КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные философские школы и направления. Зарождение философской мысли Древнего Китая происходило на рубеже эпох Чун-цю (VIII-V вв
Зарождение философской мысли Древнего Китая происходило на рубеже эпох Чун-цю (VIII-V вв. до н.э.) и Чжанью (V-III вв. до н. э.), когда появились литературные памятники, положившие начало философской традиции. Древнейшими памятниками китайской духовной культуры являлись "Книга песен" ("Ши-цзин"), "Книга истории" ("Шу-цзин"), "Книга перемен" ("И-цзин"), «Книга обрядов» («Ли-цзи»), "Книга летописей" ("Чунь-цю"). Эти источники составили знаменитое Пятикнижие — основу мировоззрения образованного китайца того времени. В "Книге песен " ("Ши-цзин") упоминалось о пяти началах мира, в качестве которых выступали вода, огонь, дерево, металл, земля, но особой известностью пользовалась "Книга перемен" ("И-цзин"). Она явилась первой попыткой представить все явления в двоичной системе — системе понятий "янь" и "инь ". Комбинации янь (мужского) и инь (женского) начал призваны были выразить все многообразие мира древних китайцев в триграммах. В Древнем Китае сложилось представление о дао. Понятие "дао" означало путь мира в целом и каждой вещи в отдельности и было символом космической гармонии и энергии. Дао бестелесно, не поддается чувственному восприятию, оно везде и нигде, бесформенно и безымянно. Мир вещей создается дао и подчинен законам жизни, т.е. преходящ. Все вещи находятся в кругообороте и, достигнув положенного им предела, возвращаются к своему первоистоку — дао, который дает им новое рождение. Расцвет философии Древнего Китая приходится на VI—III вв. до н.э., когда возникли учения Лао-цзы, Кун-цзы, Сюнь-цзы, Хань Фэй-цзы и др. Одной из самых известных школ древнекитайских философов является школа даосизма. Основоположником ее считают Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.), которому приписывают трактат "Даодэцзин" ("Трактат о пути и потенции"). Лао-цзы создал оригинальную философскую систему, методом построения которой избрал диалектику. В центре его учения находится дао, которое не имеет определенности и указывает как на бесконечно большую, так и на бесконечно малую величину вечного диалектического становления. Дао постоянно пребывает в недеянии, что выражается принципом "увэй". Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом. В связи с этим задача человека заключается в том, чтобы настроиться на вселенский ритм дао, не привнося ничего суетного. «Совершенномудрый», (этический идеал даосов) предоставляет всему идти своим путем. Общество и государство рассматривались даосскими мудрецами как естественное состояние множества вещей Поднебесной, функционирующее под действием простых потребностей жизни, не нарушающих природной сущности дао. Со временем практика личного совершенствования, которая теоретически подкреплялась откровениями родоначальников даосизма, стала сердцевиной даосской традиции. Учение о дао наложило свой отпечаток на все основные направления древнекитайской философии, в том числе конфуцианство, родоначальником которого был Конфуций (551-479 до н.э.). В центре внимания философа — взаимоотношения между людьми и проблемы воспитания. Главное звено конфуцианской системы — концепция человеколюбия ("жэнь"), представляющая собой совокупность таких идей, как преданность правителю, верность долгу, сыновняя почтительность, уважение к старшим и др. Конфуций рассматривал человека как природную сущность. Философ выделял идеального субъекта, «благородный муж» удачно сочетавшего естественность природы и ученость. Именно его Конфуций противопоставлял "низкому человеку". Если первый предъявлял требования к себе, то второй — к другим людям. Этика Конфуция опирается на такие понятия, как взаимность, забота о людях, золотая середина, человеколюбие. Забота о людях выступает как основная нравственная заповедь конфуцианства. Она, по сути, выражает "золотое правило" нравственности, которое сформулировал философ: "Не делай другим того, чего не желаешь себе". В VI—III вв. до н.э. в Китае возникла и оформилась школа легистов (законников). Значительную роль в разработке ее учения сыграли Шэнь Бухай (400-337 до н.э.), Шан Ян и Хань Фэй-цзы (ум. в 233 до н.э.). Легисты противопоставили конфуцианскому ритуалу "ли" закон "фа" и целиком отказались от методов убеждения, положившись на правовое принуждение и наказание. Совесть они заменили страхом. Главную цель легисты видели в покорении других царств и воссоединении с Поднебесной. Для ее достижения предлагалось изгнать из государства излишества, ликвидировать философию и всякое разномыслие.
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |