КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ограничение числа МОграничение числа М (числа Маха) вводится для самолетов, аэродинамические характеристики и энерговооруженность которых позволяют достигать таких скоростей, когда влияние сжимаемости может в значительной мере ухудшить летно-технические характеристики и характеристики устойчивости и управляемости. При увеличении числа М свыше 0,4 подъемная сила крыла плавно возрастает при незначительном увеличении лобового сопротивления. Аэродинамические характеристики крыла будут плавно изменяться до определенного числа М, начиная с которого на верхней поверхности крыла местная скорость станет равной местной скорости звука. Такое число М называется критическим и обозначается Мкр. При М > на верхней (а при больших околозвуковых скоростях полета и на нижней) поверхности крыла образуются местные зоны сверхзвуковых скоростей, заканчивающиеся прямыми скачками уплотнения. Явление образования на крыле местных сверхзвуковых зон и скачков уплотнения, сопровождающееся резким падением подъемной силы и еще более резким увеличением лобового сопротивления, называется волновым кризисом. Помимо ухудшения аэродинамических характеристик крыла при М > Мкр резко ухудшаются характеристики устойчивости и управляемости самолета. Число М полета скоростных самолетов ограничивается величиной Мпред =Мкр-АМ, где АМ — запас по числу М, равный 0,05...0,1. Нарушение ограничения числа М может привести к возникновению таких опасных явлений, как обратная реакция по крену на отклонение руля направления, затягивание в пикирование, "валежка" и др. В полете с околокритическими числами М уменьшение фактического угла стреловидности % выдвинутого вперед полукрыла при отклонении руля направления создает условия для более раннего возникновения на этом полукрыле волнового кризиса (рис. 12.2). Падение подъемной силы при волновом кризисе приводит к образованию кренящего момента на другое (на рис. 12.2 правое) полукрыло, т.е. проявляется обратная реакция по крену на отклонение руля направления - крен в сторону скольжения. Одним из признаков превышения предельного числа М является затягивание самолета в пикирование. Суть этого явления состоит в следующем. Пусть самолет летит с некоторым числом М) > > Мпред и сбалансирован на определенном угле атаки (рис. 12.3). При увеличении числа М полета до значения М2, как следует из зависимости сДМ), значение подъемной силы крыла уменьшится (У2 < К[). Кроме того, центр давления сместится назад. Таким образом, кабрирующий момент крыла уменьшится (Мй < Мг1). Так как скорость потока в области горизонтального оперения меньше скорости потока, набегающего на крыло, то критическое число М оперения больше Мкр крыла. Этому способствует и то, что оперение имеет более тонкие профили, чем крыло. Следовательно, волновой кризис на горизонтальном оперении начинается при больших числах М, чем на крыле. Это видно из сравнения кривых с,(М) для крыла и оперения, приведенных на рис. 12.3.
Таким образом, уменьшение кабрирующего момента крыла и увеличение пикирующего момента горизонтального оперения приводят к затягиванию самолета в пикирование. Нарушение ограничения числа М так же, как и нарушение ограничения максимальной скорости, как указывалось, может привести к "валежке". Это может быть вызвано геометрической несимметричностью полукрыльев, вследствие которой при полете с числом М > Мпред на одном из полукрыльев волновой кризис может начаться раньше, чем на другом, что приведет к появлению кренящего момента на то крьшо, где волновой кризис начался раньше. Тенденция к "валежке" может иметь место на всех высотах. На больших высотах "валежка" может появиться при меньших (по сравнению с малыми высотами) скоростях полета, так как на больших высотах Мкр будет достигаться на меньшей скорости. При возникновении явлений, связанных с нарушениями максимальной скорости и числа М, пилот должен устранить причины, приведшие к этим явлениям, т.е. уменьшить скорость и число М полета уменьшением тяги двигателей. Только после этого с помощью органов управления самолет надо вернуть к исходному режиму полета.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 7881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |