принадлежавшего) остается... ощущение, что уменьшилась наша личность, что мы чуть-чуть продвинулись по пути нашего обращения в ничто...”*

Было замечено, что во всех больших европейских языках — греческом, латинском, немецком, английском, итальянском и французском — слово “собственность” (“property”) имеет два связанных между собой значения: оно означает личное качество кого-либо или особое свойство чего-либо и, с другой стороны, указывает на нечто, кому-либо принадлежащее34. “Proper” (“личный”) и “appropriate” (“присваивать, приобретать”) — слова однокоренные. Иначе говоря, словарь подает имущество как качественное определение. Поэтому-то все коммунистические схемы, от платоновского “Государства”до радикальных кибуцев в Израиле, предусматривают подавление личности индивидуума, в которой видят препятствие на пути к совершенному равенству.

 

--------------------------------------------------------------------------------------------

* William James, The Principles of Psychology, I (New York, 1890), Chapter X, 291, 293. Обратное, хотя об этом обычно не вспоминают, тоже верно: унаследованное, то есть не заработанное богатство вызывает чувство неуверенности и вины. По-видимому, проблема эта серьезная и распространенная, раз появилась профессия “консультантов и врачевателей”, специализирующихся на рас­стройствах “от богатства”. Список таких специалистов можно найти в книге Барбары Блуэн. [Barbara Blouin, ed., The Legacy of Inherited Wealth (Halifax, N. S., 1995), 179–80.]

-----------------------------------------------------------------------------------------

 

На заре существования Советского Союза одержимость этой идеей заходила так далеко, что некоторые идеологи всерьез предлагали заменить личные имена граждан цифрами и числами35.

На психологическое измерение собственности следует об­ратить особое внимание, потому что противники прав собст­венности неизменно им пренебрегают. Например, готовность простых людей мириться с неравенством и эксплуатацией, отождествляемыми с капитализмом, английский историк, со­циалист Ричард Тоуни попытался объяснить боязнью потерять деньги, накопленные и отложенные этими людьми на случай болезни и на старость. Они, по его мнению, заблуждаются: “Собственность это орудие, а обеспеченная жизнь это цель, и если она может быть достигнута каким-то иным способом, ничто не указывает на опасность потерять уверенность, или свободу, или независимость при устранении собственности”36. Но как свидетельствует опыт, привязанность к собственности есть не только отрицательно, но и положи­тельно направленная сила: она питает не только страх утраты, но и надежду на выигрыш. Именно за неспособность осознать этот факт поплатились своим плачевным экономическим со­стоянием общества, отменившие частную собственность.

Проницательность Джеймса нашла подтверждение при кли­нических обследованиях детей. Английский специалист по детской психологии Д. У. Уинникот назвал “передаточными предметами” одеяла и плюшевых мишек, за которые упор­но держится ребенок, и пояснил, что эти вещи одновременно и заменяют ему мать, и позволяют преодолевать зависимость от матери и утверждать собственную личность, осознавая существование предметов, находящихся вне его самого, то есть образующих “не-я”37. Исследования, посвященные развитию ребенка, позволили выявить ступени эволюции его приобретательских устремлений. Два психолога обратили внимание на то, что знакомо многим родителям, а именно, что полуто­ра­годовалые младенцы засыпают с трудом, если рядом нет любимой игрушки, своего одеяльца или еще какой-то привычной вещицы; притом они четко знают, что кому принадлежит. В двухлетнем возрасте ребенок “завладевает всем, чем только может”, и обнаруживает “сильно выраженное чувство собственности, особенно в отношении игрушек. Слова “это мое” слышатся постоянно”. Подрастая, дети выучиваются де­литься, но дух собственника попрежнему сидит в них крепко, как и страсть к накопительству. К девяти годам появляются выраженный интерес к деньгам и стремление набрать их как можно больше38. Эти данные подкрепляют мнение Джеймса, что обладание собственностью способствует ста­нов­лению человеческой личности. Заявление двухлетнего ребенка “это мое” означает “это не твое” и таким образом выражает понимание, что “я это я”, а “ты это ты”.

Исследования, проведенные в Сша в начале 1930-х годов, выявили степень агрессивности, с какой дошкольники добиваются обладания имуществом. В одном случае изучалось поведение сорока детей в возрасте от восемнадцати до шестидесяти месяцев. В яслях, едва там в каком-нибудь углу возникала ссора, тут же появлялась исследовательница-­психологили кто-то из ее помощников, “вооруженныехроно­метром, блокнотами и иными причиндалами”, позволявшими отметить природуи продолжительнось распри. Всего команда “засекла” около двухсот ссор. Онаустановила, что во всех возрастных группах причиной раздоров чаще всего были ссоры из-за имущества. Однако наиболее часто так обстояло дело у самых маленьких (от18 до 21 месяца), среди которых на долю ссор, разгоравшихся по этой причине, приходилось 73,5 процента всех распрей такого рода39.Эти результаты подсказывают, что приобретательские устремления возникают не под воздействием культуры, а являются врожденными инстинктами, которые культурой, наоборот, приглушаются.

Оправданно выглядят и предположения, что дети, вырастающие вобществе, где высоко ценятся материальные блага, перенимают приобретательскоеповедение у старших. Однако у детей,воспитываемых в сообществах коммунистического толка, обнаруживается тот же образ поведения. В работе,­по­ложившей начало исследованию израильских кибуцев, Мелфорд Спиро показал, что в этих созданных на коммунистических основах общинах детям свойственны те же приобретательские порывы ито же завистливое отношение кчужой собственности, какие наблюдаются у детей в условиях капитализма.Вырастая в общинных яслях и детсадах, они точно так же заявляют себя собственниками таких вещей, как краски и одеяла, и четко знают смыслвыражения “это мое”. “Изобилуют свидетельства, что, исключая лишь самых маленьких, все дети дошкольного возраста (от двух до четырех лет) воспринимают определенные предметы как свою собственность”. В старших детсадовских группах “они очень астойчиво утверждают свои права собственности... Некоторые завидуют чужой собственности...”. Лишь подрастая, они под воздействием общинной идеологии приходят к тому, что начинают отрицать свою потребность в личном имуществе. Из этих свидетельств автор заключает, что “ребенок это не tabula rasa, не создание, которое зависит лишь от культурной среды и которое одинаково легко приспосабливается к установкам как частной, так и коллективной собственности. Наоборот, имеющиеся данные подсказывают, что начальные побуждения ребенка усиленно влекут его к частной собственности, и от этой ориентации его лишь постепенно отлучает воздействие культурной среды”40.

Лита Фэрби, также изучавшая детей в устроенном на ком­мунистических началах кибуце, обнаружила, что потом, во взрослые годы, у них под внешним покровом безразличия к частной собственности сохраняется сильный дух приобретательства, который был социально подавлен. К этим исследованиям ее подтолкнуло осознание, что вплоть до 1970-х годов “не проводилось почти никакой эмпирической работы и никакой систематической теоретической работы по психоло­гии обладания — о происхождении и развитии индивидуальной тяги к владению”41. Занявшись восполнением пробела, она установила, что дух (или инстинкт) приобретательства появляется в очень раннем возрасте и даже в крайне враждебной ему среде: дети, воспитанные в живущих по-коммунистически кибуцах, проявляют такую же тягу к присвоению, как и американские дети, вырастающие в условиях культуры, которая поощряет материалистические устремления. Ее исследования подтвердили мнение Уильяма Джеймса, подчеркивавшего тесную связь между обладанием и самосознанием, равно как и влияние, оказываемое наличием собственности на развитие уверенности в своих силах: “Первые понятия соб­ственности складываются вокруг представлений о том, что находится в пределах моей власти и что происходит в результате моих действий”42. Дети очень рано начинают использовать притяжательное местоимение “мое”, а достигнув рубежа, когда они способны составить предложение из двух слов, одним из первых выражают понятие собственности (например, “папино кресло”)43.

Бруно Беттелхайм, к собственному удивлению, установил, что если со временем в кибуцах и удалось привить детям без­­различие к обладанию личным имуществом, то заплатить за это пришлось дорого. Израильтяне, воспитанные в таком спар­танском духе, проявляли исключительную групповую солидарность и становились прекрасными солдатами, но в их души с большим трудом проникали чувства привязанности к какому-либо отдельному человеку, будь то дружеское рас­по­ложение или влюбленность. “Чувство, разделяемое лишь с од­­ним чело­веком, это проявление эгоизма, ничуть не меньшее, чем лю­бое иное проявление частной собственности. Нигде более, чем в кибуце, не становилось мне столь ясно, до какой степени в глубинах сознания частная собственность связана с личными чувствами. Нет одного, не будет скорее всего и другого”*.

В кибуце молодые люди признавались, что им не дают пи­сать стихи и рисовать, потому что эти занятия расцениваются как “эгоистические” и осуждаются группой44.

Опытным путем было, далее, установлено, что, подобно жи­вотным, дети для нормального развития нуждаются в своем, лично за каждым закрепленном участке пространства. “Территориальное разграничение необходимо для (их) полного физического здоровья”, “если детям недостает прост­ран­ства, это ведет к их отсталости”45. Также подобно животным, дети соблюдают строго определенные дистанции в отно­шении друзей, знакомых и посторонних, причем поддерживаемые в этих случаях расстояния несколько разнятся у мальчиков и девочек46. Схожим образом они окружают себя невидимыми пространственными “пузырями”, на которые устанавливают свою исключительную собственность. Вырас­тая в условиях разных культур, люди продолжают поддерживать привычные для них расстояния по отношению друг к другу и резко реагируют на вторжения посторонних в пределы их личных пространств**. Понятие жизни, укрытой от посторонних взоров (privacy), целиком держится на представлении об имеющейся у нас возможности уйти, полностью или частично, в наш собственный мир; возможность отгородиться




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.