КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Основы устройства государства
Во второй части трактата Сен-Жюст пишет: «…я прошу, посмотрите, насколько здраво устройство Франции: душа ее демократии – умеренная свобода; ее аристократия стремится отнюдь не к насилию, но к равенству в правах; движущая сила ее монархии – справедливость»[15]. Таким образом, перед нами в первую очередь встает задача охарактеризовать все три составляющие. ДЕМОКРАТИЯ. Главнейшие демократические принципы для Сен-Жюста – это свобода и суверенитет. Отталкиваясь именно от них, Сен-Жюст говорит о выборности представительства народа (читай – суверенитета): «Представительство устанавливается исходя из территории, населения, налогов»[16]. Также среди демократических прав человека Сен-Жюст особенно выделяет право одобрения-неодобрения законов и избирательное право. Защищая право человека принести или не принести присягу закону и таким образом влиять на его задержку или же вовсе отмену, Сен-Жюст все же особо отмечает, что последнее слово в любом случае остается за королем, «он - единственный властитель, мы все еще его рабы». [17] Что касается избирательного права, то здесь автор делает акцент на безусловной пользе тайного голосования для Франции, так как «открытое сделало бы народ скопищем врагов и рабов».[18] АРИСТОКРАТИЯ. Если, приводя в пример Рим, Сен-Жюст апеллирует к тому, что там естественное равенство было нарушено ввиду разделения всех людей в зависимости от их богатства и места проживания, что создало качественный и количественный перевес, то «естественное равенство сохранено во Франции: все в равной мере являются частью суверена благодаря обязательному для всех условию уплаты податей, которыми определяется право голосовать».[19] Но, обладая правом выбирать, не все в то же время могут быть избранными – именно это ограничение доступа к должностям, по мнению автора, и делает конституцию не анархической.[20] Далее мы встречаем весьма интересную фразу: «Чтобы установить в республике естественное равенство, нужно поделить земли и стеснить промысел. Если промысел свободен, он источник, из которого проистекают политические права, и тогда существующее на деле неравенство порождает честолюбие, которое является добродетелью». [21] Заметим, что данные слова Сен-Жюста как нельзя лучше показывают умеренность его воззрений и в корне отличаются о того, что он будет говорить впоследствии, в особенности о политических правах, которые в трактате «О Природе» выступают исключительно со знаком «минус». МОНАРХИЯ. Также о совершенно нерадикальных настроениях свидетельствует и отдельные главы, посвященные королю. Хотя именно в день публикации трактата произошел в сознании Сен-Жюста, должно быть, коренной перелом всех его прежних воззрений. Однако мы анализируем время, когда работа была в процессе написания, а это все-таки конец 1790 года.[22] «В столь обширной державе, как наша, нужен государь; республика подходит для территории меньших размеров... Франция приблизилась к народному государству, насколько это было возможно, и унаследовала от монархии только то, от чего не могла отказаться; тем не менее исполнительная власть осталась в ней верховной властью, дабы не оскорбить любовь Франции к королям»[23] - пишет Сен-Жюст по поводу королевской власти и не зря говорит, что Франция приблизилась к народному государству: дело в том, что в сознании молодого автора народность монархии есть прямое следствие уничтожения дворянства.[24] Данный тезис о «народном государстве» Сен-Жюст впоследствии разовьет в идею гражданской общины с ее прямыми связями между народом и королем, а также возьмет его за основу своих обвинительных речей 1792 года. Однако в начале 1791 года оптимизм Сен-Жюста поистине удивителен и, даже можно сказать, в определенной степени наивен. Чего стоит только один отрывок, который будет не лишним привести ниже: «Я говорю о глубинной сущности монархии; она всегда будет пользоваться расположением народа, сколь бы ни склонялась к тирании, ибо народ всегда будет привержен к монархии, сколь бы он ни любил свободу… Ее свойством будет благожелательность, ибо она будет обязана лелеять свободу, признавать равенство, творить справедливость. Она будет благоговейно соблюдать законы …она будет снисходительна, употребляя власть, и сурова, оберегая свободу. Народ будет ее обожать, потому что сердце его будет убаюкано изнеженностью, а глаза ослеплены великолепием; однако его воображение сотворит себе призрак свободы; иллюзия станет отечеством»[25]
Глава вторая «Вся суть истины – в природе» Данная глава посвящена процессу становления Сен-Жюста как теоретика республики и охватывает вторую половину 1792 года, когда формируются основы нового государственного строя и его законные обоснования. Именно летом 1792 года Сен-Жюст пишет свой второй трактат «О Природе, О гражданском состоянии, О гражданской общине, или правила независимости управления» и именно это лето откроет перед ним двери Конвента и тем самым оставит данный труд незаконченным, ибо после событий 10 августа молодой Антуан начнет свой революционный путь. Таким образом, трактат «О природе…» мы можем назвать промежуточной работой, соединяющей Сен-Жюста – теоретика с Сен-Жюстом – практиком. Поэтому с точки зрения процесса формирования его взглядов он является в определенном смысле определяющим. Как и в предыдущей главе, сначала мы попытаемся дать определение тем понятиям, которые являются базисом данной работы Сен-Жюста.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |