Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные философские школы и направления. Зарождение философской мысли Древнего Китая про­исходило на рубеже эпох Чун-цю (VIII-V вв




Зарождение философской мысли Древнего Китая про­исходило на рубеже эпох Чун-цю (VIII-V вв. до н.э.) и Чжанью (V-III вв. до н. э.), когда появились литературные памятники, положившие начало философской традиции. Древнейшими памятниками китайской духовной культуры являлись "Книга песен" ("Ши-цзин"), "Книга истории" ("Шу-цзин"), "Книга перемен" ("И-цзин"), «Книга обрядов» («Ли-цзи»), "Книга летопи­сей" ("Чунь-цю"). Эти источники составили знаменитое Пя­тикнижие — основу мировоззрения образованного китайца того времени. В "Книге песен " ("Ши-цзин") упоминалось о пяти началах мира, в качестве которых выступали вода, огонь, дерево, металл, земля, но особой известностью пользо­валась "Книга перемен" ("И-цзин"). Она явилась первой по­пыткой представить все явления в двоичной системе — сис­теме понятий "янь" и "инь ". Комбинации янь (мужского) и инь (женского) начал призваны были выразить все многооб­разие мира древних китайцев в триграммах.

В Древнем Китае сложилось представление о дао. Поня­тие "дао" означало путь мира в целом и каждой вещи в от­дельности и было символом космической гармонии и энер­гии. Дао бестелесно, не поддается чувственному восприя­тию, оно везде и нигде, бесформенно и безымянно. Мир ве­щей создается дао и подчинен законам жизни, т.е. прехо­дящ. Все вещи находятся в кругообороте и, достигнув поло­женного им предела, возвращаются к своему первоистоку — дао, который дает им новое рождение.

Расцвет философии Древнего Китая приходится на VI—III вв. до н.э., когда возникли учения Лао-цзы, Кун-цзы, Сюнь-цзы, Хань Фэй-цзы и др.

Одной из самых известных школ древнекитайских фило­софов является школа даосизма. Основоположником ее счи­тают Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.), которому приписывают трак­тат "Даодэцзин" ("Трактат о пути и потенции"). Лао-цзы соз­дал оригинальную философскую систему, методом построе­ния которой избрал диалектику. В центре его учения нахо­дится дао, которое не имеет определенности и указывает как на бесконечно большую, так и на бесконечно малую величину вечного диалектического становления. Дао постоянно пребы­вает в недеянии, что выражается принципом "увэй". Вселен­ную нельзя привести в порядок искусственным образом. В связи с этим задача человека заключается в том, чтобы на­строиться на вселенский ритм дао, не привнося ничего сует­ного. «Совершенномудрый», (этический иде­ал даосов) предоставляет всему идти своим путем.

Общество и государство рассматривались даосскими муд­рецами как естественное состояние множества вещей Подне­бесной, функционирующее под действием простых потреб­ностей жизни, не нарушающих природной сущности дао.

Со временем практика личного совершенствования, кото­рая теоретически подкреплялась откровениями родоначаль­ников даосизма, стала сердцевиной даосской традиции.

Учение о дао наложило свой отпечаток на все основные направления древнекитайской философии, в том числе кон­фуцианство, родоначальником которого был Конфуций (551-479 до н.э.). В центре внимания философа — взаимоот­ношения между людьми и проблемы воспитания. Главное звено конфуцианской системы — концепция человеколюбия ("жэнь"), представляющая собой совокупность таких идей, как преданность правителю, верность долгу, сыновняя поч­тительность, уважение к старшим и др.

Конфуций рассматривал человека как природную сущ­ность. Философ выделял идеального субъекта, «благородный муж» удачно соче­тавшего естественность природы и ученость. Именно его Конфуций противопоставлял "низкому человеку". Если пер­вый предъявлял требования к себе, то второй — к другим людям.

Этика Конфуция опирается на такие понятия, как взаим­ность, забота о людях, золотая середина, человеколюбие. За­бота о людях выступает как основная нравственная заповедь конфуцианства. Она, по сути, выражает "золотое правило" нравственности, которое сформулировал философ: "Не делай другим того, чего не желаешь себе".

В VI—III вв. до н.э. в Китае возникла и оформилась школа легистов (законников). Значительную роль в разработке ее учения сыграли Шэнь Бухай (400-337 до н.э.), Шан Ян и Хань Фэй-цзы (ум. в 233 до н.э.). Легисты противопоставили конфуцианскому ритуалу "ли" закон "фа" и целиком отказались от методов убеждения, положившись на правовое при­нуждение и наказание. Совесть они заменили страхом. Глав­ную цель легисты видели в покорении других царств и воссо­единении с Поднебесной. Для ее достижения предлагалось изгнать из государства излишества, ликвидировать филосо­фию и всякое разномыслие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.