КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Полет в условиях разрядов атмосферного электричества
При полетах в грозовой зоне на ВС могут оказывать воздействие разряды атмосферного электричества, что влияет непосредст- ltd 1110 I lil)ффеМ Ш1МОГП. JICIIIoM IKC'IIJiyiliimiUI и II ряде случаен ирииодит к нон in KHonci i и К) особых ситуаций. Молнии — электрические разряды возникают между частями облаков, облаком и землей, облаком и самолетом, который заряжается статическим электричеством от облаков, осадков и заряженных частиц, уносимых реактивными струями двигателей. Для возникновения электрических зарядов необходимо, чтобы в облаке существовало неоднородное электрическое поле. Если его напряженность меньше некоторого критического значения, то разряда между частями облака не происходит. Самолет имеет собственный электрический заряд, поэтому при его перемещении в облаке напряженность может превысить критическое значение, следствием чего будет электрический разряд в самолет. Состояния облачности во время полетов можно разделить на две категории: электрически неактивные (негрозовые) с малой вероятностью электрического разряда в самолет и электрически активные (грозовые), в которых эта вероятность весьма велика. В кучево-дождевых облаках малой активности молнии, как правило, не возникают, однако если вблизи такого облака окажется самолет с большим электрическим зарядом, то он вызовет разряд на себя, т.е. разряд провоцируется самим самолетом. Наиболее вероятные условия для электрических разрядов в негрозовой облачности существуют в тех ее местах, где температура воздуха близка к О °С. Скоростные реактивные самолеты заряжаются интенсивнее, чем малоскоростные. Наибольшие по величине электрические заряды образуются на самолетах при полетах в кучево-дождевых, мощно-кучевых, высокослоистых и слоисто-дождевых облаках. Выполнение полетов ВС в грозовой зоне строго регламентировано. Экипажам категорически запрещено преднамеренно входить в мощно-кучевую и кучево-дождевую облачность. Однако избежать поражения ВС разрядом удается не всегда, так как молнии могут поражать и вне таких зон, когда экипаж заблаговременно не видит признаков высокой электризации атмосферы по маршруту. Поэтому принимая решение на вылет, командир ВС должен учитывать характер гроз (внутримассовые, фронтальные), расположение и перемещение грозовых (ливневых) очагов, маршруты обхода. При подходе к грозовой зоне командир ВС должен оценить возможность продолжения полета и принять решение об обходе опасной зоны или о полете на запасной аэродром. Вероятность поражения ВС электрическим зарядом зависит от высоты полета. На воздушных линиях малой и средней протяженности вероятность поражения ВС оценивается величиной (0,4...0,5)-10~3, а на трассах большой протяженности, где эшелоны находятся в верхней тропосфере, она уменьшается до (0,1...0,2)-10_3. Максимальное число поражений ВС электрическими разрядами происходит при полетах в диапазоне высот от 1500 до 3000 м (рис. 12.7). Более 90 % ВС поражаются разрядами в районе аэродрома на этапах набора высоты и снижения. Вероятность поражения повышается при наличии в конструкции заостренных элементов. Поражение электрическим разрядом ВС опасно как для его конструкции, так и для экипажа и пассажиров. Разряд оказывает на ВС индукционное, тепловое и механическое воздействия. Индукционное воздействие обусловлено индукцией потенциала в электрических цепях ВС, находящихся вблизи разряда. Более 50 % повреждений и отказов вследствие воздействия разрядов приходится на авиационное и радиоэлектронное оборудование. К ним относятся отказы УКВ-радиостанций, систем "Курс — МП", радиолокатора, радиокомпаса из-за пробоя кабелей антенно-фидерных систем, нарушения изоляции монтажных проводов, выгорания штепсельных разъемов, повреждения входных контуров и т.д.
Тепловое воздействие проявляется в виде оплавления металла в местах удара разряда, оплавления и прожога диэлектрических обтекателей антенн и радиолокатора, оплавления заклепок и элементов соединений по пути тока разряда, оплавления задних кромок рулей, элеронов, триммеров, выступающих датчиков и других элементов конструкции, а также расплавления обшивки в местах выхода тока. Искровой пробой внутри топливных баков или чрезмерный перегрев их стенок может вызвать воспламенение топливовоздушной смеси. Механические факторы электрических разрядов обусловлены тепловым и магнитным воздействиями в местах входа и выхода молнии, снижающими прочность материалов и деформирующими элементы конструкции. В результате воздействия набегающего потока деформация поврежденных элементов может возрастать, а прожоги в обшивке фюзеляжа и крыла увеличиваться. Основными признаками сильной электризации самолета и повышенной вероятности разряда являются: шумовой фон с треском при радиообмене, беспорядочные перемещения стрелок радиокомпасов, появление свечения на консолях крыла и оперения и лобовых стеклах кабины в ночное время. Для снижения опасности разряда следует использовать электростатические разрядники, разместив их в наиболее подверженных формированию заряда местах. С помощью разрядников заряд стекает в атмосферу. Анализ авиационных происшествий и их предпосылок, связанных с поражениями ВС разрядами атмосферного электричества, показывает, что основными их причинами являются: по метеообеспечению — отсутствие в аэропортах метеорологических радиолокаторов или грозопеленгаторов, несовершенство технологии использования данных метеолокаторов, отсутствие обязательной устной метеоконсультации экипажей об опасных метеоявлениях; по службе ОВД — разрешение на полеты при наличии грозовой деятельности по маршруту, неудовлетворительное руководство экипажем при обходе и выходе из грозовых зон в районе аэродрома; по летному составу — невыполнение экипажами требований руководящих документов в части регламентирования полетов в сложных метеоусловиях. 69. Уровни автоматизации ВС: ручное управление 70. Уровни автоматизации ВС: полуавтоматическое управление 71. Уровни автоматизации ВС: автоматическое управление
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 2732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |