КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Ключевые понятия
О природе и обществе. «В природе – вся суть истины и правильности в отношениях вещей и их нравственный смысл» [26] Принципиально новое и отличное от других авторов эпохи Просвещения – это понимание связи природы и общества. Для Сен-Жюста природа и общество неразделимы, и более того – одно порождает другое: «Природа это круг, в котором порядок вещей в мире является для нас центром. Каждый индивид, помещенный в этот круг, также занимает в нем центральное место; ибо отношение целого к индивиду повсюду то же, что и отношение индивида к целому. Природа отношений есть однородность вещей, которая их объединяет. Эти отношения не могут быть частными или личными соглашениями; там, где начинается соглашение, кончается природа. Общественная жизнь, таким образом, является отношением, объединяющим людей, единственным вечным принципом их сохранения. Общественное состояние происходит не из соглашения; искусство устанавливать общество посредством договора или воздействия силы есть не что иное, как искусство разрушать общество».[27] Причем, вдохновленный античными авторами, Сен-Жюст особо подчеркивает то, что какие-либо политические законы разделяют людей на господ и рабов, ибо они являют собой попытку ограничения страстей человека. А страсти – это «плод узурпации и принцип жизни дикарей».[28] Здесь позволим себе одно замечание: Сен-Жюст, как известно, не менее известен своими любовными похождениями, чем своей революционной деятельностью. И то, с каким пылом и какой «страстью» он предавался этим утехам в молодости, вряд ли сформирует у читателя серьезное отношение к отмеченному выше положению. Правда, в последнем случае работа исследователя усложняется тем, что никаких точных формулировок, что же такое «страсти», мы у Сен-Жюста, к сожалению, не находим. Есть более витиеватые объяснения, как-то: «В нынешнем же состоянии человек наделен страстями [поскольку его правила основаны на соглашении, а единственным принципом соглашения является собственность, правилом общественного соглашения является сила и собственность], ибо живет согласно силе». 252 То есть в данном контексте страсти, противопоставляемые автором природе, напрямую связываются с силой и собственностью, и потому порождают политические законы. Кроме того, антитезой страстям выступает слово «склонности», которые «заставляют людей объединяться и любить друг друга». [29] Таким образом, выстраивается своеобразная система тесной взаимозависимости естественного с общественным, что, кстати, отличает данный трактат в свою очередь от доминировавших в то время работ Монтескье. Однако же теперь следует разобраться в том, что Сен-Жюст понимает под словом «общество». Вторая глава, посвященная этой теме, начинается словами: «Все, что дышит, независимо от своего вида и живет в обществе своего вида; все, что дышит, имеет политический закон или закон сохранения против того, что не является его обществом или его видом». [30] Независимость, основанная на естественных отношениях, диктуемая «потребностями и привязанностями» (читай – склонностями), и закон сохранения, вынуждающий людей идти на создание политического организма и, таким образом, заключать общественный договор. Далее идет весьма интересное замечание, которое мало соотносится с последующими событиями: «Безопасность всех — в уничтожении каждого, тогда как на самом деле она заключается в их независимости». [31] Получается, выстраивается следующая цепочка: Естественные отношения – независимость – цивилизованность (следование своим склонностям). В противопоставление природе, о которой позорным образом забывают, Сен-Жюст вводит понятие «республики». Для нас, пожалуй, его рассуждения как раз по этому поводу будут одними из самых интересных и значимых, так как смогут показать стремительность изменения полюсов с «минуса» на «плюс». Республика есть самое настоящее, по мнению автора, воплощение общественного договора, так как «все и каждый не объединены, а связаны посредством угнетения»[32], то есть это политический договор, основанный на силе. «Независимость народов имеет только одно моральное основание —бесполезность завоеваний», – пишет Сен-Жюст, и можно сделать вывод, что для автора независимость как естественная ипостась человека, вполне возможная внутри общества, однако делающая его в то же время уязвимым для внешнего нападения, является на практике идеалом, канувшим в прошлое, когда «земли, занимаемые древними народами, были достаточны для их существования».[33] Но Революция для того и призвана, чтобы вернуть человека к природе, к общественному порядку – независимости каждого внутри сплоченного общества, а также чтобы передать политическую власть народу. О человеке и принципах общественной жизни. Сен-Жюст в данном трактате выделяет два типа человека: человека общественного (первобытного) и человека дикого (политизированного). И, полемизируя с Монтескье, утверждает, что первые люди отнюдь не могли бояться других людей, если встречали их где-нибудь в лесу, так как они все одного вида. В то время как при виде тигра или пантеры бледнели и убегали.[34] «Общественный человек — существо простое, друг себе подобным; человек дикий или политический — свирепое животное, сила закона извращает его и отторгает от самого себя»[35] Причину становления «дикости» Сен-Жюст видит в переходе людей к занятию торговлей, возделыванию земли и завоеваниям, и именно так объясняет появление политической жизни, или соглашения. «Могут сказать, а как будет народ существовать без договора? Я же спрошу, а у какого народа он есть? Нации не имеют ни договора, ни соглашения, лишь сила правит повсюду»[36] - такими словами заканчивает Сен-Жюст главу о первом соглашении, и становится понятным различие в настроениях первого и второго трактата, которых, надо еще раз отметить, отделял всего лишь год. Пессимистичная окраска рассуждений автора довольно хорошо отражает динамику развития Французской революции, вот-вот готовой подойти к своему логическому оформлению. Естественный закон и право Еще раз заметим, что в понимании Сен-Жюста все естественно есть в то же время и общественное, поэтому между естественным законом и общественным он ставит знак равенства.[37] Правовые отношения между людьми, соответственно, тоже связываются с естественными, то есть с природой, что, в свою очередь, равнозначно независимости. Между гражданами права определяются владениями, а между народами – силой.[38] К слову, международные отношения у Сен-Жюста основываются только на силе и ни на чем другом, в отличие от отношений внутри общества, где взаимопонимание людей и их равные права на свободу и владение способствуют процветанию мира. А тот, кто по каким-то причинам не согласен с принципами общества или преступает их и, таким образом, выходит из общины, попадает как раз под действие международного права.[39]
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |