КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы исследования и обеспечения открытости законодательства России в рамках информационного права
Информационное право как отрасль, изучающая все виды информации, обязательно должно исследовать состояние правовой информации в совокупности всех отраслей законодательства с позиций их информационной природы и назначения. В связи с этим настоящая глава посвящается вопросам: 1) создания и использования информационных систем законодательства России в целом; 2) подходов к формированию, систематизации и структурированию систем самого информационного законодательства РФ. Первое место при этом занимает вопрос о подходах к формированию электронной системы законодательства и других нормативных правовых актов РФ. Вопрос о создании системы законодательства в России стоит давно и практически начал решаться с момента создания Русской Правды, Уложений, собраний законодательства по разным признакам. Первое научное и системно организованное собрание законов Российской Империи было подготовлено М. М. Сперанским в первой четверти XIX в. Его работа в этой области описана в книге А. С. Чибиряева и в работе В. Томсинова, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» в 2006 г. Значение его трудов для развития науки государственного управления рассмотрено нами3 в работе с приложением рукописи самого М. Сперанского «Руководство к познанию законов». В СССР издавалось Собрание законодательства СССР. Но все это было до использования вычислительной техники в сфере законодательства. Мы уже описывали Концепцию правовой информатизации 1993 г. и ее стержень — Российскую автоматизированную систему информации о нормативных актах (РАСИНА). На этой основе строится деятельность частных структур, создающих электронные системы законодательных и иных нормативных правовых актов в Российской Федерации. Однако единого государственного центра официальной правовой информации в электронной форме в России пока нет. В связи с решением проблемы создания федерального информационного центра правовой информации затронем два вопроса.
Первый касается отсутствия федерального закона о нормативных правовых актах, который бы формально установил систему этих актов, их иерархию и связь, а также требования к подготовке, изданию и представлению в электронной форме эталонных экземпляров источников правовой информации. Второй вопрос касается нормативного установления юридической силы электронной формы закона и иной формы нормативного правового акта для использования ресурса федерального центра правовой информации в качестве официального источника права и основы для принятия управленческих и судебных решений. Опыт централизованных систем правовой информации, прежде всего законодательства за рубежом, изучался в ИГП РАН, на основе проведенного исследования имеются публикации Э. В. Та-лапиной и других сотрудников сектора информационного права. Одним из шагов к решению задач повышения правовой культуры остается шаг по выработке и принятию федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации». Более 30 лет идея такого закона обсуждается, однако результаты нулевые. Сложно мобилизовать волю самих органов законодательной власти ввести в правовое русло свою собственную деятельность и обеспечить основу легитимности правотворчества всех органов публичной власти. Тем не менее это задача важная и ее замораживание чревато дальнейшей девальвацией методов правового регулирования всех общественных процессов. Такой закон нужен. Более того, в связке с ним необходим и федеральный конституционный закон «О федеральных конституционных законах и федеральных законах». Уже упоминалось о триаде этих органических законов, в число которых включается и федеральный конституционный закон «О Парламенте Российской Федерации». Однако отношение к последнему проекту неоднозначное. Есть мнение, что можно обойтись регламентами, которые принимают сами палаты Федерального Собрания РФ.
Но если вернуться к проекту федерального закона о нормативных правовых актах, то несомненно, что общие принципы и требования к процедурам работы в области создания любого уровня нормативных правовых актов — предмет именно этого закона. Он является связующим звеном в проведении административной и правовой реформ и призван упорядочить нормотворческую деятельность органов государственной власти на основе соблюдения и укрепления авторитета и действенности законов РФ и развивающих их подзаконных нормативных актов. Только на этой основе можно создать условия для нормального функционирования всей системы публичной власти в рамках закона, консолидации всех сил страны для дальнейшего развития российского общества. Упорядочение нормативно-правовой деятельности — залог искоренения и коррупции, и слабой дисциплины в управлении, это путь к вовлечению новых сил в активное участие в делах общества, к формированию доверия граждан к государственным органам и иным формам публичной власти. В Докладе Совета Федерации за 2006 г. отмечается, что подготовленный рабочей группой Совета Федерации законопроект о нормативных правовых актах (заметим, что в его подготовке принимала участие и автор данного учебника) является не просто переработанной версией законопроекта прежней редакции. Он вобрал все новейшие наработки и подготовлен с учетом связи таких составляющих единый процесс жизни правовой системы Российской Федерации: правотворчество — правоприменение — мониторинг. Проект предусматривает и применение информационных технологий в самом процессе разработки нормативных правовых актов. Совет Федерации предполагает подготовку еще одного федерального закона, упорядочивающего систему законодательства. Если федеральный закон «О нормативных правовых актах» является общей, базовой правовой платформой для всех видов и форм правовых актов, то более конкретное регулирование правотворчества предполагается осуществлять на основе федерального конституционного закона «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов».
От признания значения информационных технологий один шаг к их использованию в систематизации нормативных правовых актов при создании федерального электронного информационного центра правовых нормативных актов и осуществлению мониторинга их динамики. Это прямой путь к совершенствованию культуры правоприменения, осуществлению гласности и доступности официальных изданий в электронной форме этих источников законодательства. Очень важно при разработке проекта данного закона не упустить проблему нормативного урегулирования статуса федерального электронного центра правовой информации и определить структуру центра и системы правового мониторинга. Тема правового мониторинга чрезвычайно важна и образует самостоятельный институт информационного нрава. Он рассматривается в специальной главе учебника.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |