КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Ключевые понятия. Первое и последнее серьезное произведение
Первое и последнее серьезное произведение
Свобода, равенство, справедливость— необходимые начала того, что здорово и не развращено, все соглашения покоятся на них, как море в своих берегах и на своем дне. [7] Первый из трактатов Сен-Жюста, вышедший 20 июня 1791 года, в день так называемого Вареннского кризиса, представляет собой довольно глубокий анализ сложившейся политической ситуации во Франции, а также в целом государственной системы того времени. Надо отметить, что данная работа является своеобразным "зафиксированным" выражением взглядов ее автора, уже затронутых революционными событиями 14 июля 1789, но еще не окрашенных в столь "кровавые" цвета, как это будет в середине 1792 года. То есть, говоря о работе «Дух Революции и Конституции во Франции», мы можем всецело углубиться в анализ собственно взглядов Сен-Жюста, не особо отвлекаясь на внешние события. Кроме того, именно «Дух Революции…» является наиболее разработанным с теоретической точки зрения произведением, а также наиболее полным как по своему идейному содержанию, так и по фактическому: остальные два трактата остались незаконченными.[8] Рассматриваемый нами трактат в целом отвечает общему настроению первых революционных лет и идеалам века Просвещения. Здесь мы найдем все словосочетания и термины, использованные в трудах столпов французской философии XVIII века Монтескье, Руссо и др. Более того, можно сказать, что «О Духе…» отражает, по сути, положения готовящейся Конституции, которая будет принята 14 сентября 1791 года. Однако мы не сможем понять дальнейшее, столь стремительное изменение во взглядах автора, если не обозначим его прежнее видение общественно-политического устройства Франции. Ключевыми словами в трактате являются «свобода», «равенство» и «правосудие», поэтому нам в первую очередь необходимо дать определение этим основополагающим понятиям. Самое лаконичное объяснение Сен-Жюста, что такое «свобода», — это «зависимость от разумных законов»[9]. Эта фраза очень гармонично вписывается в атмосферу конца XVIII века и не вызывает каких-либо удивлений. Но определение природы свободы звучит для исследователя-историка довольно забавно, если учитывать последующие события: «природа свободы состоит в том, что она сопротивляется завоеванию и гнету, следовательно, она не должна нападать. Франция это хорошо понимает. Свобода, обратившаяся к завоеваниям, извратится».[10] Сен-Жюст идет от противного (этот способ он часто будет использовать как в трактатах, так и в речах) и показывает, к какому определению свободы человечество пришло: «… свобода есть извращенная независимость и она любезна нам лишь потому, что возвращает нас к простоте через посредство добродетели. Иначе говоря, свобода есть лишь порождение человеческой гордыни, и, к несчастью, именно в этом смысле постоянно говорил о ней Руссо, гражданин Женевы, при всем своем возвышенном образе мыслей...»[11] Что касается равенства, то здесь тоже не все так однозначно. Говоря о сущности равенства, автор отмечает, что она «заключается в том, что всякий индивид есть равная частица суверена, то есть целого».[12] Суверен в понимании Сен-Жюста есть сам народ. Но, несмотря на свое одобрение и всяческую поддержку революции, совершенной народом, Сен-Жюст не только отзывается непривлекательно о самом народе, но и совершенно не разделяет его стремление к всеохватывающему равенству: «Народ не стремится кого-либо возвысить, но жаждет принизить всех», «Равенство политических прав – вот единственное, что разумно в этом государстве, естественное равенство хорошо там, где народ является деспотом и не платит податей»[13]. Третью составную триады – правосудие – Сен-Жюст характеризует следующим образом: «Сладчайший плод свободы — правосудие, оно — блюститель законов, а законы олицетворяют отечество. Оно поддерживает добродетель в народе и заставляет его любить добродетель».[14] Особо отметим здесь связь правосудия и добродетели, так как в последующих работах Сен-Жюста мы еще встретим два этих взаимозависимых понятия. При этом добродетель происходит из естественных отношений людей, а значит – из природы.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |