КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и назначение правового мониторинга
Формирование системы информационного законодательства в Российской Федерации
В общей системе законодательства каждой страны формируются внутренние структурные комплексы по различным критериям: предмету регулирования, методу регулирования. Например, в ряде стран действуют как нормативно оформленные системы и подсистемы законодательства, так и учитываемые прецеденты, решения судов, которые не являются законами или нормативными правовыми актами, но создают систему источников права, которыми руководствуются юридические службы. Россия относится к странам позитивного нормативного законодательства. Закон — основной источник права, на основе которого выстраиваются различные отрасли права, в том числе и право информационное. В системе формирования законодательства информационного права отражаются общие тенденции, свойственные современным условиям развития общества. В этой связи представляет интерес статья М. Н. Марченко об основных тенденциях развития права в условиях глобализации. Будучи молодой отраслью, информационное право имеет уже немалый массив федерального законодательства, подзаконных нормативных источников, которые требуют учета, регистрации, систематизации, обработки, создания систем поиска, доступа и использования этих источников в процессе реализации конкретных отношений в информационной сфере. Важно уяснить состав законов и иных нормативных актов отрасли как системы. Авторы книги о государственной политике Российской Федерации в области развития информационного общества провели учет федеральных законов в области информатизации и информационной политики по хронологии созывов Государственной Думы. Всего отмечено 42 федеральных закона. Если учесть Конституцию и законы, принятые в 2007 г., то в сумме их будет 47. Анализ состояния информационного законодательства, который проведен по ходу освещения конкретных его институтов, позволяет сказать, что уровень федерального законодательства достаточно тонок и не охватывает все предметные сферы реальных отношений в этой области; ряд федеральных законов устарел и требует обновления или принятия новых; выделенные области по предметному признаку не отвечают составу отношений, которые сегодня нуждаются в правовом регулировании. Достаточно тонкий слой федерального законодательства слабо развит в подзаконных актах, которые предусмотрены этими законами и должны обеспечить их реализацию. Например, для реализации Закона об информации крайне необходимы федеральные законы по каждой категории и виду информации, нормативные акты по процедурам реализации функций и полномочий органов государственной власти в информационной сфере, нормы об ответственности. Фрагментарность, медлительность, слабая координация принимаемых нормативных правовых актов в области информатизации, безусловно, тормозят развитие отношений на основе информационных технологий, а также инновационные процессы в деятельности по управлению как в области бизнеса, так и в области взаимодействия публичных и частных структур с гражданами, граждан между собой. На этом основании некоторые исследователи характеризовали базовый Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г. как «статичный», иначе — декларативный. С этим трудно согласиться, ибо на протяжении 10 лет существования этого Закона как в субъектах РФ, так и в отдельных отраслях социально-экономического развития страны созданы основы информатизации и сформированы действующие автоматизированные системы и наполняющие их базы данных. Но оппоненты правы в том, что и этот Закон, и заменивший его Закон об информации при отсутствии подзаконных актов на федеральном уровне, а также многих других федеральных законов в этой области порождает лавину отраслевых, ведомственных, региональных нормативных актов, общее количество которых превышает разумные пределы, во-первых, и сопровождается местным нормотворчеством, не всегда соответствующим конституционным принципам, во-вторых. Ясно, что практика требует более глубокого правового регулирования, соответствующего потребностям как обновляющейся экономики, так и задачам в области совершенствования системы государственного управления, задачам административной, правовой реформ, реакции на потребности многих направлений социальной жизни. И это лишний раз свидетельствует в пользу того, что необходимо иметь государственную политику, четкие концепции по развитию законодательства в этой сфере и формированию культурной правовой дисциплины в области правоприменения. Институтом развития информационного общества в рамках Программы «Информация для развития» (info Dev) Всемирного банка и Британского Совета в России был проведен анализ состояния информационного законодательства, который опубликован в 2004 г. Признавая, что квалификация информационного ресурса воспринята уже многими как ресурс развития, необходимо отметить продвижение и в исследованиях общих проблем этого процесса в правовом аспекте. В данном случае авторы названного издания к критериям оценки степени готовности России по состоянию информационного законодательства выбрали четыре позиции. Они включают: 1) законы, регулирующие интеллектуальную собственность; 2) законы, регулирующие свободу информации; 3) законы, регулирующие СМИ; 4) законы, регулирующие электронные документы и транзакции. Авторы считают, что использование информационных технологий «не должно повлечь за собой некоего дополнительного регулирования или освободить от соблюдения нормативных правил, характерных для иных сфер регулирования». Однако при этом в своем выводе авторы призывают к корректировке уже принятых законов, к принятию новых «специальных» законов, а также к ориентации на зарубежный позитивный опыт и общепринятые нормы международного права1. Предложенная Институтом развития информационного общества система законодательства не позволила охватить все направления в информационной сфере, нуждающиеся в правовом регулировании. Перечень отдельных законов не позволяет решить эту задачу. Однако с одним наблюдением этого исследования стоит согласиться: имеем в виду большую мобильность законодательной практики в данной области (но и не только в этой). Принимаемые законы живут без изменений и дополнений очень короткий срок. Отвечая на вопрос, почему это происходит, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству А. И. Александров говорит: «Законы тогда быстро теряют актуальность, когда они плохо подготовлены, когда они не соответствуют концепции государственно-правового развития, когда противоречат другим законам»2. трансформировать право соответствующего субъекта с учетом предметной области его интересов и обязанностей, проконтролировать наличие соответствующих нормативных правовых актов, которые позволяют урегулировать более полноценно и грамотно конкретные отношения субъектов права в национальной и глобальной информационной среде. Этот метод поможет обнаружить пробелы в законодательстве (равным образом и в системе подзаконных правовых актов) и аргументировать необходимость их отмены путем принятия новых актов либо внесения изменений в уже действующие. В любом случае такой подход совмещения предметных областей и средств правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере может продвинуть правовое регулирование на более высокий уровень. Объекты гражданских прав Объекты публичных прав Имущественные права_ Права интеллектуальной собственности На движимые объекты На объекты интеллектуальной деятельности Имущественные информационные объекты Программы для ЭВМ Базы данных Права на обладание информацией и информационными ресурсами Права на средства информационно-коммуникационных технологий Права на работы Конституционные права Конституционные права каждого по гл. 2 Конституции В целях системного упорядочения предметных областей правового регулирования в информационной сфере специалистами ИГП РАН в 2004 г. была разработана Концепция развития информационного законодательства. По функционально-целевому принципу были выделены три области правового регулирования: 1) область создания и включения в рынок информационных технологий, средства информатизации: средства связи, ЭВМ, программы и программное обеспечение; 2) информационные ресурсы, информационные системы и их составляющие; 3) информационные процессы по использованию всех составляющих ИКТ и информационных ресурсов. Такая крупная структуризация отношений в информационной сфере позволяет более грамотно и полно, с учетом специфики каждой области, выявить предметы правового регулирования и найти методы, соответствующие их природе и содержанию. Это позволит более грамотно выстроить взаимодействие гражданско-правового и публичного правового регулирования в информационной сфере отношений. А то, что до сих пор такое взаимодействие выстраивается на «перетягивании каната» в информационном нормотворчестве между специалистами гражданского и публичного права, было не раз продемонстрировано в конкретных главах учебника. Для синхронизации предметного подхода к структуризации областей правового регулирования необходимо выявить разнообразие и адекватность каждой предметной области методов правового регулирования. В связи с этим представляется полезным по аналогии с гражданским правом реализовать попытку выявить и представить в системе объекты информационных прав. В этих целях выстроим схему, представляющую взаимодействие гражданско-правовых и публично-правовых регуляторов отношений в информационной сфере (рис. 4). Данная схема позволяет обозначить границы правового пространства информационных отношений, создать более адекватный перечень предметных сфер регулирования, чем это было сделано в конце XX в. Схема выявляет основные параметры правового регулирования в границах национальной информационной среды. Но, как видим, здесь обозначена и область реализации прав в Интернете. По каждой из обозначенных на схеме позиций создается основание Из рассмотрения некоторых методологических проблем развития информационного законодательства можем сделать некоторые выводы. Прежде чем начать подготовку проекта нового нормативного акта, необходимо: 1) определить, к какой группе по предмету деятельности относится проблема, которая нуждается в правовом регулировании; 2) выявить, о каких объектах информационных прав идет речь в связи с достижением цели нового правового акта или отдельной правовой нормы; 3) установить, в какой сфере этот акт (норма) будет применяться; А) определить, каких субъектов права она касается непосредственно; 5) далее реализовать все уже установленные требования и правила подготовки и принятия нормативного правового акта. Законодательство в информационной сфере, как и в любой другой отрасли, должно быть системно организовано и образовывать такую область правовой информации, которая имеет внутренние связи и зависимости, а также вписывается в систему законодательства страны в целом как его органическая часть. Полноценно развивающееся законодательство отрасли само создает условия для его систематизации и для представления в форме кодекса. В процессе прогнозирования и планирования законодательства молодой отрасли права важно правильно выбирать проблему (тему) закона и в первую очередь определять так называемые базовые нормативные правовые акты, через которые реализуется вся дальнейшая системная работа в области правового регулирования отношений. В США, например, такой проблемой стала область регулирования порядка документирования информации и замены бумажных документов электронными. Это создало определенную дисциплину работы с информацией для всех видов субъектов. Вторым базовым узлом решения проблем информатизации в США стал закон, который в России получил название «Электронное правительство», но по существу организовал всю работу в государственном аппарате в области организационно-правового обеспечения включения информационных технологий в систему администрации. Имеется в виду уже неоднократно упоминавшийся закон ^Electronic Government* 2002 г. В отличие от такого подхода в России сначала был принят Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г., который в 2006 г. был заменен новым федеральным законом более узкого плана «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Специального закона о документировании, электронном документе и документообороте до сих пор нет. В целях проведения анализа состояния информационного законодательства необходимо учитывать взаимодействие живой системы правовых отношений в информационной сфере и тех функций, которые выполняются «электронным правительством». Для более крупной цели нужно учитывать также взаимодействие состояния общества и проблем, которые выходят на решение задач в масштабе «электронного государства», еще более верно — в масштабе информационного общества в целом. По ходу освещения отдельных проблем информационного права мы останавливались на конкретных законах, регулирующих те или иные отношения. Кроме федеральных законов и законов субъектов РФ к настоящему времени в рассматриваемой отрасли права действует великое множество и подзаконных актов. Их систематизация, гармонизация с федеральными законами, с международными нормами в области информатизации, связи и всех иных отношений, которые свойственны данной области, неизбежно приводят к обоснованию начат кодификации всех нормативных актов, регулирующих отношения в информационной сфере. Необходим Информационный кодекс Российской Федерации, который бы позволил системно и последовательно представить нормативную правовую основу упорядочения и регулирования отношений в этой новой области жизни общества.
Контрольные вопросы 1. Каков подход к проблеме развития отрасли законодательства? 2. Что вы можете рассказать о правовой информации как особом виде информационных ресурсов России? 3. Как формируется система информационного законодательства? 4. Какие основные информационные федеральные законы вы знаете? 5. Что такое предметная область правового регулирования?
Литература 1. Аналитические аспекты в задачах управления. — М., 2007. - С. 195-212. 2. Бачило, И. Л. История и проблемы становления информационного законодательства / И. Л. Бачило // Информационное право. — 2005. — № 2. — С. 5—10. 3. Доклады Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законодательства Российской Федерации». - М., 2007; 2008; 2009. 4. Копылов, А. В. Информационное право / А. В. Копылов. - М., 1997. - С. 139. 5. Талапина, Э. В. Электронное опубликование нормативных актов: зарубежный опыт / Э. В. Талапина // Государство и право. - 2009. — № 7. - С. 54-60. Глава 23 Мониторинг правовой системы в Российской Федерации Стратегия развития Российской Федерации в условиях глобализации, информатизации, развития гражданского общества и совершенствования всей системы государственного строительства и управления, обеспечения безопасности сильной России требует постоянной системной работы в области упорядочения законотворчества и практики его применения. Только на этой основе может успешно развиваться правовое государство, проходить административная реформа, преобразования в управлении разными формами собственности, а в конечном счете — сохранение и развитие социального и демократического государства и общества России. Без упорядочения правовой системы не может быть обеспечено повышение эффективности публичного и частного управления, правовой культуры всех структур общества, правосознание законодателей и всех граждан. Опыт развития капиталистически и социалистически организованных геополитических систем подтверждает тезис, что учет, умение считать и рассчитывать лежат в основе достижения успеха как частного, так и общего благополучия. Институт мониторинга известен давно и применяется в самых разных областях производственной, научной, социальной сфер жизни общества. Разновидностью мониторинга являются и рейтинги валют, рейтинга государств но разным экономическим, политическим параметрам, рейтинги самых богатых или успешных людей и пр. Эта информация позволяет вырабатывать общественное и профессиональное суждение о состоянии того или иного участка социальной действительности, уточнять соответствующие решения различных субъектов. Усложнение жизненных контактов, разнообразие факторов, влияющих на различные процессы в обществе, диктуют необходимость усиления внимания к проблеме учета, анализа и оценки состояния законов и иных правовых актов — средств управления поведением и отношениями различных ассоциаций человека между собой и, конечно, отношениями государства и иных социальных образований общества. Переломный момент в истории развития человечества требует экономии и рациональности всех ресурсов. В том числе и ресурсов организационного свойства. Это в первую очередь касается правовых средств организации жизни общества, государства, каждого конкретного человека — правовых средств регулирования действий индивидуальных, корпоративных, действий государственных структур. Вся правовая материя, и законодательство в первую очередь, формирует важнейшую часть информационного ресурса каждой страны. Не менее важной составляющей правовой информации является и результат правового мониторинга — отслеживание жизненного цикла законов и иных нормативных правовых актов в целях получения сведений об их действенности, эффективности и обоснования их совершенствования в соответствии с запросами жизни общества. Мониторинг правовой системы представляет собой институт, обеспечивающий реализацию деятельности субъектов законотворчества и правоприменения, государственных и общественных структур, СМИ по оценке состояния законодательства, исследованию его динамики в соответствии с изменяющимися условиями жизни общества, выявлению пробелов и противоречий в законодательстве в целях выработки предложений по его совершенствованию и повышению эффективности правовой основы управления и правосудия, укрепления принципов правового государства, законности и правопорядка. Мониторинг является комплексным правовым институтом в силу связи его со всеми отраслями законодательства и правоприменения, и одновременно — специальным институтом информационного права по средствам обеспечения методов и приемов учета, классификации, оценки динамики нормативных правовых актов всех видов и уровней на основе использования информационных технологий и средств обработки данных деятельности субъектов мониторинга по выявлению и оценке состояния правовой системы и перспектив ее развития. Правовой мониторинг реализуется как комплексная информационная электронная система сбора и обработки данных по отслеживанию жизненного цикла нормативных правовых актов, формирующих действующее законодательство, по использованию накапливаемых данных как информационного ресурса для проведения анализа и оценки состояния и динамики правовой системы Российской Федерации для выработки предложений по ее совершенствованию. Мониторинг правовой системы формирует базы данных, содержание которых используется в целях выявления соответствия правовой системы задачам государства и общества, правам и свободам граждан и других физических лиц, находящихся в юрисдикции Российской Федерации.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |