КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические факторы
Стресс. Это реакция человека, вызванная сильным раздражителем. Раздражение может быть выражено как в физиологических, так и психологических формах. В авиации больше распространено психологическое напряжение. Иллюзия достижения цели. Доминирующая задача. Сонливость. Преднамеренная подмена мотива. Иерархия целей экипажа существует в каждом полете. Эта иерархия включает: 1) безопасность полета; 2) комфорт пассажиров; 3) выполнение конкретного полетного задания; 4) экономическую эффективность полета; Чрезмерная мотивация в достижение цели. Психологическая установка. Пилот может иметь установку, направленную непосредственно на получение какой-либо информации или осуществление определенного вида активности. Самоуспокоенность (самодовольство). 80. Профессиональная подготовка экипажа: этапы обучения экипажа Этапы обучения экипажа. Профессиональная подготовка пилота на автоматизированном самолете предусматривает формирование двух базовых навыков: навыков управления самолетом в полете и способности воспринимать, понимать и правильно реагировать на специальные сигналы автоматики. Эти навыки базируются на хорошей теоретической подготовке. В наши дни пилоты автоматизированных самолетов редко начинают летать на этих сложных машинах сразу после начала карьеры. Как правило, вначале они формируют свои профессиональные качества (знания и навыки), летая на самолетах, оборудованных традиционными приборами и системами управления. Степень автоматизации этих самолетов намного меньше, следовательно, пилоты получают хорошие общие навыки до того, как начнут летать на автоматизированных самолетах. Это позволяет им быстрее освоить специфику и сложность полетов на автоматизированном самолете. Нынешние студенты и курсанты учебных заведений гражданской авиации все чаще будут начинать летать сразу на автоматизированных самолетах. Возникающие при этом проблемы будут состоять в том, что до начала полетов на автоматизированном самолете у них происходит неполное формирование общих навыков, как двигательных, так и интеллектуальных, по управлению ВС, так как 150 часов учебного налета обеспечивает только начальное их формирование. Три вида обучения пилотов автоматизированных самолетов существует в настоящее время: переучивание, периодическая подготовка, обучение управлению ресурсами экипажа (программа CRM). Главными задачами существующей системы переучивания пилотов являются: • формирование необходимого объема знаний, главным образом знаний конструкции самолета и его автоматизированных систем; • формирование навыков пилотов воспринимать важную информацию при эксплуатации автоматизированных систем, понимать ее, принимать правильные решения и действовать в зависимости от особенностей функционирования систем самолета; • обучение пилотов работать в составе экипажа. 81.Профессиональная подготовка экипажа: общие рекомендации пилотам, приступающим к переучиванию на высокоавтоматизированных ВС Общие рекомендации пилотам, приступающим к переучиванию на высокоавтоматизированные ВС. В результате анализа психофизиологических особенностей деятельности с учетом психологических противоречий, обусловленных высокой автоматизацией самолетов [1], можно дать следующие рекомендации пилотам, приступающим к переучиванию на указанные ВС [51]. 1. Пилоту следует осмыслить недопустимость и отказаться от использования хорошо укоренившихся в подсознании принципов организации взаимодействия в экипаже: • каждый сам отвечает за выполнение своих функциональных обязанностей; • КВС руководит работой экипажа, и его мнение и действия не обсуждаются; • не допустимо сомневаться в решении КВС; 2. Для обеспечения безопасности полета требуется четко осознавать важность постоянного поддержания высокой интеллектуальной и физической активности, а также необходимости выполнения требований по организации взаимодействия в экипаже и понимания его роли в профилактике ошибок. 3. Пилот обязан проникнуться сознанием того, что в подготовке к эксплуатации высокоавтоматизированных самолетов существенно возрастает роль обучения в области человеческого фактора и CRM, целью которых является: • получение знаний об особенностях функционирования психических и физиологических систем организма и об опасных факторах, влияющих на них в полете; • получение знаний о причинах ошибочных действий и способах их предупреждения; • отработка навыков организации оптимального взаимодействия в экипаже, построенного на взаимопомощи, взаимоконтроле и партнерских отношениях. 5. Только постоянная работа пилота над своим внутренним миром с целью осмысления новых принципов эксплуатации высокоавтоматизированных самолетов позволит стать ему профессионально надежным членом экипажа. 82. Профессиональная подготовка экипажа: Переучивание на автоматизированные самолеты Переучивание пилотов на автоматизированные самолеты. Переучивание осуществляется по хорошо структурированной форме, которая включает теоретическую (наземную) подготовку, обучение на целой системе неподвижных тренажеров, обучение на комплексном тренажере (FFS) и обучение на самолете. Теоретическая (наземная) подготовка должна обеспечить пилотов минимумом знаний самолета, необходимых для уверенного обучения и выполнения в дальнейшем своих обязанностей. Обычно эта часть учебного процесса компьютеризирована. Каждый пилот обеспечивается персональным компьютером, необходимыми программами и бумажными копиями необходимой литературы в соответствии с программой переучивания. Обучение на функциональных тренажерах способствует развитию навыков пилотов в подготовке систем самолета и их эксплуатации в полете. Тренажеры с неподвижной платформой (fixed base simulator) — это неподвижные копии кабины изучаемого самолета. На этом этапе обучения экипажи также получают начальные знания и навыки о принципах взаимодействия в автоматизированной кабине. Обучение на комплексном тренажере (ТИБ) используется для развития у пилотов базовых навыков пилотирования и управления системами самолета. Действующие пилоты-инструкторы конкретного типа осуществляют обучение на этом этапе, а также на следующем — на самолете. Такая структура обучения способна подготовить пилотов к эксплуатации автоматизированных самолетов, обеспечив формирование необходимых профессиональных знаний, навыков. Авиакомпания при этом должна обеспечить выполнение трех условий: необходимый уровень профессиональной подготовки пилотов перед началом обучения, наличие качественных программ обучения и высокий профессионализм пилотов-инструкторов. 83. Профессиональная подготовка экипажа: периодическая подготовка пилотов Периодическая подготовка пилотов. Автоматизированные самолеты обладают высокой надежностью и многократным резервированием систем. Обычно первый отказ системы является маловероятным событием и не ведет к АП и даже к ПАП. Вероятность второго отказа аналогичной системы еще меньше, но последствия могут быть более серьезными. Локализация отказов требует от экипажа действий, отличных от тех, которые они осуществляют в обычных полетах, так как они не могут формировать и тренировать их в рейсовых условиях. Для того чтобы пилоты всегда были готовы к правильным действиям в случае аварийной ситуации, авиакомпании организуют и обеспечивают периодическую подготовку, которая проводится обычно каждые шесть месяцев. Содержание этих тренировок в значительной степени похоже на содержание этапа подготовки на комплексном тренажере при переучивании, где акценты расставляются на правильные действия при отказе двигателя, при отказах гидравлической, пневматической, электрической и автоматизированных систем. Пожары на двигателе и самолете, внезапная разгерметизация кабины, экстренное снижение, эвакуация пассажиров и другие особые ситуации также являются элементами содержания периодической подготовки экипажей. И снова необходимо отметить, что качество обучения зависит от содержания программ обучения и от квалификации пилотов-инструкторов и KJIC. Эти две составляющие процесса обучения довольно дорогостоящи, но только они являются реальными «инструментами», которые формируют и поддерживают профессионализм пилотов, что чрезвычайно важно для обеспечения безопасности полетов. 84. Требования к содержанию программ обучения экипажей. Требования к содержанию программ обучения экипажей. При подготовке летных экипажей к эксплуатации автоматизированных самолетов должны быть четко сформулированы требования к содержанию программ обучения. Пилоты, прошедшие полную программу обучения, должны овладеть необходимыми знаниями и навыками, чтобы уверенно управлять автоматизированными системами. Это означает [1, 28]: • полное понимание конструкции автоматизированных систем, ясное представление о процессе их эксплуатации и взаимодействии членов экипажей; • умение осуществлять планирование и управление автоматизированным самолетом в полете с использованием системы управления (РМ8); • умение непрерывно оценивать работу автоматизированных систем; • понимание всех функций и имеющихся ограничений в использовании режимов работы автоматики; • умение при необходимости своевременно понижать статус функционирования автоматики ВС; • способность пилота при необходимости быстро вмешаться в автоматическое управление полетом; • способность брать на себя полное управление самолетом после отключения автоматики; • овладение твердыми навыками в распознавании приближения самолета к режиму сваливания и другим предельным условиям эксплуатации; • выполнение без промедления маневра и других действий по выходу из критических ситуаций в полете после срабатывания аварийной сигнализации; • умение принимать решения с помощью автоматики, а не слепо следовать за ней. Современные самолеты требуют от пилота, в дополнение к способности управлять компьютерными системами самолета, сохранять все качества, которые составляют профессиональную подготовку: дисциплину, навыки, знания, ситуативную осведомленность, способность принимать решения [5]. Программы обучения, в том числе и дополнительного, должны позволить пилотам овладеть всеми этими профессиональными знаниями, навыками и качествами. Необходимо принять во внимание, что безопасность эксплуатации современного самолета в полете зависит не только от пилотов и от экипажа салона, но и от других лиц (например, диспетчеров ОВД, персонала по ТО АТ и др.). Требования к преподавателям, пилотам-инструкторам и КЛС при обучении пилотов эксплуатации автоматизированных самолетов должны развиваться и усиливаться. Особое значение должно придаваться способности преподавателей и пилотов-инструкторов доходчиво объяснять принципы работы, особенности эксплуатации, давать оценку функциям автоматизированного самолета, демонстрировать использование БМ8 в полете. Отбор пилотов-кандидатов для обучения на автоматизированные самолеты должен учитывать как профессиональные, так и психофизиологические характеристики личности пилота. Существуют свидетельства [28], что процесс обучения на автоматизированные самолеты для возрастных пилотов, а также для членов летного состава обычных самолетов, которые длительное время были подчиненными в экипаже, включая вторых пилотов, бортинженеров и штурманов, является чрезвычайно затруднительным. Перед прохождением курса подготовки за рубежом необходимо предварительное изучение английского языка. Полезна и подготовка по основам автоматического управления. Полученные при этом знания могут помочь стажеру впоследствии более глубоко понять конструкцию и работу автоматических устройств самолета.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |